На днях миндор края отчитался об освоении более двух миллиардов рублей, которые пошли на ремонт местных дорог.
«До конца года в нормативное состояние планируется привести около 300 км местных дорог в 76 муниципальных образованиях. В 36 населённых пунктах работы уже завершены, в остальных - ещё продолжаются и будут завершены в кратчайшие сроки.
- Проведение ремонтных работ на дорогах тесно связано с погодными условиями. Пока погода нам благоволит, но не за горами холода, и времени для окончания всех работ на объектах остаётся всё меньше. Поэтому все муниципалитеты, в которых продолжается ремонт дорог, должны завершить работы до наступления холодов, - комментирует министр Евгений Штепа», - гласит информационное сообщение на сайте ведомства.
В связи с чем возникают сразу несколько вопросов: так до конца года или в ближайшие сроки ставропольчане дождутся обновлённых асфальтовых покрытий на транспортных артерий?
Хитрая арифметика
Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Потому как если до конца года, к гадалке не ходи, асфальт отстающие от графика подрядчики будут класть и в лужи, и в снег, лишь бы успеть и не быть наказанными рублём за черепашьи темпы. А там хоть трава не расти, пусть даже новенький асфальт по весне сойдёт вместе со снегом - рублики-то назад уже никто не отнимет и переделывать не заставит. А, наоборот, объявит новый тендер на переделку недоделок. И, значит, всегда есть шанс в нём победить и снова поживиться за казённый счёт. И, похоже, что так оно и есть.
Ну и самый главный вопрос: почему речь идёт всего об освоенных двух миллиардах рублей? Ведь, насколько известно, на ремонт дорог в крае в 2018 году выделялись восемь миллиардов: полтора в апреле, чуть больше в августе и последний, самый крупный, транш пришёлся на октябрь. Рассуждая логически, прихожу к выводу, что пока что построены дороги только на те деньги, которые на эти цели были выделены ещё в апреле. А августовские и октябрьские транши совершенно не освоены. То есть класть асфальт, оплаченный в августе и тем более в октябре, аккурат и будут по дождю, морозу и снегопаду? Весело. А как быть с летними заявлениями миндора, что к октябрю, мамой клянёмся, все нуждающиеся в ремонте дороги будут залатаны и закатаны? А тут, оказывается, в октябре только деньги подрядчикам перечислили, если, конечно, перечислили, а не просто пообещали. Наврали, выходит, про гарантированную октябрьскую готовность дорог?
Через пень-колоду
Ну а как же обстоят дела с уже освоенными деньгами, вернее, ведущимся с их помощью ремонтом дорог?
Возьмём те же Кавминводы. Здесь катки и асфальтоукладчики обосновались в Железноводске, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске и Минеральных Водах. Как обстоят дела на курортах, проверяла дорожная инспекция ОНФ, уделяя особое внимание дорогам, деньги на которые муниципалитеты получили ещё в апреле 2018 г. И выяснили прелюбопытные вещи.
По этому траншу в Пятигорске и Минеральных Водах ремонт закончили ещё в июле. А вот в Железноводске он выполнен всего на 50 процентов. На вопрос, в чём причина задержки, исполнитель отвечает: «Не хватило времени». О как! Может, тогда и не браться за работу, если у тебя не хватает времени, знаний, ума, рабочей силы? А муниципалитетам не совать жирные куски на конкурсах «кому надо», а разбить объём работ на несколько лотов и заключать несколько контрактов с разными подрядными организациями, которые будут работать одновременно на нескольких участках дорог.
С большим отставанием движется работа и в курортном Кисловодске.
Ни одна (!) из 18 улиц ещё не отремонтирована. На некоторых к ремонту даже не приступали. Подрядчик утверждает, что вовремя закончить контракт помешала июльская стихия. Тогда город буквально превратился в Венецию, течением унесло даже бордюры. Но, уважаемый, со времён потопа прошло уже почти три месяца. И кивать на летний ливень как-то несолидно. Придумайте что-то поинтересней и поубедительней, а то сразу вспоминается поговорка, что плохому танцору причинное место мешает.
А природная стихия - банальная отмазка. Например, всё в том же Кисловодске, где после сильного ливня, случившегося 28 июля, отремонтировали улицу Зелёную. Положили на неё, по уверению подрядчика, качественное покрытие. Так вот это «качественное покрытие» уплыло вместе с бордюрами при первом же дожде. Случилось это 15 сентября. И дождь был не особо проливной и длился не сутками. А поди ж ты, новенький асфальт уплыл, как будто его здесь и не лежало.
