еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Жаркие баталии вокруг минералки

В последнее время всё отчётливее стали вырисовываться контуры отчаянной борьбы, которая развернулась в курортном регионе КМВ за право получить полный контроль над промышленным розливом природных минеральных вод. Десятилетия относительно бесконфликтного сосуществования трёх десятков заводов розлива остались в прошлом. Приметой нашего времени стали непрекращающиеся судебные споры, участники которых пытаются разобраться, какую минеральную воду следует называть «правильной», а какую обозвать обидным словом «контрафакт».

К этому увлекательному процессу подключились многие структуры, пожелавшие внести свою лепту в благородное дело «наведения порядка» на рынке бутилированных вод. Весьма примечательно, что среди активных борцов за чистоту кавминводской минералки оказались Совет Федерации, Госдума, полпредство Президента РФ в СКФО, Минкавказ, Минпромторг и ещё целый ряд других солидных и уважаемых учреждений.

Олигархи монополизировали «Ессентуки»

А началась вся эта история пару лет назад с появления на Кавминводах некоего странного микропредприятия под названием ООО «Аква Инвест», офис которого располагался за рабочим столом № 2 в углу небольшой комнатки неприметного московского дома.

Это потом стало известно, что за микрофирмой стоят большие дяди с макроамбициями – миллиардер Владимир Евтушенков, сын миллиардера Давида Якобашвили и зять экс-полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. Собственно говоря, с этого момента можно говорить о начале отсчёта новой эпохи промышленного розлива кавминводской минералки.

Все последующие события, очень напоминающие передел под себя сложившегося рынка бутилированных минеральных вод, неизменно сопровождались рассуждениями на тему о невведении в заблуждение потребителей и защите прав добросовестных товаропроизводителей. Однако реальность оказалась намного прозаичнее. Всё обернулось монополизацией самого известного бренда минеральной воды «Ессентуки» и попытками получить право единолично распоряжаться не менее популярными водами – «Нарзан» и «Славяновская».

Следует сказать, что операция «Монополизация» была проведена в присущей нашему бизнесу агрессивной манере, но слишком уж грубо и прямолинейно.

Как «Холдинг Аква» облажался на старте

Заручившись поддержкой спикера Совфеда Валентины Матвиенко, собственники ООО «Аква Инвест» сумели добиться от Роспатента принятия им решения, лишавшего два десятка ставропольских компаний законного права бутиллировать «Ессентуки № 17» и «Ессентуки №4».

Причём сделано это было по довольно сомнительным основаниям. «Аква Инвест» и созданный им «Холдинг Аква», в котором воротилы бизнеса выделили госкомпании АО «Кавминкурортресурсы» целых 25% акций, так увлеклись процессом выталкивания конкурентов с рынка, что не заметили, как сами попали в глупое положение. Практически убедив всех, и прежде всего Валентину Ивановну, в том, что нельзя разливать в бутылки «Ессентуки», если у тебя нет соответствующего документа от Роспатента, они почему-то посчитали, что общее правило на них самих не распространяется.

Недолго думая ООО «Холдинг Аква» организовал на принадлежащем ему заводе ООО «ТЭСТИ» промышленный розлив минеральной воды, добываемой из скважины № 71 Западно-Быкогорского участка и ряда скважин Центрального участка Ессентукского месторождения, поставляя её в торговую сеть под наименованием «Ессентуки № 4».

Фокус заключался в том, что это был тот самый контрафакт, с которым якобы так самоотверженно боролась организованная группа московских олигархов. О проделках «ТЭСТИ» ещё весной текущего года стало известно ФАС. Было возбуждено административное производство, логическим завершением которого должно было стать вынесение решения о наказании нарушителя антимонопольного законодательства. После этого энтузиазм у сотрудников ФАС иссяк. Можно считать, что «Холдинг Аква» и ООО «ТЭСТИ» отделались лёгким испугом.

И это ещё хорошо, что детище Евтушенкова-Якобашвили-Хлопонина на этот раз решило не ставить ФАС в неловкое положение. А то ведь вполне могли поступить так же, как с выданным в декабре прошлого года предписанием антимонопольщиков.

Честно говоря, ничего страшного в том документе не было. Ну попросило руководство ФАС собственников ООО «Аква Инвест» вести себя сдержанно и по возможности придерживаться норм антимонопольного законодательства. Причём сделано это было в корректной и уважительной форме. Так нет же, обиделся новоявленный монополист и через суд добился отмены этого предписания, чем нанёс ущерб репутации Федеральной антимонопольной службы.

Монополист решил держать марку

Для закрепления своих позиций на чужой для них территории «Аква Инвест», «Холдинг Аква» и иже с ними решили использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности, включая искусство ведения подковёрной борьбы.

