еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ставрополью быть (№ 32 (139) от 14 августа 2012 г.)

1911 год. Мировая общественность уже ощущает приближение трагедии первой мировой войны. В Лондон, на Всемирный конгресс рас, направляются делегации со всего мира.
Честь представлять Россию на конгрессе, собравшем более трёх тысяч человек, разделил с Л.Н. Толстым наш земляк, известный в то время отечественный правовед Александр Семёнович Ященко.
Доклад великого писателя-миротворца, к тому моменту ушедшего из жизни, зачитали на пленарном заседании. Выступление А.С. Ященко «Роль России в сближении Востока и Запада» также прозвучало в первый день конгресса, длившегося неделю.
Обращаясь к мировому форуму, Ященко сказал: «…вражда рас и война – явления ненормальные, они должны быть преодолены... В великой борьбе между восточным и западным гением на Россию, по-видимому, пала роль примирителя, осуществителя высшего синтеза... Все страдания, мучительный разлад, нестроения и постоянные потуги, которыми полна жизнь русского народа, так же как и его достижения и утверждение на достигнутых позициях, суть результаты этого серединного положения России…».
Крупный специалист в области международного и государственного права, историк философии и литературы, издатель и журналист Александр Семёнович Ященко родился в Ставрополе 24 февраля (8 марта) 1877 г. в купеческой семье.
Весной 1919 г. в составе первой советской делегации командирован в Берлин для обсуждения дополнительных параграфов к Брестскому миру, но назад в Советскую Россию возвращаться отказался, став одним из «невозвращенцев».
Умер 10 апреля 1934 года.
До отъезда за границу часто бывал на родине – в г. Ставрополе.
До сих пор ни один российский учёный не внёс большего, чем А.С. Ященко, вклада в разработку фундаментальной темы федерализма. Ссылки на основные труды профессора – «Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века», «Теория федерализма», «Опыт синтетической теории права и государства», – обязательны для любой современной научной работы о федерализме. Ященко считал, что федерация всегда имеет тенденцию эволюционировать к образованию унитарного государства. В России же федерализм, по мнению учёного, «мыслим, лишь как раздробление единой суверенной власти».
Распад СССР доказал историческую правоту А. Ященко, а новые государства постсоветского пространства, кроме Российской Федерации, несмотря на внутреннюю полиэтничность, выбрали для себя более устойчивую унитарную модель государственного устройства.
В своей «Теории федерализма» Ященко писал: «Нужно противодействовать всякому федеративному течению как жизнеразрушительному … следует всячески содействовать разумному и целесообразному самоуправлению, как жизнь созидающему и утверждающему началу...»
Можно соглашаться или не соглашаться с выводами А.С. Ященко, но замалчивать, извращать или интерпретировать их в угоду политической конъюнктуре, как это делают апологеты российского федерализма, никто не имеет права.
Чем обернулся новый российский этнический федерализм для русского (казачьего) населения Юга России?
После распада Союза в Российской Федерации удельный вес русских увеличился на 20 процентов.
В то же время на территории Ингушетии русских осталось менее двух процентов. В Дагестане – сократилось с 12 до 6 процентов. В Северной Осетии – только во Владикавказе – удельный вес русских, по экспертным оценкам, за последние десять лет уменьшился с 50 до 30 процентов. В Карачаево-Черкесии каждая третья русская семья желает выехать из родных мест.
В Чеченской Республике из 400 тысяч русских почти никого не осталось.
В этих условиях на Ставропольский край, включённый в состав СКФО, ложится особая ответственность за судьбу государствообразующего русского народа, проживающего в пределах Северного Кавказа.
Научное наследие нашего земляка А.С. Ященко может служить теоретической и концептуальной основой в тот исторический момент, когда все официальные воззрения в России в сфере межнациональных отношений зашли в тупик и терпят явное фиаско.
Популистское заявление губернатора Краснодарского края А. Ткачёва породило таковое же со стороны губернатора Ставропольского края В. Зеренкова, но, обозначив проблему, они оба не приблизились к её разрешению. Неужели можно всерьёз полагать, что в поражённых коррупцией краях создание казачьей милиции сможет серьёзным образом повлиять на процессы, связанные как раз с коренной проблемой российского федерализма, которую обозначил ещё в 1994 году Президент России Б. Ельцин?
