еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Театр – кукольный, скандалы – взрослые

Ставропольский краевой кукольный театр, долгое время – больше 20 лет – пребывавший у властей края в роли нелюбимой падчерицы, ютящейся по углам, предоставленным добрыми людьми, готовится отметить новоселье. Новый дом ждёт кукол, артистов, рабочих сцены и т. д. на проспекте Октябрьской революции в здании-памятнике «Народный дом конца XIX века». Уже сейчас финансирование объекта составляет порядка 270 миллионов рублей, большая часть из которых — 248 миллионов – федеральные субсидии и ещё порядка 20 миллионов – краевые вложения. Реконструкция проходит в рамках нацпроекта «Культура» и должна завершиться уже в этом году.

 

Деньги – 270 миллионов – пошли на ремонт ветхого здания, подключения его к коммуникациям и на прочие жизненно необходимые нужды. Во время реконструкции были частично снесены обветшалые помещения, построены два новых – для размещения теплогенераторной и склада для костюмов, реквизита и декораций. В обновлённом здании театра появятся новые кабинеты, помещения и холлы.

«Рабочие заменят кровлю, полы, окна, двери, усилят фундамент. Они отремонтируют фасад и сменят стропильные конструкции на чердаке, поставят новые водостоки», – пояснили в региональном министерстве строительства, являющемся куратором новостройки и посему заключающем некоторые из госконтрактов для обеспечения нужд театра.

Но наряду с такими тратами параллельно идут и другие, целесообразность которых вызывает сомнение. А скандалы, связанные с ними, уже изрядно подпортили предвкушение радостного момента новоселья. Что симптоматично – все они связаны с госзакупками «для нужд театра». Закупками, вгоняющими в ступор своим размахом, оголтелой тратой колоссальных сумм из бюджета и рождающими подозрение, что кто-то возжелал изрядно нажиться на детской театральной теме.

Дорого-богато

На эту мысль наводит простой мониторинг сайта госзакупок. Читая техзадания тендеров, касающиеся оснащения будущего здания театра, складывается впечатление, что власти края намерены обставить и оборудовать его с вызывающей показной роскошью, словно стараясь утереть нос некоему неведомому сопернику – мол, знай наших. Судя по тому размаху, с которым чиновники принялась обставлять и украшать новый дом для кукол и артистов, по пышности и великолепию не будет уступать даже царским дворцам в Санкт-Петербурге. Только на малую часть аппаратуры и обстановки уже потрачено более 10 миллионов рублей. И вряд ли это предел.

Конечно, забота о детской Мельпомене – дело важное и архинужное, кукольный театр – неотъемлемая часть культурного воспитания и нравственного развития ребятишек. Вот только, думаю, вряд ли детям, которые придут смотреть спектакль, так уж будет важно – сидят ли они на умопомрачительно дорогих стульях и ходят ли по не менее умопомрачительно дорогому паркету. Для мальчишек и девчонок главное – не дороговизна и шик интерьера, а качество представления, мастерство артистов и богатство репертуара. Но у чиновников на этот счёт своё, не объяснимое простой логикой, мнение – слишком много в тёплых кабинетах министерств и ведомств завелось поклонников стиля «дорого-богато».

Театр начинается… с занавеса

Так, в частности, на сайте госзакупок был размещён тендер на приобретение театрального занавеса, за который заказчик – минстрой СК – был готов выложить 6,5 миллиона рублей. За эти деньги победитель должен был поставить 19 отрезов театрального вышитого золотом бархата площадью от 7,3 до 29,2 кв. метров для фонового и попланового занавесов, задника, кулис, падуги и крепёж к ним. К материалу предъявляются особые требования: он должен быть пожаробезопасным, ни в коем случае не бывшим в употреблении, изготовленным только на отечественном производстве, стойким истиранию.

То есть за, простите, кусок ткани, который тканью и остаётся, не важно, для театра он предназначен или для библиотеки, школы, Дворца детского творчества, власть готова отвалить сумму, на которую можно приобрести как минимум четыре однокомнатные квартиры в краевом центе? Феерично. За такие деньги это должен быть не простой бархат, вышитый псевдопозолоченными нитями, а отрез, сотканный из чистого золота не самой низкой пробы и расшитый самоцветами. А расшивать должны Юдашкин с Зайцевым или, может, привлечь к работе кого-нибудь из «Дома Шанель».

Выиграло тендер ООО «Дон Мьюзик» из Ростова-на-Дону, специализирующееся на поставках оборудования и декорирования театров, концертных залов, площадок под открытым небом. И которое, к чести фирмы, взялось поставить требуемое за сумму в пять раз меньшую, чем готов был отвалить минстрой края.