Или, например, Пятигорск. Здесь в конце мая два десятка улиц получили новенькое покрытие, которое продержалось лишь до июльских дождей. А потом уплыло вместе с водяными потоками. Причём конкретно так уплыло и
провалилось, сделав проезжие части опасной для автомобилистов и пешеходов.
А Ставрополь? Здесь девственно новое полотно на улице 50 лет ВЛКСМ, на которое ни разу не успела наехать шина автомобиля, провалилось и пошло разломами после дождя 3 августа. Это о каком качестве и гарантийном сроке нам пытаются говорить и власти, и дорожники?
Тяп-ляп, вышел корабль
Но вернёмся к теме освоения денег. Так, общественникам, проверявшим ход и качество работ, власти Ессентуков бодро отрапортовали, что они в городе идут с опережением графика и ремонт планируется закончить раньше срока аж на месяц. А, может, не надо? Может, не стоит заниматься гонкой и хвастовством, а проверить лично главе города, что творят дорожники? И съездить, к примеру, на улицу Грибоедова, где ремонтники просто забыли установить бордюры по чётной стороне улицы. При этом на нечётной стороне бордюры установлены по стандарту. А на второй стороне что? Сэкономили? Или теперь в дорожном строительстве объявлены какие-то новые стандарты? Горожане сняли видеоролик, на котором отчётливо видно, что на одной стороне улицы бордюры стоят, а на второй - проезжая часть плавно «перетекает» в обочину и газон. Ответа от властей на это видеобращение, как и разъяснения, что за ноу-хау в дорожном строительстве, пока нет.
Что касается столицы округа Пятигорска, власти которого навешали общественникам лапши на уши про то, что ещё в июле отремонтировали все улицы, то случился конфуз - в одной из соцсетей появился видеоролик, снятый одним из горожан на улице Парковой. На картинке отлично видно, что дорога разбита, на полотне огромные ямы. Автомобилист рассказал: три месяца назад здесь начали работы по замене труб. После того как они завершились, новый асфальт постелен не был, а ямы засыпали щебнем. И теперь пройти-проехать здесь можно только с риском для жизни, здоровья и целостности авто.
А уж какими словами там же «кроют» состояние улицы Центральной горожане и гости столицы СКФО, просто не передать. Но надо отдать должное властям Пятигорска, во всемирной паутине они сидят не хуже завзятых инстаграмщиков, бдительно отслеживая, кто и что пишет. Потому что на критику отреагировали практически моментально. Некий пользователь написал: «В настоящее время получена субсидия из бюджета Ставропольского края городу-курорту Пятигорску на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе и на ремонт асфальтобетонного покрытия по ул. Центральная и Парковая. После окончания конкурсных мероприятий и заключения муниципального контракта работы будут выполнены в полном объёме».
Нет, ну это уже не смешно. Во-первых, судя по всему, деньги на ремонт асфальтового покрытия Парковой после замены труб уже выделялись. Куда вы их подевали, раз улица выглядит, как после бомбёжки, а работы по приведению проезжей части в порядок брошены на полдороге? Или не выделялись и о такой «мелочи», как необходимость приведения проезжей части в божеский вид после укладки труб, администрация не заморачивается?
Подумаешь, не баре, потерпите, так что ли? Во-вторых, что значит «после окончания конкурсных мероприятий и заключения муниципального контракта работы будут выполнены в полном объёме»? То есть, если посчитать, сколько времени занимают все эти бюрократические проволочки, то получится, что класть полотно планируете аккурат посреди зимы? И особо этого не скрываете? Молодцы!
Впрочем, тоже ничего удивительного. Ведь пятигорским ремонтникам не привыкать кидать лопатой асфальтобетонную смесь не только в лужи и сугробы, но и прямо под колёса проезжающего транспорта. Так, этой весной эти бравые парни в оранжевых жилетках вызвали настоящий ажиотаж среди автовладельцев, укладывая асфальт на улице Теплосерной прямо посреди автопотока. Фотоотчёты водителей, выложенные в соцсетях, более чем красноречивы: на узком дорожном полотне стоит машина с асфальтом, тут же идёт плотный поток автомобилей. Рабочие лопатами закидывают яму прямо под колёсами движущегося транспорта.
Этот же способ потом был повторён пятигорскими дорожными рабочими и пару месяцев спустя, в июне этого года, на улице Малыгина под Яшкиным мостом. Видимо, городские власти, давшие добро на это «ноу-хау», запатентовали столь нетривиальный способ укладки асфальта.
Зачем тратиться на укладчики и другую технику, раз можно всё сделать дёшево и сердито? А может, это нанотехнологии такие, а мы просто пропустили сие открытие?
Комментарии ()