еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Велотерренкурная интрига

         Вот уже около двух лет длится эпопея, связанная с многократными неудачными попытками реализации широко разрекламированного проекта под названием «Кавминводскийвелотерренкур». Если исходить из первоначальной версии данного проекта, то воплотиться в жизнь он должен был в аккурат к 9 Мая 2020 года, т. е. к 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне. Подстраиваясь под эту дату, протяжённость велотерренкурной дорожки определили в 75 км.

 

Суды выступили против перекройки границ Бештаугорского заказника

 

         Но, как оказалось, такой странной увязки сомнительного проекта со столь значимым в истории нашей страны событием было недостаточно для обретения им права быть реализованным. Куда более значимым оказалось то обстоятельство, что строительство так называемого велотерренкура предполагалось осуществить в центральной части Бештаугорского заказника, тем самым разорвав его на нежизнеспособные фрагменты, а заодно нарушив нормы действующего природоохранного законодательства.

         Перспектива деления на части заказника краевого значения не слишком испугала руководство Ставропольского края, посчитавшего, что освоение выделенных из федерального бюджета 2,8 млрд рублей является более приоритетной задачей, чем сохранение краснокнижных растений и представителей фауны, обитающих на созданной специально для этих целей особо охраняемой природной территории.

         На первом этапе действия краевых властей весьма напоминали кавалерийский наскок. Правительство посчитало, что оно вправе своим постановлением изменять границы природоохранных территорий и исключать из их состава любые участки, которые приглянулись им для строительства Кавминводскоговелотерренкура.

Правда, с такой свободной трактовкой норм федерального законодательства не согласилась экологическая общественность. Группа эко-активистов, состоящая из нескольких сотен человек, пройдя все судебные инстанции, включая апелляционную и кассационную, смогла доказать, что участки, выделенные под реализацию велотерренкурного проекта, были изъяты из состава ООПТ незаконно. После такого фиаско краевым властям не оставалось ничего иного, как отменить ранее принятые постановления, разрешающие перекройку границ заказника краевого значения «Бештаугорский».

 

Попытка изменить закон об ООПТ оказалась неудачной

 

         Решение суда было крайне неприятным для губернатора и правительства Ставропольского края. Но оно нисколько не повлияло на решимость краевых властей во что бы то ни стало добиться разрешения на реализацию в заказнике оскандалившегося инвестпроекта.

Их логика была предельно простой – если закон запрещает строительство на территории ООПТ, то нужно поправить сам закон, и тогда всё встанет на свои места. То, что действующий закон запрещал, видоизменённый закон больше не будет считать нарушением установленных норм. Воодушевлённые сделанным открытием, краевые парламентарии в апреле 2021 года оперативно разработали проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в 33-й закон «Об особо охраняемых природных территориях».

         Но и план «Б» оказался не слишком продуманным и убедительным. На внесённый Думой Ставропольского края законопроект было получено отрицательное заключение правового управления Госдумы. Не в восторге от законодательной инициативы ставропольчан оказалось также Правительство Российской Федерации, направившее в Государственную Думу РФ своё заключение, подробно разъясняющее, в чём заключается опасность предложенных поправок в закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Чуть позже на имя председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Госдумы Дмитрия Кобылкина поступило обращение «Гринпис», под которым стояли подписи порядка 100 тысяч наших сограждан. В нем, в частности, говорилось: «Эти факты вызвали серьёзный общественный резонанс. Нормы закона об ООПТ Ставропольского края, позволяющие изымать земли ООПТ, а также соответствующие решения правительства края признаны судом незаконными по искам общественности и прокуратуры. То есть губернатор Ставропольского края, инициируя принятие данного законопроекта, пытается снять значимые правовые препятствия на пути реализации решений, влекущих причинение масштабного ущерба природному наследию России».

         Становилось очевидным, что с такими «верительными грамотами» субъект законодательной инициативы, т.е. Дума Ставропольского края, не могла больше рассчитывать на благоприятный для себя исход голосования своих коллег из Государственной Думы.

Дальнейшие события разворачивались довольно интригующим образом. 11 ноября 2021 года профильный комитет Госдумы предложил вынести на голосование депутатов проект решения о снятии с дальнейшего рассмотрения предложенного народными избранниками Ставрополья законопроекта. Это событие должно было произойти на пленарном заседании 18 ноября.

