еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ветерана – в богадельню, родственников – на улицу!

История ставропольской семьи, которая более десяти лет вынуждена участвовать в судебных разбирательствах, отстаивая своё конституционное право на жильё, в считанные дни получила общероссийскую известность. Особую скандальность ей придаёт тот факт, что истцом в суде выступает ни много ни мало Ставропольская и Невинномысская епархия РПЦ, а одним из ответчиков – 90-летняя ветеран Великой Отечественной войны Раиса Фоменко.

Позиция каждой из сторон конфликта предельно ясна. Родственники Раисы Ивановны рассказывают, что служители церкви претендуют на домовладение, где вся семья проживает на законных основаниях уже более двадцати лет. В свою очередь, представители епархии делают акцент на том, что указанный дом является объектом культурного значения, в начале ХХ века принадлежал РПЦ и, следовательно, должен быть ей возвращён в обязательном порядке.

На вид – барак, по факту – памятник культуры

Предмет многолетнего спора – внешне ничем не примечательное строение, расположенное по улице Октябрьской краевого центра. До революции оно входило в комплекс Иоанно-Мариинского женского монастыря (обозначено как Игуменский корпус), а в начале 1990-х эксплуатировалось Ставропольской краевой психиатрической больницей. Собственно говоря, именно в далёкие 90-е и уходят корни сегодняшнего противостояния.

В 1993 году медленно приходящее в упадок здание приобретает в собственность юридическое лицо – ТОО «Микст». Спустя три года его директор перепродал домовладение своим родственникам, которые живут там до сих пор вместе с семьями, являясь собственниками трёх отдельных квартир. В числе покупателей была и ветеран Раиса Фоменко.

«Десять лет мы жили спокойно, никого не беспокоя», – рассказывает её дочь Тамара Шимко. – «Ни администрация города, ни церковь не интересовались зданием, которое стало вдруг таким востребованным. Все документы у нас в порядке, в соответствии с законодательством помещения были оформлены как жилые, и на сегодняшний день здесь проживают три семьи. Ситуация изменилась, когда на должность главы Ставропольской Епархии был назначен епископ Феофан, который и выступил инициатором изъятия нашего домовладения».

 

Очередная инициатива скандального иерея

О Феофане Ашуркове, сегодня возглавляющем Татарстанскую митрополию РПЦ, написано много. Бурная деятельность бывшего ставропольского иерея неоднократно становилась предметом громких скандалов. В частности, жителям края он запомнился как инициатор строительства гимназии на территории исторического Успенского кладбища Ставрополя, приведшего к варварскому уничтожению могил и, как следствие, протестам горожан против происходящего вандализма.

Примерно в это же самое время в поле зрения Феофана попало и здание Игуменского корпуса бывшего Иоанно-Мариинского монастыря, не являющееся собственностью епархии. Чем мог привлечь внимание епископа внешне неприглядный барак, можно только гадать. Возможно, причина кроется в более чем 5 тыс. квадратных метров земли, на которых расположено строение и которые можно использовать с большой выгодой. Как бы там ни было, но в 2007 г. РПЦ подаёт иск в Октябрьский районный суд, требуя признать незаконным договора купли-продажи более чем десятилетней давности. И с треском проигрывает процесс.

Тем не менее, желая приумножить церковное достояние, юристы епархии успешно обжалуют приговор в краевой инстанции, отменившей ранее вынесенное решение. В итоге в 2008 году первая сделка купли-продажи (между психбольницей и ТОО «Микст») была признана недействительной. Как следствие, недействительной была объявлена и покупка дома семьями Фоменко и Шимко, а само здание объявляется государственной собственностью.

 

Выиграли и… забыли

Странно, но, выиграв суд в кассационной инстанции, церковь тут же забыла о вынесенном судебном решении. Что неудивительно, ведь в 2008 году возведённому в сан архиепископа Феофану было уже не до того. Возмущённые его «подвигами», ставропольцы организовали сбор подписей с требованием вывести главу епархии из Общественной палаты РФ, где он входил в состав ряда комиссий, в том числе комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести.

