еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Юристы на все руки

Видов мошенничеств сейчас такое великое множество, что наверняка не найдётся специалиста, который сразу сумеет разглядеть в том или ином заманчивом предложении подвоха. Поэтому-то и существует универсальный «оберег», предлагающий всем и каждому: прежде чем совершить сделку, подписать документ, согласиться на тот или иной обмен, проконсультируйтесь с юристом. Только вот незадача – жадные до чужих денег соотечественники быстро смекнули, как на этом правиле легко можно срубить бабла. В стране, как грибы после дождя, начали плодиться самые разнообразные фирмы и фирмочки, предлагающие гражданам решение самых запутанных и запущенных юридических проблем. Но на деле кроме потери денег и времени люди, обратившиеся туда, ничего не получают.

Схема работы таких организаций простая: граждан, обратившихся за юридической консультацией в Интернете, приглашают на «бесплатную очную» консультацию. Там гарантируют  решение любых вопросов, обещают золотые горы, но только после заключения договора и предварительной уплаты солидной суммы вознаграждения «специалистам». А после оплаты теряют интерес к делу.

Потом пострадавшие узнают, что документы были составлены (если и были составлены) юристами (зачастую просто именующими себя юристами и не имеющими даже зачатков образования в этой сфере людьми)  неправильно, не те, которые нужны, и не туда, куда нужно, в суде юристы либо действовали непрофессионально, либо просто не явились, а зачастую оказывается, что случай изначально был безнадёжный или требующий совершенно другого подхода.

Обманутые ходоки

В конце прошлой недели в редакцию «Ставропольского репортёра» пришла целая делегация жителей края с жалобой на «Ставропольский центр правовой защиты», находящийся в краевом центре. Все наши визитёры, попав в прошлом в ситуацию, требующую грамотного юридического сопровождения, обратились в эту организацию, заключили договоры с людьми, называющими себя юристами и…остались с носом. За уплаченные ими за услуги юристов деньги они не получили ничего. От слова СОВСЕМ.

Пенсионерка Любовь Крепак братилась в Центр после того, как из-за прорыва стояка водой залило не только её квартиру, но и соседей снизу. Однако всю вину за прорыв УК вознамерилась повесить на неё.

- Поскольку мы с мужем пожилые, сами юридически неграмотные, стали искать в Интернете, где можно получить юридическую помощь в этом вопросе, - рассказывает женщина. – Наткнулись на «Центр правовой защиты», решили обратиться туда. Тем более что по телефону нам обещали бесплатную консультацию. Правда, никакой бесплатной консультации не было, нас сразу начали убеждать, что необходимо заключить договор, причём так настойчиво и навязчиво, суля нам стопроцентное разрешение дела в нашу пользу, что мы сами не заметили, как и бумаги подписали, и деньги оплатили – в Центре нам сразу подсунули портативный банковский терминал, и муж со своей карты оплатил 27,8 тысячи рублей.

И всё. Никакой помощи, никаких телодвижений юристы больше не делали, даже ни разу сами мне не позвонили, чтобы рассказать, как идут дела.  Я сама начинаю им звонить, но сначала говорили, что мой юрист в отъезде, потом — что он в суде. И так прошёл еще месяц, потом ещё один. Ходили к ним с претензиями, с требованием вернуть наши деньги, раз уж ничего не сделано. Безрезультатно.

Поняв, что нас банально обманули, мы обратились в суд, чтобы расторгнуть договор с центром и заставить отдать нам наши деньги. Для этого, само собой  разумеется, пришлось нанимать адвоката. Но суд мы выиграли. 22 августа мировой судья вынес решение – взыскать с центра всю уплаченную нами сумму полностью плюс возместить убытки, моральный вред и сумму, положенную за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения наших требований. Всего – 46, 905 рублей.

 Но ни копейки нам центр так и не вернул.  Устав ждать, мы отнесли исполнительный лист приставам, и 29 октября было возбуждено исполнительное производство. Но денег как не было, так и нет.

