еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Успеть запрыгнуть в последний вагон

В конце мая текущего года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах. В качестве экспериментальных территорий выбраны города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Чиновники надеются, что такой шаг позволит значительно сократить выбросы опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух самых неблагополучных в экологическом отношении российских промышленных центров. Они полагают также, что результаты эксперимента, который будет длиться пять лет (с 01.01.2020 года по 31.12.2024 года), в дальнейшем можно будет тиражировать по всей стране.

 

Обижая природу, умножали капитал

Нисколько не сомневаясь в том, что указанные правительственные решения очень важны, так как они направлены на улучшение условий проживания наших сограждан, вместе с тем нельзя не заметить, что с их принятием опоздали, как минимум, лет на двадцать.

Всё это время собственники крупных промышленных предприятий (надо честно признаться, люди не слишком бедные и примелькавшиеся изрядно на страницах Форбса) целенаправленно приумножали свой капитал не в последнюю очередь за счёт экономии на очистных сооружениях, а, следовательно, и на здоровье своих сограждан. Все уговоры и рекомендации (в том числе президентские) изменить своё наплевательское отношение к экологии и людям на новых российских олигархов не возымели ровным счётом никакого воздействия.

Теперь вот радикальными мерами федеральное правительство попытается привить воротилам отечественного бизнеса любовь к природе, рассчитывая, что та ответит людям взаимностью.

Но даже в преддверии столь радикальных преобразований, наметившихся в нашей действительности, особой радости от этого почему-то не испытывается. Причиной тому является ангельское терпение, продемонстрированное руководством правительства при реализации на практике действующей нормы закона, согласно которой, предприятие-загрязнитель должно платить по полной за творимые им экологические безобразия.

Следовательно, если бы были установлены реальные экономически обоснованные платежи за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, при превышении которых штрафные санкции могли бы быстро привести в чувство любого обнаглевшего бизнесмена, никакие дополнительные правительственные решения не понадобились бы. Бизнесмены сами постарались как можно быстрее установить на своих предприятиях фильтры и очистные сооружения, лишь бы не платить слишком дорогую цену за свою жадность и своё бездействие.

По крайней мере, так происходит во многих странах мира. Мы же по старинке решили дотянуть до того момента, когда ситуация грозила окончательно выйти из-под контроля, и в самый последний момент успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

Дышите глубже, курортники

В случае с атмосферным воздухом городов, участвующих в эксперименте, предложенный вариант, вне всякого сомнения, способен привести к благоприятному исходу. Пусть не сразу, пусть через несколько лет, но всё же воздух в промышленных центрах России станет чище. Следовательно, проживающие в них наши сограждане станут меньше болеть, смогут дольше находиться в работоспособном состоянии, затраты на их лечение значительно сократятся. Ко всеобщему удовлетворению, от предложенных решений выиграют и природа, и люди.

Несколько иная ситуация, при невнимательном отношении к которой изменить её в дальнейшем в лучшую сторону вряд ли удастся, может возникнуть в ближайшей перспективе в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод.

Как ни парадоксально, катализаторами её развития способны стать два фактора, которые по степени воздействия на окружающую природную среду, вроде бы, сложно поставить в один ряд с крупными промышленными гигантами. Тем не менее, по мнению авторитетных экспертов, автотранспорт и бытовые отходы способны нанести экологии курортного региона непоправимый ущерб. Прежде всего речь идёт о природных подземных минеральных водах, качество которых должно соответствовать самым строгим экологическим стандартам.

Если обратиться к официальным данным за 2017 год (за 2018 год доклад о состоянии природной среды Ставропольского края региональным Минприроды пока ещё не опубликован), то получается, что до 90 % загрязняющих веществ в атмосферный воздух курортного региона выбрасывают не стационарные источники (заводы, котельные и т. д.), а именно автотранспорт.

Это неудивительно, так как количество его постоянно растёт и уже перевалило за 300 тысяч единиц. Исходя из всё тех же данных статистики, более всего атмосферу курорта загрязняет автотранспорт городов Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и Минеральные Воды, где суммарные выбросы превышают 33,5 тыс. тонн в год.

В самой неблагоприятной ситуации оказался Кисловодск, расположенный в природной котловине и по этой причине вынужденный ежегодно «вдыхать» 6,6 тыс. тонн вредных веществ, вылетающих из выхлопных труб тысяч автомобилей. Если сравнить эту величину с количеством выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех стационарных источников, расположенных на территории КМВ (в 2017 году они составили примерно 3 тыс. тонн), то становится очевидно, какую опасность представляет для федерального курорта неконтролируемый рост количества автотранспортных средств.

