еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Если он уйдёт, это навсегда (№ 24 (131) от 19 июня 2012 г.)

Некоторые заметки о положении русского народа на Северном Кавказе.
Опасная мозаика
К сожалению, в России создана и продолжает развиваться изощрённая политическая система, когда интересы русского народа не представлены ни в политической, ни в экономической, ни в духовной областях. Убедительное подтверждение этому – отсутствие в конституции РФ слова «русский». Наиболее сложным в этой связи является положение славянского населения, проживающего в Северо-Кавказском регионе, в условиях существования национально-государственных образований.
Разворачивающееся в стране протестное движение в Северо-Кавказском регионе имеет свою региональную специфику. Так, реанимируется вопрос о целесообразности создания местной «вертикали власти» – СКФО с центром в г. Пятигорске. Отметим, что его создание не остановило тенденцию к нарастанию напряжённости и росту конфликтогенного потенциала. Данные проводимых исследований убедительно показывают: СКФО сегодня представляет собой опасную мозаику, здесь соседствуют регионы сразу трёх эпох исторического развития – традиционного, индустриального, информационного. Бок о бок – очаги социального расслоения и жуткой напряжённости, в первую очередь, межнационального характера.
Создание СКФО подтвердило самые худшие ожидания – Ставропольский край оказался искусственно оторван от традиционных соседей – русских регионов, и в новом статусе превратился в придаток для республик Северного Кавказа. Преимущественно русское население Ставропольского края, не имея такого статуса, какой имеют республики, и не имея конституционных и иных правовых оснований для своей защиты, стало подвергаться ещё большим притеснениям и унижениям (понятие «русский» вообще не зафиксировано ни в каких документах Российской Федерации. Как можно защищать то, что юридически отсутствует).
Угроза стабильности на Кавказе
Не выдерживают критики постоянные упоминания политиков о бедственном положении населения республик, о высокой безработице и т.п. Дело в том, что высокий уровень «теневой» экономики в регионе, не учитываемый статистикой (до 70 процентов), позволяет жителям республик иметь более высокий жизненный уровень, чем во многих регионах проживания русского населения. В этой связи неудивительно, что большинство славянского населения Юга России негативно восприняли последнее заявление премьера Путина о том, что центральная власть продолжит приоритетное финансирование северокавказских республик.
Подлинными угрозами политической стабильности на Юге России являются:
– неравноправное положение Ставропольского края с соседними республиками, что порождает настроения несправедливости и ущемленности у ставропольчан (основные потоки денежных вливаний из
Москвы идут, как известно, в республики, минуя Ставропольский край);
– масштабная экономическая экспансия граждан из соседних республик (приезжие активно скупают недвижимость, укрепляют свои экономические позиции), рост преступности, обусловленный поведением мигрантов, порождают тревогу и чувство личной незащищённости у жителей региона;
– подобное развитие событий вновь и вновь будет ставить вопрос о выходе Ставропольского края из состава СКФО. Формы недовольства могут быть разными, но критика этого решения власти будет только нарастать, поскольку положение славянского населения, если не принять радикальных мер, будет только ухудшаться;
– начался исход славянского населения из Ставропольского края (в соседних республиках он уже практически вошёл в завершающую фазу). Свидетельством этого является распространённое мнение, что славянское население округа и теперь уже Ставропольского края «предано» московской властью в угоду элитам соседних республик, и что лучше уже не будет.
Проблема заключается в том, что, уходя из региона, русские будут уносить с собой и российское государство, приводя к экономической разрухе на кавказских территориях и к смертельным схваткам местных элит по переделу оставшихся ресурсов.
Подчеркнём – исход русских из Северо-Кавказского региона имеет необратимый характер, и непонимание этого является опасным заблуждением.
Почему молчит власть?
Продолжение существования СКФО с аппаратом полномочного представителя президента имело бы смысл, если бы ставило целью решение сложнейших социально-экономических и политических проблем региона через понижение статуса республик до положения Ставропольского края и возвращение их в правовое поле РФ.
Существование же политической системы национально-государственных образований делает бессмысленным наличие СКФО с его структурами в таком виде, поскольку без принятия названных решений Северный Кавказ останется «бездонной бочкой», поглощающей финансовые и иные ресурсы, но, как это ни парадоксально, воспроизводящей угрозы российской государственности всё в больших и больших масштабах.
Ну а что же власть? Есть какие-либо сдвиги позитивного плана в позиции властных структур?
Путин в своей статье о национальном вопросе прямо отметил, что если в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан.
В таком случае применительно к региону Северного Кавказа, где продолжается исход русского населения из республик (и теперь уже из Ставропольского края), замалчивание аппаратом полномочного представителя президента в СКФО названных проблем является свидетельством прямого невыполнения своих должностных обязанностей.
После подобного заявления теперь уже президента РФ Путина отныне говорить о «русских проблемах» не должно считаться чем-то крамольным и неприличным. Тогда почему в самом проблемном для русских и, соответственно, для российской государственности регионе власть по-прежнему молчит, не ставит проблему и не намечает пути её разрешения? Это является ничем иным, как очевидным свидетельством политической безответственности и некомпетентности чиновников высокого уровня, не способных видеть, понимать и разрешать крайне опасные для российской государственности проблемы.
На кого можно опереться
Для укрепления политической стабильности на региональном уровне чрезвычайно важно интегрировать во власть ответственных руководителей славянских и русских организаций региона и учить их управлению таким сложным организмом, как российское государство.
Стратегическое решение проблем Северного Кавказа единственно возможно при условии изменения положения самого русского народа в стране. Обращение властных структур к решению его нужд и проблем, успешное развитие русского народа будет самым убедительным примером для всех других народов РФ, в том числе и живущих на Северном Кавказе, весомым аргументом в пользу сохранения с ним связей в рамках единого государства.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на ту работу, которую проводят Общественные палаты Ставропольского края и руководство Пятигорского округа Кавказской Казачьей Линии. 27 мая в ст. Курской состоялось совещание Совета атаманов названного округа, которое показало чётко выраженный государственнический подход и патриотизм казачества, готовность работать на благо Отечества.
Вызывает недоумение, что властные структуры в условиях кризиса российской государственности не видят в упор той силы, что способна её укрепить. Такое же недоумение мне приходилось встречать в работах американских советологов, когда они не понимали, почему политическое руководство СССР в период назревания развала страны не смогло (не захотело?) опереться на казачество и тем самым укрепить государственность.
Новому руководству края – на заметку – берите эти кадры во власть. Руководитель Общественных палат края С. Попов, атаман Ю. Чуреков, активные участники Общественных палат и казачества Н. Ляшенко, В. Тимофеев – это уважаемые люди, пользующиеся доверием граждан и, вне всякого сомнения, способные принести пользу. Что ещё надо?
Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, доктор политических наук, профессор

Комментарии ()