Непонятный механизм сбора денег
Плательщики сбора – это те, кто разместится в санаториях, пансионатах и гостиницах. Они все автоматически попадут в поле зрения надзорных органов и станут участниками эксперимента. Те же, кто предпочтет частный сектор (в советское время их называли дикарями), окажутся в более выигрышном положении и вряд ли станут платить новый сбор. По некоторым оценкам, таких уклонистов на Кавказских Минеральных Водах может оказаться до 30 %. На Кубани и в Крыму – и того больше. Там каждый второй курортник спокойно уйдет в тень, что заставит местные власти серьезно скорректировать свои планы о получении буквально из ничего дополнительных миллионов на модернизацию курортной инфраструктуры.
Дата 1 декабря 2017 года служит неким рубежом, по достижении которого региональные власти обязаны принять свои законы «О курортном сборе». Только в этом случае за оставшиеся полгода можно будет успеть разработать все подзаконные акты, необходимые для начала действия курортного эксперимента с 1 мая 2018 года.
С момента принятия 214-ФЗ, которому уготована судьба не самого популярного федерального закона, прошло более трех месяцев. По идее, это время должно было быть использовано с максимальной эффективностью. Самое печальное во всей этой истории оказалось то, что никто толком так и не понял, как будет функционировать администрирование, или проще сказать, механизм сбора денег.
« -Откуда прибыли?
- Какие прибыли? Одни затраты…»
Понятно, что должен быть некий региональный оператор, на счет которого будут направляться денежные средства, собранные в санаториях и гостиницах. Также ни у кого не вызывает сомнения, что на содержание самого оператора понадобятся немалые средства. Власти Ставрополья озвучили сумму в 20 млн рублей в год, заверив, что эти средства заложат в краевом бюджете и туристам не придется оплачивать зарплату новых контролеров.
При этом никем не ставится под сомнение утверждение, что основной расход на администрирование курортного сбора ляжет на санатории и гостиницы. В местах размещения придется увеличить штат сотрудников, выделить помещения, приобрести необходимую оргтехнику. Простой подсчет показывает, что при средней зарплате нового сотрудника в 10 тыс. рублей и количестве мест размещения примерно в 200 единиц суммарные допзатраты кавминводских санаториев и гостиниц окажутся никак не менее 45 млн рублей в год. Все эти затраты будут включены в цену путевки и вместе с курортным сбором приведут к ее удорожанию.
Следовательно, дополнительную нагрузку испытают все участники эксперимента: региональный бюджет, санатории и гостиницы, а также простые граждане. Это те негативные моменты, с которыми придется столкнуться начиная с мая будущего года. Кроме всего прочего, произойдет удорожание санаторных услуг, или как модно нынче говорить, турпродукта. Такова реальность, от которой невозможно будет спрятаться.
Игра будет стоить свеч только в том случае, если положительные моменты от внедрения курортного сбора окажутся масштабнее, чем негативные. Проще говоря, нужно собрать столько средств, чтобы и затраты окупить, и на курортную инфраструктуру еще осталось. Беда только в том, что на этот счет у участников эксперимента существуют серьезные опасения.
Наш курортник становится все прижимистее
Все расчеты относительно будущих доходов от курортного сбора и все аргументы в его пользу по-прежнему базируются на тезисе о постоянно растущем потоке отдыхающих, которых не испугать никакими трудностями. Мол, наши люди привыкли к любым превратностям судьбы, и на пути к курортному отдыху они преодолеют любые преграды. Так-то оно так. Однако статистика, которая, как известно, является вещью упрямой, свидетельствует об обратном.
По данным, обнародованным руководителем ООО «Курортное управление (холдинг)» Николаем Мурашко, в текущем году заполняемость кавминводских здравниц упала примерно на 5 %. Это отличается от информации краевого минкульта, пытающегося убедить всех, что турпоток ежегодно растет на те же 5 %. При этом отдыхающие предпочитают выбирать санатории эконом-класса. Подтверждением тому, что деньги у населения постепенно заканчиваются, является снижение на 4 % объема платных услуг, оказанных за первое полугодие гостиницами и санаториями.
Не слишком радуют отчетные данные, опубликованные Минтуризма Республики Крым. По их данным, с января по август 2017 года Крым посетили около 4 млн. туристов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Мониторинг, проведенный министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, показал, что за девять месяцев 2017 года Кубань посетили около 14,4 миллиона гостей. Это на 100 тысяч больше, чем за такой же временной отрезок сезона-2016. Но радоваться этому не стоит, так как теперь на черноморском побережье стали отдыхать в среднем три-четыре дня, тогда как в прежние годы купались и загорали не менее 7 - 10 дней. Обычной практикой стало проживание в номерах «люкс» по пять-шесть человек. При этом отдыхающие стараются тратить как можно меньше денег в гостинице. Экономят буквально на всем. Продукты закупают в «Магнитах». Поэтому, если по местам размещения провала особого не произошло, то смежные отрасли пострадали сильно. Те же рестораны потеряли порядка 30 - 35% своей прибыли.