Что самое неприятное, решить проблему со снижением уровня загрязнения атмосферы в случае с автомобилями гораздо сложнее, чем со стационарными источниками.

Мусор материален, а материя бесследно не исчезает

Ещё большую проблему для уникального природного комплекса КМВ представляют собой банальные бытовые отходы. В курортном регионе их образуется ежегодно более 400 тыс. тонн. Не более четвёртой части этого количества ТБО сжигается на Пятигорском теплоэнергетическом комплексе. Оставшаяся львиная доля размещается на двух санкционированных полигонах и десятках стихийных мусорных свалках. Причём, в какой пропорции происходит распределение легального и нелегального потоков мусора, ответить никто не может.

И вновь, как в случае с автотранспортом, наиболее тревожная ситуация с вывозом и утилизацией коммунально-бытовых отходов сложилась в городе-курорте Кисловодске. Причиной такого безрадостного положения является не только и не столько значительная удалённость города Солнца и Нарзана от узаконенных мест размещения и утилизации отходов, например, от Пятигорского ТЭКа. Более серьёзной проблемой являются странные, зачастую не поддающиеся логическому объяснению управленческие решения.

Чтобы не быть обвинённым в злопыхательстве и предвзятом отношении к руководству славного города-курорта Кисловодска, можно привести простой пример.

 В конце 2016 года под надуманным предлогом от санитарной очистки города была отстранена компания, ранее довольно успешно справлявшаяся с поставленной задачей. С января 2017 года за вывоз мусора с кисловодской территории стал отвечать ИП Дворников.

 Спустя некоторое время в одном из своих интервью господин Дворников с гордостью заявил, что руководимая им компания вывозит за пределы Кисловодска 1 тыс. тонн мусора в месяц. Можно было бы порадоваться таким успехам мусорных дел мастеров, если бы не одно «но».

Годом ранее другая отстранённая компания ежемесячно вывозила с территории Кисловодска порядка 2-2,5 тыс. тонн. Нетрудно догадаться, что мусор никуда не исчезал. Просто он расползался по ближайшим балкам, лесопосадкам и другим укромным местам. И это безобразие происходило на территории, где уровень залегания подземных минеральных вод составлял всего лишь несколько метров.

Мусорщики решили рискнуть нарзаном

Проблема стихийных свалок приобрела такой размах, что Правительство РФ своим распоряжением от 29.12.2016 года обязало администрацию Кисловодска до 2020 года принять необходимые меры по ликвидации стихийных свалок.

Но и после правительственного распоряжения чудачества и всевозможные фокусы, связанные с мусором, в Кисловодске не прекратились.

В июле 2017 года общественники-экологи обнаружили стихийную свалку отходов в балке за посёлком Нежинским. Как выяснилось, некое частное лицо взяло в аренду земельный участок площадью 3 га, где самовольно решило обустроить мусоросортировочную площадку.

Примерно в это же время ИП Дворников на свой страх и риск стал свозить бытовые отходы, собранные на территории Кисловодска, в балку рядом с посёлком Чкаловским. Ещё одну стихийную свалку для кисловодского мусора попытались организовать возле Учкекена, что в соседней Карачаево-Черкесии. Правда, тогда оперативно сработали сотрудники Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры, доходчиво объяснившие ИП Дворникову и его единомышленникам, что гадить в охранных курортных зонах не только противозаконно, но и неприлично.

Но полученный тогда урок этим инициативным гражданам, решившим пометить несанкционированными свалками как можно больше земельных участков на федеральном курорте, не пошёл впрок. Теперь всё те же действующие лица отрапортовали о завершении строительства новой мусоросортировочной площадки.

Появилась она недалеко от того места, где летом 2017 года надзорники пресекли аналогичную попытку. Рядом с сортировочной линией смонтирована пиролизная установка, предназначенная для переработки любого вида пластика, автошин и других отходов, произведённых из нефтепродуктов. Вразумительных комментариев по данному факту от Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры пока получить не удалось.

То, что происходит сейчас в Кисловодске, рано или поздно окажет своё негативное воздействие на качество минеральной воды. Нарзан уже сейчас сталкивается с серьёзными проблемами. А если не изменить отношение к природе, этих проблем станет гораздо больше.

И тогда уже никакое правительственное распоряжение, никакой федеральной закон не помогут очисть водоносные горизонты от загрязнения. С очисткой воздуха справиться можно. А вот с очисткой подземных минеральных вод могут возникнуть непреодолимые трудности.

Комментарии ()