Но за несколько часов до этого в Госдуму поступило обращение ставропольчан об отзыве своего законотворческого опуса. В данном случае никакого нарушения установленного регламента не было. Единственное, что так и осталось без ответа, - вопрос: зачем было нужно такое правильное решение принимать в самый последний момент, если это можно было сделать в более спокойной обстановке пару месяцев назад?

 

Законотворцы упражняются в создании новых терминов

 

         Как оказалось, радость экологической общественности по поводу столь значимого события и на этот раз была преждевременной. Задолго до своего очередного законотворческого фиаско они решили реализовать, как им показалось, довольно оригинальный план «В». Ему очень даже подошло бы кодовое название «ползучая легализация».

            Смысл новой инициативы заключался в попытке приучить жителей Ставропольского края к мысли о том, что Кавминводскийвелотерренкур является объективной реальностью и с этим необходимо смириться. Для достижения поставленной цели Дума Ставропольского края вознамерилась слегка «пометить» два закона, которые к проблемам создания и функционирования ООПТ имели очень отдалённое отношение.

            На этот раз в Госдуму поступила законодательная инициатива, получившая название «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

            Думцы Ставропольского края были уверены, что если в этих законах появится новый термин «велотерренкур», обозначающий в первом случае объект дорожной инфраструктуры, а во втором объект курортной инфраструктуры, то оба Федеральных закона от такого нововведения только выиграют и станут ещё более солидными. К их огромному разочарованию, ни в Совете Федерации, ни в Государственной Думе, куда были направлены шедевры законотворческой деятельности думы Ставропольского края, не смогли разглядеть ничего полезного и жизненно необходимого. Сенаторам и депутатам Госдумы пришлось перелистать немало словарей неологизмов, но понять, что же представляет собой термин «велотерренкур», они так и не смогли. А поэтому вежливо попросили народных избранников Ставрополья дать чёткое, юридически значимое определение предложенного ими термина.

         Выяснилась ещё одна интересная деталь. Стремясь любым способом легализовать понятие «велотерренкур», дума Ставропольского края запутала всех, и сама окончательно запуталась.

            Если предположить, что злосчастный велотерренкур признают объектом дорожной инфраструктуры, то это неизбежно потребует внесения изменений в целый ряд федеральных законов и прочих документов, где имеется упоминание о велосипедных дорожках. Более того, потребуется выделение значительных бюджетных средств на обустройство таких дорожек, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ являются технологической частью автомобильной дороги.

            Причём не только в границах курортного региона КМВ, но и по всей стране. Могут возникнуть также вопросы, почему во всех субъектах Федерации велосипедные дорожки обустраивают шириной один метр и только в Бештаугорском заказнике их ширина может превышать восемь метров? И таких вопросов появится не один и не два, а гораздо больше. Жаль только, что сформулировать на них корректные ответы будет очень даже затруднительно.

         С другой стороны, если попытаться на законодательном уровне приравнять велотерренкур к объектам курортной инфраструктуры, то здесь вопросов появится гораздо больше. Прежде всего по аналогии с простым терренкуром необходимо будет разработать рекомендации врачей, как правильно не в ущерб своему здоровью пользоваться велотерренкуром. На это потребуется достаточно много времени. И не факт ещё, что подобного рода медицинские показания и противопоказания смогут когда-нибудь появиться.

Неудивительно поэтому, что комиссия по рассмотрению законодательной инициативы пришла к единственно правильному решению - направить подготовленный ею проект заключения в Совет законодателей. Предполагается, что 20 декабря 2021 года Дума Ставропольского края в очередной раз сможет убедиться в низком качестве и слабой проработке собственных законодательных инициатив.

         Возможным объяснением такого прискорбного факта может служить то обстоятельство, что прежний председатель краевой Думы Геннадий Ягубов подписал это обращение 6 августа 2021 года. Как известно, своё итоговое заседание думцы Ставрополья провели ещё 15 июля 2021 года. С тех пор они с головой окунулись в новые выборы и разъехались по своим округам. По всей видимости, решение о возможном включении понятия «велотерренкур» в два федеральных закона принималось так называемым опросным методом, и народные избранники проголосовали за него, не слишком вникая в детали.

         В любом случае, получилось не очень красиво и не очень убедительно.

Комментарии ()