еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

В стране дороги кроют матом

Пора нашим федеральным чиновникам на законодательном уровне запретить фонтанировать идеями по «улучшению», «оптимизации», «совершенствованию» и прочим благим делам на пользу жителей страны. Ибо количество идей далеко обогнало их качество. Порой узнаёшь о какой-либо новации «во благо народа», и глаза на лоб лезут: что они там празднуют, не закусывая? На днях отличился умом и сообразительностью дорожный сектор.

Отныне дорожникам на законодательном уровне разрешат делать то, что, они, собственно, благополучно и практиковали без всякой законодательной базы – укладывать асфальт в снег, дождь и мороз. А именно – в России появился новый государственный стандарт ремонта дорог, разрешающий эти недавно ещё строго-настрого запрещённые деяния. Нововведения разработали в НИИ транспортно-строительного комплекса по заказу Росавтодора.

Старый ГОСТ закатают в асфальт

До сего знаменательного дня в нашей стране действовал разумный, на мой взгляд, и объективный ГОСТ, согласно которому, ремонт дорог разрешалось проводить только в сухую погоду. Укладка асфальта была разрешена весной, летом и осенью. Причём температура воздуха не должна быть ниже +5 градусов. Теперь же осадки и холода, оказывается, вовсе и не помеха для укладки асфальтового покрытия.

Разработчики нового ГОСТа также уточнили температурный режим, при котором ремонт дорог будет разрешён. Весной и летом укладывать асфальт можно будет при температуре от -10 до +5 градусов. Осенью и зимой можно будет производить ремонт при температуре от -10 до +10 градусов. Помешать ударному труду дорожных рабочих может только погодная аномалия. А конкретно: сочетание резкого ветра c минусовой температурой, а также ливень тропического уровня.

«Затейники» из Росавтодора, которые, кстати, не первый год носятся с этой идеей, как курица с яйцом, и которым, в конце концов, удалось её протолкнуть, дают более чем странные объяснения необходимости внедрения новаций.

БОльшая часть дорог России находится в первой и второй дорожно-климатических зонах, то есть на территории с тундрой, вечной мерзлотой, влажными лесами и т. д., говорится в материалах Росавтодора (контракте с НИИ ТСК, пояснительной записке к стандарту).

В таких местах строительный сезон ограничен коротким периодом тёплой погоды, но в последние годы подрядчики стали класть асфальт в мороз без ущерба качеству, тем более что стала доступна специальная техника. Для ремонта в таких дождливо-морозных условиях асфальт с заводов нужно перевозить на машинах с подогреваемыми кузовами или тентами: при температуре, к примеру, -5°С смесь в самосвале не должна остывать быстрее, чем на 0,38 градуса в минуту. Нижний слой дороги перед укладкой верхнего нужно очистить от снега и грязи, а при необходимости обработать реагентами и просушить специальными машинами.

В общем, старый ГОСт, предписывающий асфальтоукладочные работы, по мнению чинуш Росавтодора, устарел и технически, и морально. Наша дорожная отрасль достигла иных, требующих новаций высот.

Лопата и чайник битума

Они там, в Росавтодоре, с Луны упали? Белены объелись? Начиная с заявления, что львиная доля страны находится в территориях вечной мерзлоты с коротким летом? А посему нужны новые ремонтные стандарты. И заканчивая баснями про оснащение дорожных служб модернизированной современной техникой и прочими плюшками, позволяющими обеспечить качественную укладку дорожного полотна даже в самую лютую непогоду.

Да у 99 процентов подрядчиков до сих пор самая модернизированная техника – каток-асфальтоукладчик выпуска времён Брежнева да таинственное приспособление – чайник со смолой, которую человек в оранжевой жилетке льёт в дорожные колдобины.

Так что качество транспортных артерий, уложенных даже по старому, строгому в погодном плане ГОСТу, такое, что плюнь и свистни. Асфальт с проезжих частей сходит вместе со снегом, и по весне они выглядят так, будто прошла война, а не зима.

 Небольшие статистические данные: в прошлом году в России конкретно из-за плохого качества дорог случились почти 45 тысяч (!) дорожно-транспортных происшествий, в которых гибли и калечились люди, наносился непоправимый материальный ущерб. Ямы и колдобины, провалы и трещины, которые появляются, самое большее, полгода спустя после укладки нового полотна – вот истинный показатель качества работы дорожных служб и их «модернизированной», «ультрасовременной» спецтехники.

Ведь благодаря кривому закону о госзакупках (который вроде бы собрались менять) у нас выиграть подряд на дорожные работы и тем самым получить доступ к бюджетным деньгам может любая фирма «Рога и копыта». Потому как, увы и ах, главное – присосаться к кормушке, «освоить финансирование», а там хоть трава не расти.