Похожая история и у пенсионерки Веры Шаталовой из Благодарного. Ей пообещали помощь в деле о запутанном наследстве. Взяли 50 тысяч, и на этом вся «юридическая помощь» завершилась. Ни представительства её интересов в суде, ни правовых консультаций она так и не получила.

В общем, у каждого из наших визитёров хоть и была своя проблема, за помощью в разрешении которой они обратились в центр, итог одинаков: получив деньги, юристы организации на этом умывали руки. 

Идите вы…в суд

Устав обивать пороги и сообразив, что их попросту элегантно надули, люди бросились за помощью во властные структуры: писали в полицию и прокуратуру, обращались к депутатам и губернатору. И в ответ получали одни отписки – мол, это гражданско-правовые отношения, идите в суд. Пошли в суд. Кому-то удалось, как Любови Крепак, выиграть процесс, кому-то нет. Поскольку, как было сказано, видели, что подписывали? Ну вот будет вам урок. Сейчас только в группе мессенджера «Вотсап» - около 50 пострадавших от действий юристов центра. Решили действовать через прессу.

Мне захотелось посмотреть на этих чудо-юристов, на работу которых, вернее, на её полнейшее отсутствие,  так много жалоб. И вместе с разгневанными клиентами я отправилась в эту юридическую контору. Решив сразу не раскрывать карты, притворилась племянницей Любови Крепак. Для начала нас завели в кабинет главного бухгалтера – величавой дородной дамы, - которая с места в карьер довольно хамским тоном заявила пенсионерке – дескать, чего вы тут ходите, жалуетесь, работать не даёте. Есть решение суда в вашу пользу, исполнительный лист у приставов, вот и ждите, пока они, приставы, перечислят вам деньги. И тут в диалог вмешалась не представившаяся вертлявая девица, делящая кабинет с главбухом, произнёсшая выспренный монолог в том духе, что даже если приставы спишут деньги со счёта центра и перечислят их Любови Викторовне, пусть та не радуется. Центр обязательно обжалует данное судебное решение и непременно взыщет эти 46,9 тысячи с Крепак обратно. Потому что на этот раз в процессе будет участвовать сама вертлявая девица.

И тут меня разобрал смех. Вот уж действительно, профессионализм налицо. Как интересно, «великий юрист» собиралась оспаривать решение суда, не просто давным-давно вступившее в законную силу, но и даже уже после пропуска срока, отведённого приставами центру для добровольного погашения долга? Загадка, впрочем, красноречиво говорящая об уровне профессионализма и знания основ российского законодательства.

Где диплом?

Ещё более наглядным примером уровня образования в сфере юриспруденции сотрудников центра стал ответ на мой вопрос: а где можно посмотреть  дипломы сотрудников учреждения, оказывающего юридические услуги? Потому что, может, я тоже захочу получить услуги юриста. Но при условии, что это будет юрист, а не менеджер или соцработник, к примеру.

Тут обе наши собеседницы – и главбух, и её соседка по кабинету – прямо пошли красными пятнами. И заявили, что так как  Центр – ООО, то никакие документы сотрудников никому они показывать не намерены. В общем, подозреваю, что ни соответствующего образования, ни тем более разрекламированного колоссального опыта работы в сфере юриспруденции у львиной доли сотрудников просто нет.

Впрочем, ничего удивительного. В стране полно частных медицинских центров, где нет ни одного врача, кабинетов психологической поддержки, в которых трудятся люди, в глаза не видевшие учебника по психологии, образовательных  центров, «учителя» которых пишут с чудовищными ошибками. Такой нонсенс стал уже для России привычным – ловкие коммерсанты не гнушаются никаким видом заработков.

И уж, как мне кажется, совершенно добило моих собеседниц, когда я раскрыла карты, сообщив, что я никакая не племянница одной из клиенток, а журналист, которому смерть как захотелось посмотреть на работу «юристов на все руки».

