еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Чем лучше, тем… хуже, или Тайны дорожного строительства края

В России принято ругать дороги. Не спорю, есть, за что ругать. Одно непонятно. Идут годы. Меняются политические системы и руководители государства. Совершаются величайшие научные открытия. Внедряются высочайшие технологии. А построить нормальные дороги в России – не удаётся! Никак. Что за неразрешимая национальная проблема? «Ставропольскому репортёру» представилась возможность посмотреть на неё изнутри. Скажу сразу – человеку, посвящённому в тайны и схемы чиновничьих игр, мы ничего нового не расскажем. А вот непосвящённого ждёт много сюрпризов и поистине детективных поворотов истории, в которую попали дорожные строители ООО «Домострой». В последние годы компания столкнулась с очевидным беспределом чиновников на территории Кавказских Минеральных Вод. О причинах рассказывает начальник юридического отдела ООО «Домострой» Дмитрий Капленко.

 

 

Итак, эта скандальная история началась в 2018 году…

– … с вполне рядового события – публикации электронного аукциона на строительство дороги, ведущей к хутору Лысогорский (федеральная трасса за селом Канглы Минераловодского района). Стоимость контракта – 211 млн рублей. Заказчик – управление муниципального хозяйства Минераловодского городского округа. Достаточно дорогой проект для хутора с населением около 500 человек. Ну, не нами это решено. Мы подали заявку по всем правилам.

Для тех, кто не в курсе, поясню – заявка состоит из двух частей. В первой должно быть соответствие тому, какие требования заказчики прописывают к материалам. Вторая подтверждает опыт участника аукциона по определённым параметрам. Мы были единственными участниками аукциона. Нас отклонили, аукцион признали несостоявшимся.

При повторном проведении аукциона мы снова были единственными. И снова нас ждал сюрприз. Аукционщики не изменили даты окончания работ, и вышло, что весь объём работ (на 211 миллионов рублей!) надлежало выполнить… за один день!

Позже прокуратура признала требования аукциона незаконными. Да и ФАС отменил торги. Но развития событий это не остановило.

Нас откровенно не хотели допускать до контракта.

Вопрос – почему? Ведь дорогу строить надо! И мы – единственные претенденты.

Оказалось – нет. Уже не единственные. При следующем аукционе на данную дорогу появился другой участник, к которому не то что не придирались, но даже «не замечали» явных и однозначных несоответствий требованиям закона. Итак, нас снова отклонили. По первой части заявки, которая касается материалов, у нас всё было четко, что называется, комар носа не подточит. Дальше. Во время торгов мы снизили цену на 2,1 млн рублей, в то время как новоявленные конкуренты – на 1,05 млн рублей.

То есть наше предложение выгоднее. И мы должны получить контракт. Так?

Ничего подобного. Наши конкуренты были спокойны и даже цену перебивать не стали.

А ведь в случае законного рассмотрения заявок бюджет Минераловодского городского округа мог быть сэкономить более 1 млн рублей, а в случае здоровой и честной конкуренции сумма снижения цены контракта могла достичь 15%, т.е. экономии в сумме 32 млн рублей. Вместо экономии мы получаем максимальное расходование бюджетных средств.

А ведь эти деньги могли пойти на благие цели, на помощь нуждающимся, на помощь детям-сиротам, на благоустройство нашего региона…

Возникает вопрос: а почему же второй участник не пожелал сделать предложение лучше нашего, чтобы стать победителем по аукциону? Ответ один. Знали, что нас отклонят.

 

«Дорогу уже отдали, отстаньте!»

Кроме первой, как мы упоминали, есть ещё и вторая часть заявки. Это опыт претендента. У нас тут тоже всё было чисто – опыта с 2012 года хватает. К заявке мы приложили выполненный прежде контракт по реконструкции дороги в том же Минераловодском городском округе. Всё честь по чести, официально-документально. Что может быть не так?

«А вы не приложили локально-сметные расчеты к контракту!» – придумали выход аукционщики. Мол, получается, не в полном объёме предоставили документы. То ли дело у ваших конкурентов! Правда, подробности этой части заявки конкурентов никто не озвучил. Выяснились они в суде, где мы оспорили решение аукциона. И были просто в шоке.

В составе опыта второй участник аукциона приложил договор о постройке дороги в г. Ессентуки на 85 млн. рублей, которую якобы одно ООО заказало… у другого ООО!