То есть запросило за куски театрального бархата 1,3 миллиона рублей вместо 6,5. Надо отметить, что это уже третья подряд победа ООО «Дон Мьюзик» в аукционах на поставку товаров для ставропольского театра кукол. Предприятие уже выиграло два тендера на суммы в 5,73 и 3,87 миллионов рублей, став поставщиком комплекта оборудования для создания анимированной визуализации и полноповоротного светодиодного прожектора. Но в отличие от нынешнего тендера в прошлые разы ростовские бизнесмены не снизили во время торгов стоимость поставок ни на копейку.

Не только роскошный занавес должен заставить маленьких зрителей и их родителей онеметь от восторга. Мебель, которая будет установлена в новом здании театра, тоже должна «кричать», что Ставрополье не лыком шито. Сейчас идёт приём заявок на участие в электронном аукционе на поставку 143-х театральных зрительских кресел (по условиям техзадания либо плетёной, либо из цельной древесины), за которые власти готовы заплатить 2,25 млн рублей, то есть по 15,7 тысячи рублей за штуку. Неплохо для стульчиков, предназначенных для маленьких зрителей, не правда ли?

Следующий тендер, надо полагать, будет на поставку и других «жизненно необходимых вещей – золотых или, на крайний случай, малахитовых унитазов и нефритовых раковин для санузлов театра? Или, может быть, вешалок ручной работы из красного дерева с инкрустацией перламутром для театрального гардероба? Платиновых дверных ручек? Инкрустированных стразами Сваровски урн для конфетных фантиков и использованных билетов? Простор для полёта чиновничьих фантазий здесь необъятен.

Восемь платим, семь в уме

Причём, как показывает практика, не всегда вбуханные в дорогущее оборудование деньги бывают потрачены не напрасно. Так, на днях стало известно, что театр кукол оказался замешан в уголовном деле, касающемся хищения почти 8 миллионов рублей при закупке светодиодного оборудования.

По информации правоохранительных органов, в декабре 2018 года ГБУК СК «Ставропольский краевой театр кукол» занялся поиском поставщика двух светодиодных экранов. В тендере приняли участие всего два поставщика – московская компания «СценаСвета» под руководством Антона Хижняка и ставропольский бизнесмен, индивидуальный предприниматель Андрей Болдырев. Причём обе фирмы являются основными конкурентами на рынке поставок театрального оборудования. Однако в тот раз с небольшим отрывом почти в 43 тысячи рублей победу одержала «СценаСвета», и контракт на 8 млн 503 тысячи 902 рубля был заключён с ней.

Причём тот год для компании был богатым на заказы, выручка фирмы по сравнению с прошлым годом выросла на 44 миллиона рублей. 

Но всё оказалось куда как печальнее. Не так давно выяснилось, что фактическая стоимость поставленного оборудования не дотянула до 8,5 уплаченных за него миллионов… почти восемь миллионов рублей. Согласно заключению товароведческой экспертизы, цена поставленных ООО «СценаСвета» экранов составила всего 740 тысяч рублей. А остаток в размере 7,8 миллиона бюджетных рублей был ещё год назад обналичен фирмачами и, само собой разумеется, растворился.

Страусиная политика

Итог – 16 июня этого года сотрудники управления МВД по городу Ставрополю возбудили уголовное дело в отношении Антона Хижняка – директора ООО «СценаСвета» — по статье «Мошенничество» УК РФ. Что, на мой взгляд, не до конца справедливо. Где, спрашивается, уголовные дела в отношении тех лиц, которые это оборудование принимали и в любом случае должны были проверить его истинную стоимость? Или им тоже кое-что перепало из украденных миллионов? Вот нисколько не сомневаюсь в том, что такая подмена дорогих экранов дешёвкой могла совершиться без ведома и благословения сильных мира сего.

Но, что самое поразительное, в том же министерстве культуры Ставропольского края, которому, собственно говоря, и принадлежит по подведомственности кукольный театр, делают вид, что ничегошеньки об этой «уголовщине» не знают. В общем, выбрали тактику страуса – голову в песок. Мол, я не я и кобыла не моя.

Не пролило света и общение на эту тему с представителем непосредственного заказчика, коим являлся театр кукол – его директором Александром Безгиным. Потому что, собственно говоря, никакого общения и не было – телефон руководителя учреждения стабильно вне зоны доступа, а на звонки в приёмную был получен один и тот же ответ: директора нет на месте.

Однако статья слишком серьёзная для того, чтобы можно было «пересидеть бурю», практикуя страусиную политику. Думаю, если в работу следствия не вмешаются «высшие силы», чтобы замять скандал, мы узнаем много интересно о не последних лицах во властных структурах Ставрополья.

Комментарии ()