еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Жертвы и мученики русской смуты

В день столетней годовщины принятия печально известного советского постановления «О красном терроре» в ставропольском историческом парке «Россия - моя история» прошло мероприятие, посвящённое памяти тех, кто стал жертвами большевистской карательной машины. Проведено оно было по инициативе руководства Ставропольской духовной семинарии, и несмотря на то, что предназначалось в первую очередь студентам, принять участие в тематической экскурсии мог каждый посетитель музея. А в конференц-зале комплекса состоялась встреча, участники которой вспоминали о жизни и деятельности протоиерея Иоанна Восторгова - нашего земляка, ставшего одной из первых официальных жертв политических репрессий.

Роковые выстрелы Фанни Каплан

Что же представляло собой постановление, давшее официальный зелёный свет массовой расправе над теми, кто в недалёком будущем получит клеймо «врага народа»? Согласно официальной версии советских историков, принятый 5 сентября документ стал ответом на «акты контрреволюционного террора», совершённые 30 августа - убийство председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого и неудачное покушение на главу советского правительства Владимира Ленина.

Однако эти события стали всего лишь поводом к юридическому обоснованию физического уничтожения всех, кто был хоть в чём-то не согласен с политикой большевистского Совнаркома. Будет уместным напомнить, что ни убийца М. Урицкого Леонид Канегиссер, ни покушавшаяся на В. Ленина Фанни Каплан не имели никакого отношения ни к белому движению, ни к какой-либо из связанных с белогвардейцами запрещённых политических партий (к тем же кадетам), ни к аморфному монархическому подполью.

Что касается принадлежности Каплан к партии эсеров, то в этом случае всё произошедшее является обыкновенными внутренними разборками в лагере победивших революционеров. Но первыми официальными жертвами «красного террора» стали отнюдь не эсеры, а те, кто ранее играл более-менее заметную роль в политической жизни Российской империи. Так, в день принятия постановления в Москве были расстреляны ряд видных царских сановников и религиозных деятелей, на момент ареста и казни не принимавших никакого участия в общественно-политической деятельности. Здесь будет уместным подчеркнуть, что история белого движения не отмечена подобными людоедскими нормативно-правовыми актами.

Когда все средства хороши

Экскурсия в ставропольском музее не ограничивалась узкими рамками 1918 года. Посетителям рассказали о бурных событиях начала ХХ века - Первой мировой войне, февральской революции, большевистском перевороте и последовавшем за ним гражданском противостоянии, репрессивной политике 30-х годов, а также о том, как отразилось каждое из них на жизни нашего региона.

Проецируемые на музейные мониторы цитаты из писем и директив главы Совнаркома В.И. Ленина как нельзя лучше подтверждают, что «демоны революции» никогда не скрывали своих истинных целей и ради прихода к власти были готовы погрузить страну в хаос кровавой междоусобицы. «Лозунг наш - гражданская война. Мы не можем её сделать, но мы её проповедуем и в этом направлении работаем», - писал Ленин своему товарищу по партии А. Шляпникову в 1914 году.

                                                                                        

 

Потому нет ничего удивительного в том, что и политика государственного террора получила своё идеологическое обоснование, а к её воплощению в жизнь большевики готовились задолго до прихода к власти. «Нисколько не отрицая в принципе насилия и террора, мы требовали работы над подготовкой таких форм насилия, которые бы рассчитывали на непосредственное участие массы и обеспечивали бы это участие», - гласит цитата из ленинской работы «Революционный авантюризм», написанной в 1902 году.

Вот более поздние высказывания вождя мирового пролетариата. Из письма, направленного в 1922 году наркому юстиции Дмитрию Курскому: «Суд должен не устранить террор - обещать это было бы самообманом или обманом, - а обосновать и узаконить его». Не менее показателен фрагмент другого письма, написанного в том же году и адресованного Льву Каменеву: «Величайшая ошибка думать, что НЭП положил конец террору. Мы ещё вернёмся к террору, и к террору экономическому».