Но это в принципе невозможно. Дороги у нас на КМВ муниципальные. Частных дорог в регионе практически нет! И быть заказчиком никакое ООО не может. Откровенная липа, даже неприкрытая!

Да и прикладывать такой опыт для строительства автомобильной дороги, а тем более участка дороги с мостом, который является сложным инженерным сооружением – просто преступление. Надеемся, что у генподрядчика хватило ума отдать выполнение работ по строительству моста компетентному субподрядчику. Иначе не избежать беды.

И что получается? Нас отклоняют по формальным основаниям, а там вообще ничего нет. Ничего. И они проходят аукцион. А мы – нет. Отчего?

Вопрос риторический. И нам неоднократно говорили – ну чего вы упираетесь, отстаньте, дорогу уже «отдали»!

И пофиг законное решение суда. Хотя в Постановлении Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 г. ясно сказано: «Принять обеспечительные меры в виде приостановления государственного контракта на «Выполнение работ по реконструкции первой очереди автомобильной дороги «Кавказ» – хутор Лысогорский… заключённого по результатам электронного аукциона между ООО «Автомагистраль СК» и управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа… до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу».

 

Конфуз с «Автомагистралью»

Решение ясное и однозначное – работы должны были остановиться. Но это по закону. А кому закон – указ? Ау, Минеральные Воды! У вас строят дороги фирмы, не имеющие необходимого опыта, не соответствующие требованиям участия в аукционе. У вас не выполняются судебные решения. И возникает логичный вопрос: тогда чьи решения выполняются, причём напористо и последовательно?

– На деле строительство дороги только активизировалось. И даже судебные приставы, игнорируя свои прямые обязанности, не вмешались. Позже их бездействие было признано незаконным. Так, решением Арбитражного суда Ставропольского края незаконным признано бездействие судебного пристава-исполнителя Минераловодского районного отдела судебных приставов УФСС по СК Г. Ильяди, выразившееся в непринятии мер для исполнения постановления о поручении проведения исполнительных действий от 22.08.2019 г.

Дальше – больше. Предварительная прокурорская проверка показала, что ремонт дороги, который приводило ООО «Автомагистраль СК» во второй части заявки на аукцион в качестве опыта, вообще не проводился! И никакое ООО заказчиком ремонта быть никак не могло, ибо находится дорога на балансе местного муниципалитета.

Казалось бы, после такого конфуза «Автомагистраль СК» должна быть с позором изгнана с театра строительных действий.

Но куда там! До этого просто никому уже не было дела. Мы попытались приобщить прокурорский документ к делу как дополнение к нашему иску, ведь он доказывал, что процедура торгов была нарушена! Нам отказали: мол, что же вы сразу его не приложили? А как мы сразу могли приложить, если тогда документа в природе ещё не было?

 

Не вы – так вас

Такое ощущение, что чем больше мы доказывали свою правоту, тем хуже складывалась для нас обстановка. Начались сложности по другим объектам.

Капитальный ремонт дороги села Красногвардейское мы проводили совместно с ООО «Блеск». Неожиданно начались замечания к качеству нашей работы – по принципу придраться хоть к чему-нибудь. Например, к улучшенному качеству асфальта.

Да-да, именно так. Мы закупили на заводе асфальт с лучшими характеристиками, нежели те, что были прописаны в контракте. Заказчику можно было бы радоваться, верно? Однако замминстра дорожного хозяйства и транспорта СК Ирина Ефимова строго сказала: «Но у вас же не как в проекте». Значит, не годится.

После длинных переговоров Ефимова, вроде бы, пошла навстречу – мол, если согласуете с проектировщиком, тогда посмотрим. Согласовали. Те прислали ответ, где сказано, что у нас качество лучше.

Но на следующем совещании оказалось, что мы… нарушили процедуру! Оказывается, сначала полагается обращаться к генподрядчику, потом к заказчику, а уже потом – к проектировщику.

!!!

И так по кругу. Только договоримся, на следующий день – всё наоборот. И в итоге по указаниям заказчика был срезан хороший участок дороги и положен новый асфальт. Тот, который хуже.

Но и здесь претензии не закончились. Оказалось, что предписание было не одно. А два. На два участка дороги. И всё началось по-новой. Стараемся учесть весь полученный опыт, но… Сначала министерство просто не отправляет нужные письма. Вот не отправляет – и всё. Потом проектировщик сообщает, что им дали по шапке и потребовали, чтобы «мы вообще отвечали».

