еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Велосипед – новый символ курортного региона?

До недавнего времени жители и гости Кавказских Минеральных Вод были абсолютно уверены в том, что символом курортного региона является орёл, крепко сжимающий в своих лапах змею. При случае многие из них могли даже вспомнить и рассказать легенду о чудодейственной силе минеральной воды, в источнике которой исцелился смертельно ужаленный ядовитой змеёй повелитель неба. Легенда была настолько красивой, что мало кто пытался усомниться в её правдоподобности.

 

         Так было прежде. Но теперь благодаря некоторым креативно мыслящим чиновникам всё способно измениться до неузнаваемости. Могучего орла на пьедестале очень даже легко может потеснить скульптурный образ обыкновенного велосипедиста, крепко сжимающего в своих руках руль двухколёсного средства передвижения. И, как положено в таких случаях, уже вовсю принялись сочинять новые легенды, призванные обосновать необходимость и целесообразность предстоящей метаморфозы.

 

Железноводская креативно-курортная аномалия

         Главным идеологом превращения особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод в один сплошной Кавминводский велотерренкур выступает мэр города-курорта Железноводска Евгений Моисеев. Он уже давно превратился в настоящий генератор околокурортных идей. То построит в курортном парке самую длинную в Европе каскадную лестницу, предварительно вырубив в заповедной зоне более сотни прекрасных деревьев. Потом, словно спохватившись, предложит на этих самых деревьях экоотели обустроить. Да такие, чтобы были не хуже, чем в хвалёной Европе. То вдруг решит бассейн наполнить лечебной грязью Тамбуканского озера и предложить всем желающим окунуться в неё. То выступит с инициативой соорудить бассейны с термальной водой, обладающей ярко выраженными лечебными свойствами. И так же по-детски наивно, а главное, искренне, предложит всем без исключения принять оздоравливающие процедуры. И не беда, что для многих наших сограждан бесконтрольный приём бальнеопроцедур может обернуться серьёзными проблемами со здоровьем. Главное, чтобы всем было весело и задорно, было побольше музыки и брызг, а душа получила праздник, о котором так мечтала.

         Надо отдать должное, Евгений Иванович, как заправский энерджайзер, умеет заряжать своей энергией всех, кто встречается на его пути. Это уже успели заметить «на самом верху». А сравнительно недавно, если быть точнее, 31 января 2020 года, энтузиазмом мэра Железноводска был впечатлён даже Президент Российской Федерации Владимир Путин. Выслушав красивую легенду, сочинённую железноводчанами специально для заседания Совета по развитию местного самоуправления, глава государства, обращаясь к Евгению Моисееву, произнёс тогда: «С таким здоровым оптимизмом, как ваш, у вас всё получится».

         И не беда, что это была нейтральная фраза, обычно произносимая одним интеллигентным человеком, чтобы не огорчить другого интеллигентного человека. Мэр Железноводска и его единомышленники восприняли слова, сказанные президентом как одобрение своих действий по строительству малопонятного, но очень дорогостоящего велотерренкура. С тех пор они напрочь отказываются воспринимать любые критические замечания, сказанные в отношении ставшего чуть ли не смыслом всей их жизни проекта.

 

Велотерренкур с характеристиками автобана

         Чтобы получше разобраться в этой запутанной велотерренкурной истории, прежде всего необходимо ознакомиться с его характеристиками. Сказать просто, что они являются впечатляющими, значит совсем ничего не сказать. Только вдумайтесь. Протяжённость «Кавминводского велотерренкура» должна составить 75 километров. Его планируют проложить по самым красивым местам курортного региона, объединив одной веломагистралью Минеральные Воды, Железноводск, Лермонтов и Пятигорск.  Двигаясь по нему, велотуристы смогут с ветерком прокатиться по кольцевым дорогам, проложенным вокруг памятников природы гор-лакколитов Бештау, Железной и Змейки. А ещё по двум памятникам природы – горам-лакколитам Машук и Развалка - можно будет проехать по полукольцевому маршруту.

         Настораживает только, что это будет не обычный в нашем понимании терренкур. Его покрытие планируют сделать асфальтобетонным, а ширина велодорожек на разных участках должна составить от 4 до 6 метров. Чтобы было более понятно, на них спокойно смогут разъехаться два КамАЗа, что само по себе вызывает недоумённые вопросы.

 А ещё через каждые 12 километров соорудят станции техпомощи, пункты велопроката, объекты торговли, общественные туалеты. Не забыли и о безопасности велосипедистов. От нежелательных «сюрпризов» по всей протяжённости велотерренкура их предполагается защитить специальными экранами от камнепадов и прокладкой современной системы отведения ливневых вод. Последнее предложение проектировщиков выглядит очень трогательным. Особенно если учесть, что ни в одном городе-курорте нет нормальной ливнёвки, вследствие чего даже не очень интенсивный дождь способен серьёзно подмочить репутацию федеральных курортов. А так в случае реализации проекта строительства велотерренкура хотя бы будет место, где можно полюбоваться отвечающей всем требованиям и исправно работающей ливневой канализацией.

 

Тяжела и неказиста судьба курортного велосипедиста

         Забота властей всех уровней (от местного до федерального) о велотуристах мало кого может оставить равнодушным. И дело здесь не только и не столько в том, что чиновники стали так активно продвигать идеи здорового образа жизни и популяризировать один из самых экологичных видов транспорта. Они наивно полагают, что с помощью «Кавминводского велотерренкура» удастся «усовершенствовать облик курортных территорий,  расширить туристские возможности, привлечь туристов и дополнительные инвестиции в регион Кавказских Минеральных Вод».