Заметим, что это было написано в то время, когда отгремели залпы Гражданской войны, белое воинство совершило свой трагический исход из Крыма и Сибири, было подавлено тамбовское восстание, а последние искры антисоветского повстанчества вспыхивали только на окраинах государства. Против кого же планировалось направить экономический и политический террор, о котором пишет вождь российских якобинцев? Ближайшее будущее покажет: против собственного народа - крестьянства, интеллигенции, духовенства, мелкого предпринимательства, возрождавшегося в условиях недолгой экономической оттепели.

Критерий виновности - происхождение

К сожалению, объём времени, отведённого для экскурсии, не позволил отразить всю кровавую хронику событий, произошедших на Ставрополье в годы Гражданской войны. Отметим только, что практиковать репрессии против инакомыслящих местные большевики стали ещё до официального принятия правительственного постановления.

Революционный террор в Ставрополе начался в ночь на 20 июня 1918 года, а его первой жертвой стал гласный городской думы педагог А. Чернышев, убитый за критику Советской власти. Мрачную известность получила зверская расправа, учинённая над 80-летним героем Кавказской войны генералом Павлом Мачканиным. В течение недели город был погружён в атмосферу страха. Ответом на репрессии стало знаменитое офицерское восстание под руководством братьев Ртищевых, вспыхнувшее в ночь с 27 на 28 июня. Памятник его участникам торжественно открыли в ноябре прошлого года на территории ставропольского Андреевского храма.

Осенью 1918 года последовали новые казни, уже официально санкционированные. На этот раз кровью были залиты Кавказские Минеральные Воды. Здесь сложили свои головы представители известных аристократических фамилий Урусовых, Шаховских, Бобринских, царские генералы Н. Рузский и Р. Радко-Дмитриев, контр-адмирал А. Капнист и многие другие, кто не принимал участия в Гражданской войне и чья вина состояла в происхождении или былых заслугах - так называемые «бывшие».

                                                                                    

 

Жизнь за веру и отечество

По окончании экскурсии в конференц-зале комплекса состоялась встреча, посвящённая 100-летию со дня мученической гибели протоиерея Иоанна Восторгова (подробно о нём - в материале «Крестный путь русского Златоуста», опубликованном в №35 (448) от 4 сентября 2018 года). http://www.stav-reporter.ru/obshhestvo/krestnyij-put-russkogo-zlatousta-ioann-vostorgov

И. Восторгов - выдающийся миссионер, религиозный и общественно-политический деятель, один из лидеров российских монархистов начала ХХ века. Он окончил Ставропольскую духовную семинарию, преподавал в Ставропольской мужской гимназии. После многолетней миссионерской и просветительской работы в Закавказье в 1913 году о. Иоанн был назначен настоятелем московского собора Василия Блаженного. Оставаясь непререкаемым духовным авторитетом для своих прихожан, И. Восторгов был казнён в Москве 5 сентября. В 90-е годы состоялась реабилитация, а в 2000 году о. Иоанн был причислен к лику святых.

В столетнюю годовщину казни И. Восторгова о его жизни и пастырском подвиге рассказывали преподаватели Ставропольской духовной семинарии священники Михаил Моздор и Евгений Шишкин. Развёрнутый доклад иерея Александра Пантюхина был посвящён антицерковной политике большевиков, ставшим её жертвами священнослужителям, а также уголовному делу, сфабрикованному в отношении о. Иоанна, и обстоятельствам его преждевременной смерти.

Яркая жизнь этого неординарного человека отражает нелёгкий исторический путь, пройденный Россией и её народом в начале ХХ века: революционные потрясения 1905 года, испытания Первой мировой войны, крах российской государственности, погружение в хаос братоубийства. И на фоне этих глобальных политических катаклизмов перед нами предстаёт фигура несгибаемого русского патриота, пожертвовавшего жизнью за свои религиозные и политические убеждения.

Комментарии ()