еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Велотерренкурное безумие

Есть такая не совсем приличная русская присказка: «Курочка в гнезде, яичко кое-где, а вы уже со сковородкой». Это – в точности про наших краевых и федеральных чиновников, которых внезапно одновременно скрутила болезнь в виде навязчивой идеи по постройке ставшего уже притчей во языцех «Кавминводского велотерренкура».

 

Об этом проекте говорилось и писалось много, в том числе и в «Ставропольском репортёре». Проект несмотря на пафосную презентацию сырой, непродуманный и очень вредный, с точки зрения экологического благополучия региона КМВ. Против него в своё время выступили краевая природоохранная прокуратура и Совет по правам человека и гражданскому обществу при Президенте РФ.

Федеральное лобби

Однако нашлись у него и сторонники на федеральном уровне. И это, в первую очередь, такая неоднозначная фигура, как вице-премьер РФ Юрий Трутнев, доведший в своё время до ручки Дальний Восток своим «мудрым» курированием и взявшийся теперь добивать Северный Кавказ и его и так дышащие на ладан курорты.

В частности, курорты КМВ, которые из-за тотальной бездумной и вредительской урбанизации уже и не курорты в полном значении этого слова, а какая-то дикая мешанина из торговых центров и питейно-развлекательных заведений.

Застроены, загажены, растоптаны  и безвозвратно потеряны сотни гектаров некогда заповедных территорий. Леса и горы, снабжавшие КМВ уникальным воздухом, разрыты и вырублены, родники и скважины минеральных вод завалены отбросами. И эта дикая свистопляска не прекращается. Чиновники, совершенно позабыв, что главное назначение КМВ - лечебные факторы, упорно перекраивают регион под туристско-развлекательную местность наподобие турецких пляжей.

Теперь вот власти, как дурень с писаной торбой, носятся с новым проектом велотерренкуром, сулящим лишь одно – очередное уничтожение природных заказников во имя набивания карманов заинтересованных лиц. Ибо только из личных корыстных интересов можно сделать то, что творят с природой КМВ чиновники и их вассалы.

Телега впереди лошади

Недавно ряд региональных СМИ, «чисто случайно» финансируемых из краевого бюджета, с восторженным придыханием сообщили: «Ставропольский край может получить субсидию на создание велотерренкура на Кавминводах уже в конце текущего года. Минэкономразвития России подало в федеральное правительство проект, который позволит выделить средства. Финансирование проекта будет осуществляться в рамках подпрограммы «Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе» госпрограммы социально-экономического развития регионов СКФО. На эти цели планируется направить на период 2021-2023 годов 3 миллиарда рублей. Строительство объекта начнётся в январе 2021 года».

А вот теперь стоп! Это как так интересно получается, что телегу запрягли впереди лошади? Дело в том, что общественность КМВ настолько в штыки восприняла одиозный проект велотерренкура, организовав ряд протестных пикетов, что власти четырёх городов - Пятигорска, Минвод, Лермонтова, Железноводска - вынуждены были назначить проведение общественных слушаний. Вопрос единственный – скажут местные жители «да» или «нет» проекту.

                                                                       

 

Слушания назначены – внимание! – на 10 ноября этого года. А информация об инициативе федерального Минэкономразвития датируется 5 ноября. То есть получается, что ещё до проведения слушаний большие дяди всё уже «перетёрли» между собой и пришли к консенсусу? А слушания, это так, фикция, шоу, устроенное чисто по формальным соображениям? И исход этих слушаний уже предрешён? На жителей КМВ просто наплевали с высокой колокольни, потому что их мнение никого из просиживающих зад в мягких креслах высоких кабинетов банально не интересует? Похоже на то. Это раз.

