еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Вода не терпит легкомыслия

Давно уже неоспоримым фактом, многократно подтверждённым исследованиями учёных разных стран, стало признание наличия у обычной природной воды особых свойств, очень похожих на память. Первые лабораторные опыты, связанные со способностью воды запоминать ту или иную информацию, были проведены российскими академиками Борисом Дерягиным и Николаем Чураевым ещё в 1971 году. Много лет изучению загадочных свойств воды посвятил известный японский исследователь Масару Эмото, сумевший доказать, что музыка, фотографии и даже слова, написанные на бумаге и прикреплённые к стеклянной таре, способны влиять на свойства содержащейся в ней воды.

                                 Как иностранные компании вокруг российской минералки огород городили
         Но не все оказались готовыми согласиться с выводами маститых учёных, а тем более научиться выстраивать своё отношение к воде,  исходя из достижений современной науки. Для большинства жителей нашей планеты повествования о способности молекул воды записывать, хранить и переносить на огромные расстояния полученную ими информацию не содержали в себе ровным счётом никакой смысловой нагрузки. Правда,  были и такие, которые предпочитали рассматривать природную питьевую воду исключительно в качестве источника получения прибыли, не слишком заморачиваясь при этом, повлияют или нет слова, написанные на приклеенной к бутылке этикетке, на особые свойства содержащейся в ней жидкости.
         По странному стечению обстоятельств особое рвение в разработке документации, в соответствии с которой надлежало разливать по бутылкам, маркировать и контролировать качество отечественной минералки, проявили компании, контролируемые зарубежным капиталом. Прежде всего такие транснациональные гиганты, как Пепси-Кола и Кока-Кола. А чтобы всё выглядело благопристойно, они создали российское отраслевое объединение, получившее название Союз производителей безалкогольных напитков, от лица которого принялись сочинять новые стандарты и регламенты на наши минеральные воды. 
         Из всего многообразия природных минеральных вод, добываемых в разных частях нашей страны, наиболее привлекательными для них оказались «Ессентуки» и «Нарзан». Чтобы поближе подобраться к ним и создать для себя условия, которые позволили бы им в дальнейшем монопольно распоряжаться самыми популярными минеральными водами России, слегка обрусевшие «Колы» полностью переписали стандарты качества на «Ессентуки №17» и «Нарзан». Для того чтобы убедиться в этом, достаточно будет просто сравнить характеристики этих вод, прописанные в ранее действовавшем ГОСТе 13273-88 и новом ГОСТ Р 54316-2011. 
 
                                                 Лечебную минеральную воду низвели до уровня напитков
         Как и следовало ожидать, такое легкомыслие привело к довольно печальным последствиям. Это подтверждается небывалым накалом страстей, скандалов и судебных споров, которые на протяжении последних десяти лет стали постоянными спутниками лечебной минеральной воды «Ессентуки №17» и лечебно-столового «Нарзана».
         Ещё одним подтверждением тому, что не все записанные на бумаге новые слова могут быть без особых проблем наклеены на бутылки с минеральной водой, является ситуация, возникшая с принятием Технического регламента на минеральную воду. 
Собственно говоря, отдельного регламента на минералку никто даже не помышлял разрабатывать. Благодаря усилиям Союза производителей безалкогольных напитков и тем, кто стоял за их спиной, решением Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года был утверждён Технический регламент «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». 
Попытки предъявить к лечебной минеральной воде такие же требования, как, например, к «Бон-Аква» и «Аква-Минерале», выглядели не слишком убедительными. Тем не менее после девяти лет интриг и подковёрной борьбы инициаторы превращения лечебных вод в банальные прохладительные напитки достигли своей цели.      
         Правда, и здесь не обошлось без явного конфуза. 30 июня 2020 года Коллегия ЕЭК приняла решение перенести сроки вступления в силу отдельных положений технических регламентов Таможенного союза. Ни у кого не вызвало удивления, что причиной переноса объявили ухудшение ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. 
В последнее время на коронавирус списывали и не такое. Но вот что интересно. После всех этих манипуляций с датами техрегламент «О безопасности колёсных транспортных средств» заработает в полную силу с 1 июля 2021 года, техрегламент «О безопасности игрушек» - с 1 ноября 2021 года, техрегламент «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» - с 1 декабря 2021 года, а техрегламент «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» - только с 31 декабря 2021 года. Вот и делайте выводы о том, какое лобби является самым могущественным. 
А ещё есть повод задуматься над тем, что же это за документ такой группа единомышленников разрабатывала на протяжении девяти лет, что даже спустя четыре года после  утверждения его невозможно применить на практике?
         