         Правда, немного смущает цена, которую придётся заплатить за предполагаемое «усовершенствование, расширение и привлечение». Проложить велотерренкур планируют не где-нибудь по пустырям, а в самом что ни на есть центре Бештаугорского заказника. Но и здесь власти решили немного слукавить.

Чтобы избежать неудобных вопросов, глава Ставрополья Владимир Владимиров взял и подписал постановление, в соответствии с которым примерно 200 гектаров заповедных земель в одночасье оказались за пределами ООПТ. В действительности же такое нестандартное решение краевого руководства породило ещё больше вопросов. Причём задавать их стали не только общественники-экологи, несколько сотен из которых более полугода пытаются добиться через суд отмены секвестрирующего заказник постановления. С ними полностью солидарны работники краевой прокуратуры и их коллеги из межрайонной природоохранной прокуратуры.

         Ещё более категорично в отношении велотерренкура высказались члены Совета по правам человека, в марте текущего года побывавшие в курортном регионе. «Изъятие из территории государственного природного заказника «Бештаугорский» памятников природы «Гора Машук», «Гора Змейка», «Гора Бештау» противоречат Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», — говорится в подготовленном СПЧ докладе. Чтобы избежать серьёзной фрагментации и деградации природных комплексов, составители доклада настойчиво порекомендовали отменить подписанное губернатором постановление о сокращении площади заповедных земель.

 

Вице-премьер на распутье

         Ещё одним человеком, от решения которого зависит дальнейшая судьба Кавминводского велотерренкура, оказался зампред правительства РФ  полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. С недавних пор он стал курировать вопросы социально-экономического развития Северного Кавказа. А ранее, вплоть до 2012 года, Юрий Петрович на протяжении восьми лет руководил Министерством природных ресурсов и экологии России. Поэтому кому, как не ему, знать, что в данном случае необходимо будет чем-то пожертвовать – либо надуманными проблемами велосипедистов, либо реально существующей заповедной территорией.

         О том, что новому куратору Северного Кавказа предстоит сделать нелёгкий выбор, можно судить по следующим фактам.

         Когда в начале августа 2020 года во время первого посещения Кавминвод в новом качестве Юрию Трутневу был представлен проект создания велотерренкура, он не увидел в данной идее ничего предосудительного. Более того, сразу же поручил Минэкономразвития России проработать данный вопрос и изучить возможные источники его финансирования.

         Однако спустя месяц, вероятнее всего, вспомнив о своём экологическом прошлом, Юрий Трутнев решил пойти на попятную. В одном из своих интервью заявил: «Некоторые проекты, как, например, «Кавминводский велотерренкур», вызывают вопросы общественности, озабоченность людей. В данном случае — из-за того, что часть трасс может пройти по природоохранной зоне. Со всем этим нужно тщательно разбираться. Мы будем этим заниматься».

         По прошествии ещё одного месяца Юрий Петрович, похоже, пришёл к выводу, что экология экологией, но без прокладки по заказнику велотерренкура социально-экономическое развитие курортного региона может испытать серьёзные трудности. Поэтому он подписал поручение, в соответствии с которым Минэкономразвития, Минфину, Минспорта, Минтуризма и правительству Ставропольского края не позднее 25 октября надлежит проработать вопрос создания на территория Кавказских Минеральных Вод велосипедной трассы (велотерренкура) и доложить  правительству РФ согласованные предложения по объёмам, источникам финансирования, а также сроки готовности проектной документации и реализации проекта.    

         После чего курирующего зампреда перестали терзать всякие смутные сомнения.

 

Велотерренкур дважды пролетел мимо кассы

         В нынешнем году проект «Кавминводского велотерренкура» дважды участвовал во всероссийских конкурсах. Его инициаторы были настолько уверены в своей победе, что заранее проанонсировали завершение строительства велотерренкура к торжествам, посвящённым 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

         Как оказалось, их самоуверенность сыграла с ними злую шутку. Вначале, в феврале 2020 года, проект курортного велотерренкура не впечатлил организаторов «Конкурса проектов малых городов-2020», где ему не нашлось места среди шести десятков проектов-победителей.

         Через несколько месяцев попытку решили повторить, направив проект для участия во Всероссийском конкурсе на выявление пилотных территорий по развитию экологического туризма. За это время сметная стоимость проекта возросла с 700 млн рублей до 3 млрд рублей. Вероятнее всего, расчёт инициаторов проекта был на то, что его масштаб поразит воображение конкурсной комиссии и это позволит добиться желаемой победы. Тем не менее их и здесь ждало полнейшее разочарование.

         После двойного фиаско решили действовать старым проверенным способом. Взять и просто перераспределить деньги, уже выделенные по одной из утверждённых федеральных программ. Выбор пал на подпрограмму «Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе» госпрограммы «Социально-экономическое развитие СКФО». Теперь, если не произойдёт ничего непредвиденного, в 2021 году на строительство «Кавминводского велотерренкура» выделят 1 млрд 23 млн рублей. Чуть меньше, около 993 млн рублей, добавят ещё в 2022 году.

         Не исключено, что здоровый оптимизм Евгения Моисеева позволит ему построить в Бештаугорском заказнике велотерренкур. Вполне может статься, что со временем на этом велотерренкуре будут проводиться всероссийские и международные соревнования. Нельзя исключать также, что в скором будущем на вершине горы Железной будет установлен памятник велосипедисту как символ нового взгляда на предназначение бальнеологического курорта федерального значения.

         Только вот что-то подсказывает мне, что самому курорту это вряд ли пойдёт на пользу.

Комментарии ()