Ещё один скандал, на этот раз связанный с попыткой лишить крыши над головой ветерана войны, церкви был просто ни к чему. В итоге решение краевого суда Епархия предпочла оставить без дальнейшего движения.

Тема снова стала актуальной только спустя восемь лет. К тому времени оскандалившийся Феофан уже покинул враждебно настроенный регион, а его место занял действующий митрополит Кирилл. Изменились и времена: в стране без устали говорили о «духовных скрепах», а репортажи со ставропольских форумов Всемирного Русского собора транслировались по центральным телеканалам, повышая авторитет недавно преобразованной митрополии. На этой высокодуховной волне в епархии снова вспомнили о бывшем игуменском корпусе и вынесенном в отношении него судебном решении.

 

Всё начинается сначала

К 2016 году территориальное управление Росимущества передало домовладение в ведение муниципалитета, а тот в свою очередь – в собственность проживающих в нём граждан. Процесс приватизации жилья собственниками был закончен в 2012 году, а поскольку до этого времени никто не поднимал вопросов их проживания, то люди были уверены, что действуют на законных основаниях.

Кстати, ещё в 2007 году законность сделки, заключённой между ТОО «Микст» и психиатрической больницей, была поставлена под сомнение. Проводившие проверку сотрудники следственных органов ставили вопрос о фиктивном характере торгов, на которых было продано домовладение, историко-культурное значение которого при этом игнорировалось. Но в возбуждении уголовного дела в итоге было отказано по вполне банальной причине – истечении сроков давности.

Стоит учесть, что само здание Игуменского корпуса было прописано в перечне памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, только в июне 2007 года на основании постановления краевого правительства. До этого в списке фигурировал Иоанно-Мариинский монастырь в целом, из входящих в его комплекс зданий отдельно была обозначена только Церковь мученицы Серафимы. Такая размытость формулировок и сегодня играет немаловажную роль в аргументации обеих сторон.

В новом исковом заявлении истец просит суд признать незаконным и отменить постановление городской администрации, дающее право на приватизацию домовладения, а также договор о передаче его в собственность семей Фоменко и Шимко, кроме того – наложить на него арест. Ответчиком в иске указана администрация города, а вот жители сначала фигурировали лишь как третьи лица, и только спустя некоторое время юристы епархии обратились с ходатайством о привлечении их качестве соответчиков.

 

Есть такое слово – «реституция»

Но эти требования – далеко не единственные. Ссылаясь на действующее законодательство, предусматривающее возвращение церкви имущества, изъятого у неё в годы советской власти, вопрос ставится уже о передаче Игуменского корпуса в собственность РПЦ. Требование подкреплено многочисленными ссылками на действующее законодательство.

В частности, оспаривая право собственности жильцов на занимаемую ими жилплощадь, в церкви заявляют о прямом нарушении прав и законных интересов единственно возможного собственника – Ставропольской и Невинномысской епархии. Аргументируется это тем, что, согласно положениям закона «Об объектах культурного наследия», здания, некогда имевшие религиозное назначение, могут быть переданы в собственность только религиозным организациям и никому более.

Получается, что в современной России реституция (то есть возвращение церковного имущества прежнему владельцу) – это уже не только восстановление храмов и монастырей, но и реальная угроза лишиться принадлежащего тебе имущества, если столетие назад оно являлось собственностью одной из конфессий. Остаётся только

радоваться тому, что РПЦ лишилась права иметь крепостных крестьян задолго до революции, иначе мы бы уже слышали требования о передаче ей недвижимости вместе с проживающими людьми в статусе холопов.