Переполох был колоссальный: за нашей группой вплоть до выхода неслись целых три или четыре сотрудника центра, голосивших на все лады, что мы им отпугиваем клиентуру (хотя я вообще, кроме нашей делегации, никого из посетителей не видела), порочим доброе имя организации и вообще сейчас будет вызвана полиция. Впрочем, вопрос, по какому поводу, опять-таки, поставил сотрудников в тупик. И внятного объяснения, что же такого они намерены сообщить полиции, о каких противоправных действиях с нашей стороны сообщить, я не услышала.

Чудеса в решете

Как уже упоминалось выше, пришедших в редакцию людей, жаловавшихся на обман со стороны сотрудников центра, было гораздо больше. Однако сразу же после визита журналиста «Ставропольского репортёра» в эту контору начались чудеса, которые, думаю, не под силу даже фокусникам из цирка. Практически всем членам нашей многочисленной делегации стали поступать звонки от руководства центра с ультиматумом – люди настаивают на том, чтобы наша газета не описывала данную ситуацию, никуда в СМИ больше не обращаются, а за такую лояльность им возвратят деньги.

И действительно, как сообщали мне все выходные клиенты центра, деньги им начали перечислять. Кому частично, кому полностью. Парадокс, но средства вернули даже тем, у кого центр выиграл судебные процессы. Видели ли вы когда-нибудь такое сюрреалистичное явление: организация (пусть и воспользовавшись юридической неграмотностью обратившихся и заполучив их подпись на документах обманным путём), доказав в суде, что она добросовестно исполнила договор, а поэтому ничего никому возвращать не должна, вдруг делает такой разворот на 180 градусов? Я – нет.

Поэтому люди, боясь, что это неожиданное счастье в виде возврата своих кровных, на которое они тщетно убили по полгода и более, прервётся, просили нашу редакцию не упоминать их имена и фамилии.

Пожалуйста, нам не жалко. Главное, чтобы граждане второй раз не наступили на те же грабли, поскольку желающих выцарапать из центра свои денежки, уплаченные за воздух, много, а купюры, как известно, имеют свойство заканчиваться. Да и в базе данных исполнительных производств судебных приставов за центром числятся немалые суммы, которые нужно заплатить людям по решениям судов.

— По сути, такие действия - настоящее мошенничество, хоть юридически подобные фирмы можно наказать лишь за некачественно выполненные услуги. Многие сотрудники подобных контор даже не имеют юридического образования, это обычные менеджеры по продажам, — говорит член адвокатской палаты края адвокат  Сергей Бабичев. – Удивительно, но  в суд решаются идти немногие жертвы подобных «юристов», люди боятся, что ничего отсудить не получится, а зря! Доказать в суде некачественность их услуг вполне возможно.

С этим мнением согласны и специалисты Ставропольского Управления Роспотребнадзора. Ведомство даже разместило на своём официальном сайте памятку о правах потребителей при оказании юридических услуг. В документе, в частности, говорится: «Требования по качеству предоставляемых услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрены ФЗ «О защите прав потребителей». В соответствии с которым исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. В договоре должны быть указаны: наименование исполнителя и заказчика; перечень и сроки оказываемых услуг, их начало и окончание; стоимость услуг (каждой услуги) и порядок оплаты; права и обязанности сторон; ответственность сторон по договору».

Если юридической организацией нарушены сроки оказания услуг (начальные, конечные или промежуточные), потребитель вправе потребовать, в частности,  не только возврата уплаченной суммы, но и полного возмещения убытков, причинённых в связи с нарушением сроков оказания услуг.

Ну а в случае если спор с юридической фирмой-халтурщиком зашёл в тупик, граждане могут обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (или его территориальные отделы), где им всегда помогут грамотно отстоять свои права.

Комментарии ()