еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Зелёный свет - не вседозволенность

Бизнес-климат в России - тема актуальная на все времена. С одной стороны, предпринимателям дан карт-бланш: твори, выдумывай, пробуй всё что угодно, но не выходя за рамки закона. Бизнесменов перестали душить бесконечными проверками многочисленные визитёры из контрольно-надзорных органов. Однако некоторые такой глоток свободы восприняли как отмашку для вседозволенности и перестали даже придерживаться элементарных не то что морально-этических, но даже жизнеобеспечивающих норм. А законы воспринимают как пустой звук, не для них писаный.

 Бизнес на костях

Просто поражает стремление некоторых торгашей (прошу прощения, но назвать их иначе язык не поворачивается) навариться на чем угодно. Даже на людской скорби.

Так, например, хозяева рынка «Любимый», который примыкает к территории Игнатьевского кладбища в Ставрополе, воспользовались тем, что из соображений безопасности въезд автомобилей на погост был ограничен со 2 апреля до самой Пасхи, чтобы урвать лишнюю копеечку.  И сделали въезд на парковку около рыночных сооружений, которая отродясь была безвозмездной, платной. На ограждении появились наспех напечатанные на обычных листах бумаги таблички, что стоимость парковки - 30 рублей «с колеса». Мотивация простая - рынок арендует парковочную территорию, несёт затраты, и ему совсем не выгодно, чтобы здесь за просто так ставили свои машины не покупатели, а люди, приехавшие привести в порядок могилы родственников. Мол, слишком их много.

Денежку с водителей собирают охранники рынка, бойко снующие между автомобилями. Паркоматов, шлагбаумов нет. В ОКВЭД, судя по открытым данным ООО «Рынок «Любимый», такого вида деятельности, как предоставление платных парковочных услуг, нет. Откуда, с какого потолка взялась такса за автопостой - также неведомо.

Такое поведение живо напомнило предприимчивых московских таксистов, которые после теракта в метро отреагировали своеобразно - взвинтив в 3-5 раз таксу за проезд, развозя раненых и потрясённых людей по домам и больница.

После посыпавшихся в администрацию Ставрополя жалоб о необоснованных поборах чиновники выступили с обращением к бизнесменам. И начали их увещевать о христианском милосердии. В частности, на официальном сайте ведомства сказано: «Администрация города попросила руководство рынка отнестись с пониманием к жителям, позволить им парковаться бесплатно, а деньги зарабатывать на чем-нибудь другом».   Интересно, как попросила? Нежно? Слёзно? А ничего, что, самовольно начав сшибать по тридцатке с авто, рыночники беззастенчиво показали не только мэрии, но и всем контрольным и правоохранительным структурам, что работают с чёрным налом? Денежки-то берутся с людей живые, не безналичной оплатой на счёт компании. А вот  чеков, квитанций и прочих обязательных финансовых  документов сборщики «подати» никому не выдают. И что бы кто ни говорил, какие бы резоны ни приводил - это прямая денежная неучтенка. Подпольная касса. Левые доходы. Назовите как хотите, суть от этого не изменится. Из которых не будут платиться налоги и сборы и которые пойдут прямиком в карман интересантам.

Однако реакция компетентных органов на такие нарушения всё же последовала. Прокуратура Промышленного района Ставрополя всё-таки начала проверку по факту  незаконного сбора денег за парковку на территории рынка «Любимый» возле Игнатьевского кладбища. Нарушения, по заверению надзорного ведомства, были  устранены, виновные лица будут привлечены к ответственности. Тех, с кого взяли плату за парковку, и очевидцев просят обратиться в прокуратуру Промышленного района Ставрополя по адресу: ул. Лермонтова, 295, либо по телефону 35-80-40.

         Погоны дружною толпою по заведениям кочуют

Впрочем, тем самым компетентным органам сейчас не до финансовых махинаций и злоупотреблений. Они дружно - шея в мыле - с утра до ночи рейдуют по торговым центрам, общественным заведениям, проверяя те на предмет пожарной безопасности.   Ибо в очередной раз грянул гром в виде трагедии в Кемерово, где в огне ТРЦ «Зимняя вишня» погибли десятки человек. И, по традиции, начался аврал - поголовная проверка аналогичных зданий и сооружений. Вместо планомерной, регулярной и тщательной работы соответствующих структур опять кутерьма и кампанейщина. «Свистали наверх» всех, кого только можно, заставив бросить свои прямые обязанности и отложить в сторону самые неотложные дела, дабы вовремя отчитаться о проделанной работе.