                                                  В «Союзнапитках» окопались засланные казачки
         Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует повнимательнее присмотреться к так называемому отраслевому объединению и его руководству. Когда разрабатывались новый ГОСТ и техрегламент на минералку, президентом Союза производителей безалкогольных напитков был инженер по обслуживанию электрооборудования летательных аппаратов Дмитрий Петров. После того как в 2019 году это удивительное объединение было реорганизовано в Союз производителей соков, воды и напитков (сокращённо – «Союзнапитки»), пост президента обновлённой организации доверили Максиму Новикову, ранее возглавлявшему Лигу переработчиков макулатуры. Но, чтобы ни у кого не возникало иллюзий по поводу того, кто в доме хозяин, председателем правления «Союзнапитки» стала Ирина Архипова,  занимающая должность директора по внешним связям и коммуникациям ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». 
         Что удивительно, в состав правления «Союзнапитков», состоящего из 14 человек, не вошёл ни один представитель заводов, осуществляющих промышленный розлив минеральной воды в регионе КМВ. Правда, стоило только руководителю небезызвестного ООО «Аква Инвест» Никите Шашкину во время посещения им в октябре 2019 года не менее колоритного ООО «Холдинг Аква» пообещать «объяснить потребителю, чем минеральные воды полезны, когда пить, сколько пить» да ещё и «популяризировать легендарные «Ессентуки» и другие минеральные воды и тем самым внести свой вклад в развитие региона, как туристического и бальнеологического центра нашей страны», как его сразу же избрали в состав правления «Союзнапитков». По всему чувствовалось, что там испытывался острый дефицит такого рода специалистов. Но с приходом человека, знающего толк в легендарных «Ессентуках», эту проблему удалось благополучно разрешить. 
         Тогда же, в октябре 2019 года, стала распространяться информация о том, что на принадлежащем ООО «Холдинг Аква» заводе ООО «ТЭСТИ» намереваются установить новую производственную линию по розливу минеральной воды в алюминиевых банках. Проблема заключалась только в том, что действующим ГОСТ Р 54316-2011 упаковывать минералку в алюминиевые банки не разрешается. 
Но для идеологов нового отношения к лечебным минеральным водам разве могут существовать препятствия, которые они не смогли бы преодолеть? Вот, например, прежний ГОСТ 13273-88, который они объявили устаревшим и заменили на новый, разрешал бутиллировать минеральные воды только в стеклянную тару. В этом заключалась забота о здоровье потребителя. Когда же за дело взялись «специалисты» из Союза производителей безалкогольных напитков, они довольно быстро сумели убедить всех, что лучше всего наливать лечебную минеральную воду типа «Ессентуки №17» в пластиковую тару. Потому что так удобно производителям и торговым сетям. 
И если вдруг в ближайшее время в ГОСТ Р 54316-2011 появится дополнение, разрешающее использовать в качестве тары для минералки алюминиевые банки, не стоит удивляться. На деле это будет означать, что идеи, рождённые в головах инженеров-электромехаников, профессиональных переработчиков макулатуры и выпускников юридических академий, живут и побеждают. Даже несмотря на их очевидную абсурдность и небезопасность для потребителей.
 
                                                                   Сенаторы полюбили минералку
         В прежние времена в нашей стране был очень популярен анекдот, рассказывающей о том, что учить, лечить и управлять государством могут абсолютно все. В свете последних событий к этому списку профессий, одинаково любимыми всеми нашими согражданами, впору будет добавить ещё одну – универсальный специалист по минеральным водам. 
            Вот, например, сенатор Сергей Митин посетил в прошлом году принадлежащий ООО «Холдинг Аква» завод по производству минеральной воды, а затем полюбовался технологическими линиями «Coca-Cola HBC Россия», и ему вдруг захотелось написать законопроект «О безопасности бутилированной питьевой воды». 
    Причём сделал он это не сам, а в соавторстве с другим сенатором – Андреем Кутеповым. В ноябре прошлого года разработанный законопроект был направлен в Правительство Российской Федерации для получения отзыва. С тех пор, однако, никакой реакции на обращение сенаторов не последовало. Но они очень искренне надеются, что их труд не был напрасным. 
    По словам разработчиков законопроекта, этот документ позволит решить задачу «обеспечения населения качественной бутилированной питьевой водой как важнейшего фактора здоровья человека, а также регулирования оборота бутилированной питьевой воды, включая природную минеральную воду в части, не урегулированной нормативными актами Евразийской экономической комиссии».
     Для достижения такой благородной цели всего лишь «нужно предусмотреть в Уголовном кодексе РФ ужесточение ответственности за незаконное использование чужого товарного знака, наименование места происхождения товара, географического указания для пищевой продукции, в том числе для упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». 
            Вот мы и пришли к тому, с чего начинали. Оказывается, нельзя клеить на бутылки с минералкой «неправильные» этикетки. Это может сильно повлиять на свойства воды и передаваемую ею информацию.
            А может быть, с помощью красивых баек о «неправильных» этикетках и «неправильной» минералке кто-то пытается позаботиться не о структуре воды, а о структуре собственных доходов? По крайней мере, такое предположение не кажется совсем уж неправдоподобным. 
 
 

Комментарии ()

  1. Алексей 04 августа 2021, 18:48 # 0
    Максим, вы молодец. Хорошие статьи.
    Напишите еще про обязательную маркировку. Бессмысленную с практической, кривую с технической и идущую в один чей-то карман с экономической сторон.