Но больше всего они пожелали сделать упор на нормативно-правовом регулировании промышленного розлива минералки. Особой оригинальностью их действия не отличались. Смысл предложенных «Холдингом Аква» новаций, сразу же находивших живой отклик в сердцах многих известных государственных деятелей, заключался в том, чтобы с помощью всевозможных документов создать комфортные условия для себя и дополнительные трудности для своих конкурентов.

В октябре 2018 года «Холдинг Аква» выступил с инициативой провести эксперимент по цифровой маркировке минеральной воды. Свои пожелания руководство «Холдинга» направило на имя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Письмо ещё не дошло до адресата, как стало известно, что идея наклеить марки на минералку была поддержана Центром развития перспективных технологий.

Ничего удивительного в этом не было, т.к. маркировка всех и вся сулило ООО «ЦРПТ» дополнительные миллиарды прибыли. По закону сохранения материи, на эти же самые миллиарды должны были увеличиться затраты товаропроизводителей, которые надлежало оплатить простым потребителям. Согласно опубликованным отчётам, в 2018 году объём продаж питьевой воды в России превысил 187 млрд рублей. А всего было реализовано населению 7,55 млрд литров живительной влаги.

Простой расчёт показывает, что при стоимости генерации одного кода для маркировки одной бутылки с водой, равной 50 копейкам, расходы всей отрасли составят примерно 3,8 млрд рублей. При этом примерно 2 млрд рублей уйдёт на приобретение нового оборудования, необходимого для нанесения новой маркировки.

Руководство «Холдинга Аква» надеялось, что уже в текущем году оно приступит к маркировке воды. Но не всей, а только лишь «Ессентуков». Исполнявший на тот момент обязанности гендиректора компании Сулейман Вагапов выступил по данному поводу с громким заявлением: «Надеемся, уже в ближайшее время мы сможем отслеживать каждую бутылку, каждый литр минеральной воды от скважины до потребителя по принципу системы ЕГАИС, применяемой при обороте алкогольной продукции».

Марка водку не очистила

Справедливости ради следует сказать, что к единому мнению относительно ожидаемого положительного эффекта от маркировки минеральной воды ни эксперты, ни товаропроизводители, ни чиновники пока что не пришли. Некоторые из них, такие, как Минпромторг, Роспотребнадзор и Минкавказ, поддержали идею «Холдинга Аква». Но вот «Опора России», ТПП и Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод всерьёз опасаются, что нововведение может значительно усложнить жизнь производителям минеральных вод и огорчить потребителей.

Что же касается святой веры в непогрешимость «принципа системы ЕГАИС», о котором с таким упоением рассказывал господин Вагапов, то и здесь всё обстоит не так гладко, как кому-то хотелось бы. На одном из совещаний, проводимом в июне 2009 года, Дмитрий Медведев честно признался, что за три с половиной года существования системы ЕГАИС она так и не смогла побороть теневой рынок алкоголя. А вот её внедрение обошлось алкогольной отрасли примерно в 500 млн долларов. Тогда на полном серьёзе стали обсуждать возможность отмены ЕГАИС.

В апреле 2019 года был опубликован доклад Росалкогольрегулирования о работе за 2018 год. Федеральная служба сообщила, что за этот период было проверено 20,07 млн литров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оказалось, что из них 8,068 млн литров (или 40%) производились незаконно.

Получается, что за 13 лет работы ЕГАИС государство так и не смогло побороть теневой оборот винно-водочной продукции. Кто же тогда поверит, что с маркировкой минералки у него выйдет всё по-другому?

Но никакие разумные доводы, похоже, уже не в состоянии переубедить «Холдинг Аква» и его единомышленников, свято уверовавших в свою непогрешимость. Вот и 25 сентября 2019 года на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, проходившем под председательством главы Минпромторга Дениса Мантурова, руководитель Минкавказа Сергей Чеботарёв предложил ещё более радикальные меры по борьбе с контрафактной минералкой.

«Считаю важным зафиксировать в итоговом документе необходимость создания или определения уполномоченного органа государственной власти, который сможет аккумулировать информацию по всей цепочке жизненного цикла воды – от добычи из конкретного источника до её реализации. Как пример могу привести Росалкогольрегулирование», – развил свою мысль Сергей Викторович.

Кто-то из присутствовавших на заседании, вероятнее всего, в шутку, предложил назвать новый контрольно-надзорный орган «Росминводрегулирование». Однако нашлись и такие, кто, не заметив иронии, приняли всё за чистую монету и обрадовались вполне удачному названию будущего регулятора.

Лучше бы они обратили внимание на озвученную главой Минпромторга величину контрафакта минералки, равной 27%. Не 80%, как пытались доказать некоторые особо впечатлительные чиновники, а в три раза меньше. К слову сказать, это в полтора раза ниже показателя контрафактной водки, которую 13 лет с помощью марок и ЕГАИС пытаются побороть в нашей стране.

Стало быть, проблема не в марках и ЕГАИС, а в амбициях «Холдинга Аква», надеющегося с их помощью поглотить всю кавминводскую минералку.

Комментарии ()