Честное слово, неловко даже читать «рапорты», гласящие, что за несколько дней проверок в торговых центрах рейдующими обнаружены тысячи нарушений. Деятельность ТРЦ приостанавливается одна за другой: ставропольские «Европейский», «Космос», «Москва» и «Галерея», пятигорские «Галерея» и «Вершина Плаза». Кого закрыли полностью, кого частично. Доходит до абсурда. Как только был дан старт поголовным проверкам, в ТРЦ «Космос» в людном месте обвалился потолок,  «уронив» на головы посетителей всю электропроводку. К счастью, обошлось без жертв и пострадавших. Однако ясно, что это происшествие - не результат какого-то сиюминутного ЧП. К обрушению конструкция «готовилась» давно. Но вовремя не то что устранить, обнаружить  угрозу никто не удосужился.

Отсюда вопрос: а почему эти нарушения, о которых так бодро рапортуют проверяющие,  не были вовремя обнаружены теми, кто по должности должен был их своевременно выявить? За что, стесняюсь спросить, они получают зарплату? За не безвозмездно подписанную, говоря словами президента Путина, бумажку без проверки содержащихся в ней сведений? За то, что из кабинета носа не высовывают, строча отчёты о своих якобы выездах на места плановой проверки? Ведь те же продавцы ТЦ «Космос» признавались, что пожарный инструктаж у них последний раз проводился сотрудниками профильного ведомства во времена царя Гороха.

Аэропорт, стою у трапа самолёта…

   Как ни печально осознавать, но Ставрополь несмотря на своё достаточно выгодное в плане пассажиропотока местоположение долгие десятилетия остаётся транспортным тупиком. Как поётся в песне: «Не летят туда сегодня самолёты, и не едут поезда».

Некогда оживлённые железнодорожный вокзал и аэропорт ныне напоминают мёртвое царство. Из воздушной гавани краевого центра, по недоразумению называющейся международной, есть возможность попасть всего в пару городов России - ежедневно в Москву да три раза в неделю в Санкт-Петербург. Даже турецкое направление месяц назад было закрыто под предлогом нерентабельности. Оно и понятно - цены на авиабилеты из Ставрополя на порядок дороже, чем из Ростова или Краснодара. Да что там,  из соседних регионов, из Минеральных Вод долететь до Москвы в два раза дешевле, чем из краевой столицы.

 Недавно на глаза попалось расписание вылетов из Ставрополя за 1991 год. Мама дорогая, десятки направлений! Махачкала, Симферополь, Сочи, Саратов, Ереван, Киев, Грозный, Свердловск, Уфа и ещё множество городов.  Но пришли «эффективные  управленцы», и всё заглохло. Жители краевого центра не первый год видят все тщетные потуги правительства края реанимировать воздушные ворота: то одному инвестору продадут пакет акций, то другому. Так и кочует он из рук в руки, словно переходящее знамя. Но, видно, не в коня корм. Количество рейсов и направлений только уменьшается. Может, потому, что контрольный пакет акций остаётся у правительства? И оно со своим собственным видением, как нужно вести бизнес, просто ему мешает? Ведь взять те же Минводы, где контрольный пакет акций аэропорта в частных руках. Там и дело идёт побойчей, и залы ожидания и прилёта не заросли паутиной. И самолёты на рулёжных дорожках толпятся не хуже пассажиров у касс.

На днях региональный белый дом в очередной раз пообещал воздушным путям Ставрополя светлое будущее, проинформировав общественность о покупке компанией «Новапорт» акций международного аэропорта «Ставрополь». Компания «Новапорт» выкупила пакет акций у предыдущего владельца - ООО «Авиасервис». Вместе с тем владельцем 51,2 процентов по-прежнему остаётся правительство Ставрополья. Чиновники отрапортовали, что «Новапорт» - быстро развивающаяся сеть региональных аэропортов России, компания, которая  управляет аэропортами Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска, Волгограда, Перми, Тюмени, Мурманска, Калининграда -  планирует к 2022 году увеличить прирост пассажиропотока более чем на 70 процентов. Ну-ну, поживём увидим. 

Комментарии ()