 

Без учёта срока давности

Юрист Лидия Шиповская, представляющая в суде интересы жильцов, уверена: при подаче искового заявления епархией был существенно нарушен срок исковой давности. Из иска следует, что о передаче дома в частную собственность истцу стало известно только в феврале 2016 года. Но ведь судебные процессы в Октябрьском и краевом судах проходили ещё в 2007-2008 гг. По словам юриста, уже в то время в церкви обладали всей необходимой информацией о бывшем Игуменском корпусе, но при этом пальцем о палец не ударили для возвращения столь желанного имущества.

Никто не собирается отрицать факт признания объекта памятником истории и культуры, равно, как и оспаривать давно вступившее в силу решение краевого суда. Более того, жильцы сами не против переезда из ставшего предметом многолетнего спора домовладения, если им будет предоставлено в собственность другое жильё. Вот только ни Епархия, ни муниципалитет не спешат предложить разумную альтернативу. Происходящее вылилось в конфликт, участниками которого стали церковь и рядовые российские граждане. Разница в социальном статусе сторон не оставляет последним иного выбора, как сделать всё происходящее достоянием общественности.

Как следствие, информационные порталы и социальные сети переполнены материалами, далёкими от того, чтобы работать на повышение авторитета не только Ставропольской метрополии, но и РПЦ в целом.

 

«Ветерана в списке нет…»

Удивительно, но сама церковь не стремится хоть как-то сгладить конфликт, выступив в качестве миротворца. Более того, официальный комментарий пресс-службы Ставропольской и Невинномысской Епархии не может вызвать ничего, кроме недоумения.

В частности, в нём говорится, что среди собственников квартир в указанном доме ветеран войны Раиса Фоменко банально не значится. Вывод из этого делается соответствующий: «Судя по агрессивным высказываниям в СМИ, собственники жилья просто прикрываются именем ветерана». Тем не менее это не помешало указать Раису Ивановну среди соответчиков в направленном в суд ходатайстве. А мысль о том, что 90-летняя старушка банально могла оформить дарственную на одного из своих родственников, и подавно не пришла никому в голову.

Больше всего поражает обещание епархии взять пенсионерку под опеку, выделив ей жильё в Иоанно-Мариинском женском монастыре, на что уже получено благословение правящего архиерея, то есть митрополита Кирилла. В самом деле, зачем бабушке

спокойно доживать свой век под крышей родного дома, если гораздо проще отправить её в богадельню? Звучит дико, но, к сожалению, именно так выглядят суровые российские реалии. После подобных заявлений утверждения о том, что скандал на пустом месте раскручивают журналисты с подачи родственников ветерана, выглядит абсурдом.

 

Болезнь общероссийского масштаба

На самом деле, ситуация с Игуменским корпусом монастыря во многом показательна и наглядно отражает болезненные процессы, происходящие в российском обществе, где на словах ратуют за нравственность и патриотизм («духовные скрепы», смысл которых понятен далеко не всем), а также возвращение православию его исторической роли. На практике же получаем всё более растущие аппетиты ряда высокопоставленных церковных иерархов и, как следствие, всё более усиливающееся противостояние религиозных структур и гражданского общества.

И не стоит взваливать ответственность за это на неких подрывающих государственные устои «агентов госдепа». Достаточно просто послушать заверения священнослужителей о том, что РПЦ «не является коммерческой организацией и не извлекает прибыли из своей деятельности» (именно так сказано в тексте искового заявления, поданного Епархией в суд), а потом взглянуть на широкий ассортимент товаров, предлагаемых посетителям магазинчиков, расположенных при православных храмах. Здесь можно приобрести всё, что душе угодно – от продуктов питания до ювелирных изделий. А потому не– удивительно желание региональных иереев сделать достоянием церкви всё новые и новые строения и земельные участки: аппетит, как известно, приходит во время еды.

Что же касается ставропольского противостояния, то жители-ответчики уверены: спрогнозировать, кто выйдет из него победителем, несложно. Достаточно просто обратить внимание на всевозрастающее влияние института церкви на государственно-бюрократический аппарат. Хотя надежда на справедливый суд никогда не угасает в человеческой душе.

Комментарии ()