Два – деньги на проект в авральном порядке выделяют при отсутствии … экологической экспертизы будущего велотерренкура. Это, простите, как такое возможно? Это просто нонсенс! Или настолько велико желание побыстрей заняться откатами и распилом, что даже нет сил соблюсти элементарные приличия? И даже то, что КМВ – курорты федерального значения, а значит, экспертизу должна делать не какая-то безвестная подвальная фирмочка, а серьёзное научное учреждение российского уровня, не останавливает лоббистов, у которых уже чешутся руки  от предвкушения личной наживы?

Радиоактивная тропа

Ну и, наконец, три. Активисты экологического движения, внимательно изучив маршрут будущей вело- и пешеходной тропы, которая свяжет пять гор КМВ, обнаружили, что проложена она будет по местам, прогуляться по которым - всё равно что совершить променад около Чернобыльской АЭС.

Как рассказал корреспонденту «Ставропольского репортёра» юрист и общественный деятель, отстаивающий неприкосновенность особо охраняемых природных территорий КМВ, Георгий Легкобитов, судя по проекту, велотропа пройдёт по самым радиационно активным точкам региона.

                                                                                  

По его словам, на той же горе Бештау в тридцатых годах прошлого века геологоразведка обнаружила залежи урановой руды. Чуть позже здесь началась её добыча. В СССР тогда рьяно искали секрет создания атомной бомбы. Разработку рудников курировал лично Лаврений Берия. Добычу урановой руды на Бештау государство прекратило в конце 80-х годов, как раз накануне распада СССР, однако консервация их происходила впопыхах, поэтому радиация до сих пор просачивается на поверхность.

— Когда я был ещё школьником, — говорит Легкобитов, — взрослые строго-настрого запрещали нам, ребятам, бродить по некоторым местам гор КМВ, предупреждая, что это небезопасно из-за радиации. А сейчас здесь, по этому «маленькому Чернобылю», чиновники вознамерились проложить свой пафосный велотерренкур. Они не знают о повышенном фоне радиации? Или знают, но сознательно умалчивают, чтобы не потерять финансирование? 

Как подчёркивает Легкобитов, по плану ширина 75-километрового велотерренкура составит 6 метров. И, чтобы проложить такую солидную трассу через Бештау, нужно будет, помимо разравнивания естественных ландшафтов, вскрыть и ураносодержащие породы. К тому же, полагает юрист, маршрут терренкура в точности повторяет дороги, по которым во времена Союза транспортировали урановую руду и проводили работы по созданию ядерного щита.

— Велосипедисты будут ездить, люди с детьми гулять там, обслуживающий персонал находиться по 8-12 часов на рабочих местах, даже не подозревая, что они накапливают и разносят радиацию, — отмечает Георгий Легкобитов. — И это без учёта того, что горные породы КМВ богаты залежами радона — радиоактивного природного газа. Конечно, при выходе на поверхность он рассеивается, однако не исключено, что концентрация станет выше допустимой.

Чтобы проверить доводы о повышенном уровне радиации в точках будущего терренкура, группа энтузиастов из Пятигорска, вооружившись дозиметрами, прошлась по маршруту, где планируется соорудить велотерренкур.

И, в частности, на горе Бештау на том месте, где проект предусматривает расположить торговый пятачок с сувенирными киосками, прибор показал 129,5 микрорентген в час, то есть уровень радиации в разы выше, чем допустимый «Нормами радиационной безопасности» в РФ, которые считают безопасным излучение на открытой местности не более, чем 12 мкр/ч.

                                                                   

И неудивительно, судя по архивным данным, там, где планируется поставить торговые ларьки и лавочки для отдыха туристов, некогда располагалась штольня урановых разработок № 31.

                                                         

 

Но, как и экологической экспертизы, радиационной разведки на местности никто и не думал проводить.

Думаете, о том, что маршрут терренкура пройдёт по радиоактивным местам, ставропольские чиновники не знают? Предполагаю, что знают, но сознательно идут на риск. Поскольку рисковать-то им придётся не своими здоровьем и жизнью, а здоровьем и жизнью беспечных легковерных туристов.

Комментарии ()