Парад колдобин

Взять хотя бы наш край, который вроде и не плетётся в хвосте рейтинга по качеству дорог, а, наоборот, занимает место уверенного хорошиста. Но и у нас проблем с транспортными артериями, качеством работы подрядных организаций и материалов, используемых ими при ремонте дорожных полотен, – выше крыши.

Георгиевский городской округ. Дорожная проблема здесь одна из самых старых и острых. Местные жители уже криком кричат о том, что дальше так жить невозможно. И накануне Дня Победы недовольство в соцсетях достигло такой точки кипения, что администрации горокруга пришлось на своём официальном портале объясняться с людьми.

В частности, в пресс-релизе говорилось, что вся вина лежит на руководителе компании-подрядчика, которая не исполнила условия контракта на сумму 14 млн 696 тысяч 547 рублей 32 копейки. Контракт на грейдирование георгиевских улиц истёк 5 мая, но работ выполнено в лучшем случае процентов двадцать от планировавшегося объёма: грейдирована, но не до конца дорога в станице Незлобной, кое-где начат ямочный ремонт – на улицах Промышленной, Минераловодской и Маяковского в Георгиевске. А ещё на 31 одной улице в плане ремонта и конь не валялся. И, дескать, подрядчику перманентно выставлялись претензии управлением ЖКХ администрации горокруга, но реакции – ноль.

«Причина, по которой подрядчик оказался в такой ситуации, на поверхности: он не рассчитал свои силы и понадеялся на авось. Это довольно часто случается с недобросовестными подрядчиками, которые, не располагая необходимой техникой, средствами, опытом и ответственностью, участвуют в тендере, активно пиарятся, создают себе благопристойный имидж, а на деле не выполняют работу, а заказчик получает пшик и общественное недовольство», – пылала праведным гневом администрация.

Но буквально через пару суток этот разгромный текст с сайта исчез (правда, остался в соцсетях в группах, созданных администрацией), а вместо него появился другой, уже не столь категоричный и даже, наоборот, благостный: «Как мы сообщали ранее, выполнение дорожных работ на территории Георгиевского городского округа не было выполнено в установленный контрактом срок. Вчера подрядчик, руководитель компании, вышел на связь с главой Георгиевского городского округа Максимом Клетиным. В ходе переговоров они обсудили ситуацию с грейдированием и ямочным ремонтом дорог. Был достигнут консенсус: подрядчик учёл все замечания администрации и обязуется в срок до 10 июня выполнить полный объём работ необходимого качества в соответствии с контрактом».

Не известно, к каким методам убеждения прибёг подрядчик, чтобы из ещё вчера недобросовестного и не располагающего ни техникой, ни опытом внезапно превратиться в опытного владельца парка спецтехники и профессиональных кадров, которому можно верить на слово, но факт остаётся фактом: многих георгиевцев встречал 9 Мая не Парад Победы, а парад колдобин. Исчезнут ли они после 10 июня – ещё бабушка надвое сказала.

До наноасфальта рукой подать

Так что, как видим, даже хорошая погода – далеко не гарантия того, что дороги будут отремонтированы качественно и в срок. В общем, после этой новости о разрешении класть асфальт в дождь, снег и слякоть соцсети и форумы взорвались.

Комментарии автолюбителей, пешеходов, не приближённых к государственной кормушке независимых экспертов дорожной отрасли свелись к единому мнению: новые стандарты – не что иное, как попытка узаконивания нынешнего беззакония.

Раз с явлением невозможно бороться, его надо возглавить. Да и прикарманивать деньги из казны, выделенные на ремонт дорог, станет гораздо легче и проще, ничего официально не нарушая. Ведь ни для кого не секрет, как в этой отрасли делаются делишки. Потому что любой, даже самый хороший, правильный и безупречный по смыслу закон в нашем российском исполнении превращается в какое-то издевательство и сюрреализм.

Так и закон о новом дорожном ГОСТе. Техники, технологий и материалов, профессионалов, соответствующих требованиям новоиспечённых нормативов, нет. Опыта работы в плане укладки дорожного полотна в непогоду без потери качества также не имеется.

Но мы уже бежим впереди паровоза. За горами ли предложение об укладке не видимого глазу наноасфальта? Вот уж где можно было бы погреть руки на откатах и распилах. Стоимость работ по укладке дорог в России и так приближается к нереальным, астрономическим суммам, а теперь, наверное, вообще взлетит так, что дешевле будет закатать трассы чёрной икрой пополам с золотом. Но, к сожалению, пока что российские дороги жители страны кроют только матом.

Комментарии ()