еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Демократия нам не по карману? (№ 21 (77) от 31 мая 2011 г.)

До будущих выборов ещё далеко, но это не мешает участникам общественных организаций размышлять об устройстве избирательного процесса в нашей стране и крае, задаваться вопросом: почему низка политическая активность граждан и что надо делать, чтобы привить гражданам вкус к политической жизни, в частности, к выборам?

Именно так сформулировала тему состоявшегося в минувший понедельник в Ставрополе «круглого стола» «Выборы и гражданское действие» координатор регионального отделения Всероссийской Ассоциации в защиту прав избирателей «ГОЛОС» Алла Липчанская.
Тема, на первый взгляд, езженная-переезженная, и тут невозможно сказать что-нибудь новое. Однако выяснилось, что говорить есть о чём. Направление и остроту дискуссии задал руководитель общественной организации «Конгресс интеллигенции Ставрополья» Василий Красуля, который в своём выступлении попытался ответить на вопрос: почему у нас нет гражданского общества и самоуправления?
Быть гражданином, считает В. Красуля, это прежде всего обладать ресурсами для осуществления гражданского действия: покупать газеты, поддерживать своих политиков, нанимать адвоката, арендовать помещения для встреч, спонсировать затраты на проведение публичных акций.
Нынешний способ распределения национального дохода в нашей стране исключает большинство жителей (70-80 процентов) из активных участников гражданского процесса. Известно, что в развитых странах мира с устоявшейся демократией две трети произведённого национального дохода расходуется на оплату труда. В России – менее трети. Добавим сюда фантастическое расслоение по уровню заработной платы в зависимости от того, где и кем ты работаешь. Вывод напрашивается сам собой: среднему россиянину не по карману содержать демократию.
Большинство наших земляков не в состоянии оплачивать затраты, необходимые для того, чтобы активно участвовать в политическом процессе. Например, хотя бы покупать газеты, причём разных политических ориентаций, чтобы быть в курсе событий и сложить собственное мнение.
Сегодня все ресурсы сконцентрированы в руках узкой (1-3 процента) прослойки населения страны. Сформировался класс, который может позволить себе нанимать политиков и администраторов, адвокатов, журналистов, политтехнологов, разносчиков листовок, писателей, художников, учёных, иметь своих ходатаев в структурах всех ветвей власти. Этот класс и представлен на политической арене. Его представители решают в его пользу все вопросы на местном уровне. Один из наглядных пример – безжалостная вырубка заповедных лесов, точечные застройки. Подавляющее большинство горожан осуждают это, но бессильны что-либо изменить.
Рядовой россиянин не может активно участвовать ни в политике, ни в самоуправлении, потому что не обладает необходимыми для этого ресурсами.
Пока это положение не изменится, разговоры о гражданском обществе, в том числе и местном самоуправлении, как краеугольном камне гражданского общества, будут оставаться утопическими пожеланиями.
То, что сегодня в Ставропольском крае называют гражданским обществом и самоуправлением – это имитация, вредная тем, что заслоняет безнадёжность положения дел.
Гражданское общество и самоуправление – это, прежде всего, участие граждан в распределении местного произведённого продукта, местного бюджета. Это либо личное участие в работе низовых структур самоуправления (хутор, квартал, микрорайон), либо через своих представителей в муниципальных органах.
Сегодня рядовые граждане не обладают достаточной информацией, чтобы адекватно оценивать сущность происходящих социальных и экономических процессов.
Нет механизмов, которые позволяли бы гражданам выдвигать свои проекты и контролировать их исполнение.
Отдельного разговора заслуживает отсутствие действенного механизм контроля за ветвями власти: судебной, исполнительной, законодательной. Нет действующего механизма давления на местных чиновников.
И как итог – горожане превратились в беспомощную и беззастенчиво манипулируемую массу, которая нужна власти только для того, чтобы, участвуя в формальных процедурах выборов, легитимировать эту самую власть.
Для того чтобы наделить граждан материальными средствами для их полноценного участия в общественных процессах, необходимо перераспределить материально-финансовые ресурсы в стране за счёт кардинального урезания доходов уже упоминавшейся верхней паразитической прослойки, которая контролирует от 80 до 90 процентов богатств России.
В разы должна быть увеличена средняя заработная плата, пенсии, пособия. Для решения этой задачи мало одной только воли. Но что посильно уже сегодня, так это расширение избирательных прав и гарантий граждан, запуск механизмов прямого народовластия на местном уровне.
Василий Красуля предложил участникам «круглого стол» обсудить ряд конкретных инициатив, направленных на стимулирование процессов формирования гражданского общества в Ставропольском крае. По мнению известного журналиста и правозащитника, должны быть внесены существенные изменения в избирательное законодательство, в результате чего избиратели должны получить право:
Всенародно выбирать губернаторов.
Всенародно выбирать сенаторов.
Всенародно  выбирать глав муниципальных образований.
Всенародно выбирать руководителей районных и городских органов полиции.
Всенародно выбирать уполномоченного по правам человека краевого, городского и районного уровней.
Всенародно выбирать районных и городских прокуроров.
Всенародно выбирать районных судей из нескольких кандидатов, предложенных по установленной процедуре.
Отзывать глав поселений по недоверию избирателей.
Отзывать депутатов местных предстательных органов по недоверию избирателей.
Право нескольких депутатов местных советов, заручившихся поддержкой нескольких сотен избирателей, вносить законопроекты в региональный орган представительной власти.
Право депутатов представительных органов в соответствии с оговорённой процедурой ставить вопрос об отставке любого чиновника соответствующего уровня исполнительной власти.
Право нескольких депутатов региональных Собраний, заручившихся поддержкой нескольких тысяч избирателей, вносить законопроекты в Государственную Думу РФ.
По желанию получать всю информацию о движении финансов, материально-технических и трудовых ресурсов, знакомиться со всеми подписанными руководителями местных органов власти документами; причём все эти документы должны быть открыты для свободного доступа в Интернете.
Предоставление права группе граждан, заручившихся поддержкой 50-70 избирателей, вносить проекты нормативных актов в органы местного самоуправления.
Любая критическая публикация в зарегистрированном должным образом СМИ должна быть обсуждена в соответствующем ведомстве и на неё должен быть подготовлен ответ за подписью первого лица.
Резолюции и требования любой публичной заявленной акции (пикет, пикет одного человека, митинг, шествие) должны быть рассмотрены в органах, к которым обращаются инициаторы публичной акции, и на них должны быть даны ответы.
Учредить в краевом центре (так же в других городах края) контрольный орган (предусмотрено законом о местном самоуправлении), руководитель которого избирается всенародно на прямых выборах.
Участники обсуждения согласились, что предложенные инициативы могли бы существенно оживить политическую жизнь в стране, влили бы свежую кровь в самоуправление, которое никак не «заводится». Были высказаны замечания и внесены дополнения, которые будут учтены при подготовке итогового документа с последующим вынесением его на обсуждение жителей края.
На заседании «круглого стола» было одобрено предложение координатора регионального отделения «ГОЛОСа» Аллы Липчанской о начале консультаций с тем, чтобы в ближайшее время сформировать коалицию общественных организаций для налаживания совместного наблюдения за ходом грядущих выборов.

Владимир НИКОЛАЕВ

Комментарии ()