 В итоге демонтировали и этот асфальт.

В конце концов, с нами расторгли договор субподряда. Генподрядчик – то самое ООО «Блеск» – в частном разговоре сообщил, что им пригрозили: в противном случае расторгнем договор с вами!

Мы зафиксировали бесспорные объёмы выполненных работ. Но оплату за эти работы, выполненные ещё в августе 2019 г., полностью не получили до сих пор. Подчёркиваю – это за те работы, к которым ни у кого не было претензий!

 

Как исключают конкурентов

Следующая проблема возникла по небольшому контракту, который тоже не предвещал никаких бед. Дорога в Минеральных Водах (ул. Ставропольская) и дорога – подъезд к посёлку Кумагорск. Первую дорогу мы отдали на субподряд ООО «Атлант».

Выполнили работы быстро. К нам замечаний не было, а «Атланту» выдали два небольших предписания, частично их потом признали необоснованными, остальное быстро устранили. Заказчик принял работу (документы можно найти в Интернете). Осталось произвести оплату.

И тут всё остановилось.

Мы не в лесу живём – люди рассказывают, что происходит. Чаще всего неофициально, конечно. А кто официально расскажет про прямое указание главы Минвод Сергея Перцева? Или главы комитета по госзакупкам СК Александра Абалешева?

Все знают, как это происходит. Есть контракт с неугодным производителем? Есть. Значит, надо его расторгнуть. Нет оснований? Надо найти. Придумать. Потерять документы. Найти замечания.

Это не только вопрос того, чтобы не платить деньги за работу. Это исключение конкуренции. Сразу после расторжения контракта они подали заявление на внесение компании ООО «Домострой» в реестр недобросовестных поставщиков. Сами понимаете, что фигурантам этого реестра контрактов не видать.

Уже поставлено под угрозу наше участие в другом крупном аукционе – реконструкция суворовского шоссе в Ессентуках. Заказчик – управление ЖКХ города Ессентуки. Контракт – 264 млн рублей. Заходят пять участников, включая нас и небезызвестное ООО «Автомагистраль СК». Как будто никто не знает, что опыт у них липовый!

Мы занимаем 1-е место, предлагая цену снижения на 14 млн.

Комитет по госзакупкам рассматривает итоги и… отклоняет всех, кроме ООО «Автомагистраль СК»!

Что придумали в этот раз? Опять деталь – в документах было указано, что разрешение на ввод в эксплуатацию недействительно без технических планов. А ведь мы технические планы представили на электронном носителе.

А у ООО «Автомагистраль СК» вообще разрешения нет. Более того, сумма представленного ими договора – около 85 млн рублей. А по условиям (которые нельзя нарушать!) нужно более 100 млн. Идём в ФАС. Смотрим документы. У «Автомагистрали» к договору на 85 млн уже «приклеилось» допсоглашение на нужную сумму. Вот только незадача – договор на одну и ту же дорогу!

Они что, делали её два раза?

ФАС выносит решение, что нас отклонили неправомерно. И что наши документы всему соответствуют. Решение ФАС признано обоснованно арбитражным судом.

Комитет отклоняет всех. Включая нас.

Опять идём в ФАС.

Третий раз комитет по госзакупкам рассматривает вопрос. Отклоняет всех, кроме нас. Ура, справедливость восторжествовала…

Как бы не так. Заказчик не отправляет проект контракта на подписание.

В это время – перед самым Новым годом! – в Ессентуках собирают Думу и убирают из бюджета статью расходов на эту дорогу.

Хотя на 95 процентов – краевые деньги. И только пять – местные. Наше снижение стоимости изначально вписывается даже в краевую часть бюджета. Но дело тянется и тянется. Понятно: если им удастся включить нас в Реестр недобросовестных поставщиков, то нас сразу можно списывать со счетов. Однако им это не удалось. Буквально на днях ФАС решил этот вопрос законно.

Конечно, мы продолжаем отстаивать свои позиции все ми законными способами. Но силы очень не равны. Пока строительством дорог руководят те, кто заинтересован вовсе не в качестве и не в честной конкуренции, оптимистичных прогнозов у нас нет.

И где искать поддержку тем, кто хочет работать добросовестно, если и министерство дорожного хозяйства, и комитет по госзакупкам Ставропольского края занимают такую, мягко говоря, странную позицию, а обращения в силовые структуры – прокуратуру, следственный комитет имеют почти нулевой результат?

Комментарии ()