В своём послании Федеральному собранию в 1994 года Б. Ельцин признал, что «…Россия всё последнее десятилетие пытается преодолеть угрозу дезинтеграционных этнополитических процессов, порождённых ... противоречивостью двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов – национально-территориального и административно-территориального».
Признание лидера страны в том, что угроза безопасности России заложена в самой структуре государства, получило подтверждение уже через несколько месяцев в 1994 году. Война законов между Центром и субъектами федерации, когда Чечня и Татарстан не подписали Федеративный договор, была умело использована экономическими лоббистами в российском руководстве.
Под информационной завесой, заполнившей СМИ в связи с развернувшимися полномасштабными боевыми действиями в Чечне, в 1995-96 г.г. были приватизированы все самые крупные объекты отечественной нефтегазовой промышленности.
Понимая всю опасность подобного развития событий на Юге России, русские губернаторы на местах просто вынуждены изобретать какие-то инициативы лишённые, по сути, официальной теоретической базы и даже противоречащие федеральным установкам на порядком надоевшую всем американскую «толерантность».
Главам соседних республик Северного Кавказа куда легче. В республиканских конституциях заложены основные положения о защите национальных прав их титульных (или субъектообразующих) народов. Республиканские официальные лидеры, по сути, являются и национальными лидерами и могут открыто заявлять, что защита интересов ингушского, чеченского, адыгского или любого другого титульного народа является их конституционным и человеческим долгом.
А. Ткачёв и В. Зеренков лишены этого права как теоретически, так и конституционно, и любое их заявление о поддержке русского населения или казаков будет приводить к яростным обвинениям в национализме, шовинизме и т.п. И это несмотря на то, что, как и национальные лидеры в своих республиках, они несут ответственность прежде всего за 80 процентов русских, населяющих Ставропольский и Краснодарский края.
Ткачёв свою позицию заявил и, похоже, не намерен отступать.
У ставропольского губернатора также может быть продуманная аргументация, основанная на новейшей истории Ставропольского края в системе федеративных отношений на Северном Кавказе.
На Юге России общефедеральная «идеологическая дерусификация» обернулась массовым исходом русских и казаков из мест их исторического проживания.
Для русского населения региона не оставила надежды на будущее и «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года», предложенная стране полпредом А. Хлопониным. Признавая необходимость участия русского населения в модернизационных преобразованиях на территории СКФО, этот государственный документ фактически признаёт полную дерусификацию до 2035 года Чеченской Республики, а также республик Ингушетия и Дагестан.
Тем самым и для других северокавказских республик, а также Ставропольского края исход русского населения становится ближайшей исторической перспективой.
В отсутствие какой-либо внятной государственной национальной политики выход из угрожающей ситуации может быть один – это самоорганизация многочисленного русского населения ради сохранения мира и стабильности для себя и соседей по региону. И губернатор Ставропольского края просто обязан чётко сформулировать проблему.
На региональном уровне основными задачами руководства и общественности Ставропольского края являются:
– защита прав русских (казаков), как равноправного и коренного народа субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Кавказского федерального округа;
– русский Ставропольский край должен рассматриваться как территория, на которой соблюдаются права человека любой национальности. В свою очередь, Ставропольский край, его руководство, общественные организации и население совместными усилиями должны организовать систему моральной и экономической поддержки русскому (казачьему) населению, проживающему в сопредельных республиках и защищать его права доступными правовыми формами.
Для оздоровления общественно-политической обстановки в крае необходимо повсеместно провести прямые всенародные выборы глав муниципальных образований.
Именно такой фильтр сейчас необходим для снижения коррупционной составляющей в экономике Ставрополья и снятия межнациональной напряжённости.
Научное и экспертное сообщество в крае должно активно включиться в процесс сохранения экономической и территориальной целостности Ставропольского края, его этнического баланса с использованием теоретической базы, оставленной нашими великими земляками, такими как Александр Семёнович Ященко.
К сожалению, на современном этапе развития российской государственности русским и казакам Юга России больше обратиться не к кому, а собственная история подскажет правильный путь…
Сергей ПОПОВ, доцент кафедры теории государства и права РГУПС

Комментарии ()