После тщательного анализа сложившейся ситуации кубанские чиновники выяснили, какие же факторы так повлияли на ситуацию. Первым оказалась непогода в начале сезона, вторым — антиреклама побережья региона из-за принятия законаокурортномсборе, третьим — общее падение доходов.
Процесс введения курсбора пошел
Пионером по проведению эксперимента со взиманием курсбора стал Алтайский край. В сентябре законопроект рассмотрели в первом чтении. После его доработки 26 октября депутаты заксобрания на 13-й сессии проголосовали за закон «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае». Причем «за» высказалось 53 депутата, а 13 – не поддержали новый закон.
Принятый алтайскими депутатами закон будет действовать только на территории Белокурихи. Сумма курсбора в 2018 году составит 30 рублей. От уплаты сбора в дополнение к федеральным льготникам освободят всех тех, кто приехал на курорт по путевке соцстраха или в рамках ОМС. Поправку справедливоросов о включении в категорию льготников всех жителей Алтайского края местные парламентарии не поддержали. Но зато они включили в закон норму, предусматривающую наказание уклонистам от уплаты сбора.
Очень ответственно к разработке нового закона подошли власти Крыма. Они создали межведомственную рабочую группу, в которую вошли представители Минэкономразвития, Минтуризма, Общественной палаты, а также комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму. Были тщательно проработаны предложения муниципалитетов. Проект закона был вынесен на общественное обсуждение, которое завершилось 30 октября. Как результат – получился сбалансированный закон. Курортный сбор на полуострове будет взиматься только в летний период с 1 мая по 30 сентября и только в Алуште, Евпатории, Саках, Судаке, Феодосии и Ялте. От его уплаты освободят всех, приехавших в Крым по санаторно-курортным путевкам. Не будут платить сбор жители полуострова (кроме жителей Севастополя). В 2018 году ставка сбора составит всего 10 рублей.
Город-герой Керчь отказался от участия в эксперименте. Руководство заявило, что сама по себе идея нового налога хорошая, но участие города в эксперименте принесет Керчи скорее дурную славу, чем реальное пополнение бюджета. К такому выводу местные власти пришли по итогам тематического совещания, в котором участвовали сотрудники налоговой службы, члены Ассоциации курортов Крыма и Гостинично-туристической Ассоциации.
С основными параметрами закона о курортном сборе определились и на Кубани, что стало ясно по результатам парламентских слушаний, состоявшихся в региональном заксобрании 13 ноября. Участвовать в эксперименте будут только Сочи, Анапа, Геленджик, Горячий Ключ и четыре поселения Туапсинского района, наиболее посещаемые туристами. Что касается ставки курортного сбора, то на первых порах разработчики решили не пугать отдыхающих большими суммами и остановились на 10 рублях в сутки. Сбор не коснётся жителей Краснодарского края — все они будут освобождены от его уплаты. Краснодарский край рассчитывает получить в 2018 году от курортного сбора примерно 270 млн рублей. Что характерно, львиную долю этой суммы (160 млн рублей) намереваются собрать с двух тысяч санаторно-курортных объектов, расположенных в городе-курорте Сочи.
Ставрополье – не только родина слонов!
Несколько отличную от своих собратьев по эксперименту позицию решили занять власти Ставропольского края. Это стало окончательно ясно по итогам дебатов, состоявшихся в Кисловодске 13 ноября 2017 года. Там прошло выездное заседание двух комитетов краевой Думы, на которое были приглашены также мэры городов-курортов и руководители здравниц. Несмотря на отсутствие полного понимания в вопросах, кто и как будет взимать курортный сбор, на какие цели эти средства будут направлены и каков будет порядок контроля за ними, присутствующие депутаты посчитали возможным дебаты по данному поводу прекратить и закон на ближайшей сессии утвердить. А там, в процессе его правоприменения, его будут шлифовать, набивая шишки и набираясь опыта на своих ошибках.
Разработчики законопроекта посчитали, что максимальная ставка сбора (50 рублей) не отпугнет курортников, чем лишний раз подтвердили свой сверхоптимистический взгляд на складывающуюся в стране экономическую ситуацию. Кроме того, они выступили против освобождения от уплаты нового сбора ставропольчанами, проживающими за пределами Кавминвод, но предпочитающими отдыхать на отечественных курортах. Не обсуждалась также возможность включения в льготную категорию лиц, приезжающих в наши санатории на лечение. Никого из участников заседания не смутило, что проект закона о курортном сборе в Ставропольском крае не был представлен на публичное обсуждение, его не посчитали нужным рассмотреть на парламентских слушаниях.
В результате такого своеобразного подхода к решению непростой задачи ставропольский закон о курортном сборе получился самым жестким, если сравнивать его с законами Алтайского края, Крыма и Кубани. Власти Ставропольского края рассчитывают получить от нового сбора в 2018 году не менее 181 млн рублей (примерно столько же, сколько соберет Сочи при 10-рублевой ставке). По оценке ряда экспертов, примерно половина собранных средств может уйти на сам процесс сбора, что ставит под сомнение целесообразность введения курортного сбора.
Комментарии ()