еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Школа будущего или цифровой концлагерь?

Что мы знаем о набирающей обороты очередной реформе отечественного образования? Увы, но большинство россиян оставляет без должного внимания процессы, связанные с обучением их детей и внуков. И для многих может стать сюрпризом тот факт, что травмирующий подростковую психику ЕГЭ является отнюдь не последним губительным ноу-хау в этой области. Речь идёт о программе «цифровая школа», которая уже стала объектом жёсткой критики со стороны ряда общественных объединений РФ. В свою очередь, некоторые педагоги и представители научного сообщества призывают всерьёз задуматься над последствиями её реализации.

 

Цель – спасти образование

За примерами далеко ходить не нужно. 1 июня, в Международный день защиты детей, активисты родительских объединений провели в ряде российских городов акции протеста против реализации федерального проекта «Цифровая школа». В нашем регионе организаторами одиночных пикетов, прошедших в Ставрополе и Пятигорске, выступили активисты общественной организации «Родительский комитет Ставрополья».

    

В краевом центре участники пикетов озвучили свою позицию перед зданиями регионального министерства образования и Думы края.

«Таким образом, наша общественная организация поддержала родительское движение России против развала и уничтожения проверенного десятилетиями традиционного образования и внедрения в стране чуждого нам и деструктивного, навязанного нам т.н. западными партнёрами, образования на основе цифровых информационных технологий», – говорится в тексте обращения «Родительского комитета», поступившего в адрес редакции «Ставропольского репортёра».

По словам общественников, речь идёт о переходе российских школ на новые образовательные технологии, не совместимых с классическим образованием, о создании индивидуальных «цифровых досье» на учеников и педагогов, использовании технологий виртуальной и дополненной реальности, «цифровых двойников» и других инструментов тотального контроля. Иными словами, вскоре нам предстоит столкнуться с угрозой воплощения в действительность мрачных пророчеств авторов романов-антиутопий.

Называются и более конкретные причины неприятия такого рода нововведений. Среди них – ухудшение физического и психического здоровья учеников вследствие чрезмерной работы с компьютерными технологиями, повышение интереса к социальным сетям, клиповое мышление, но самое главное, что вызывает неприятие и активизирует протест, – последовательная ликвидация всей традиционной системы отечественного образования, что, в свою очередь, неизбежно приведёт к разрушению национального культурного кода.

«Проект «Современная цифровая образовательная среда», предусматривающий переход к массовому внедрению онлайн-обучения, наносит удар по высшей школе России и по всей системе подготовки кадров, встраивая её в глобальный образовательный рынок, на котором доминируют крупнейшие транснациональные корпорации, что полностью лишает Россию суверенитета в научной, гуманитарной и духовной сферах... Таким образом, «Цифровая школа» – антинациональный проект, направленный против интересов общества и российской государственности в целом», – констатируют авторы обращения.

 

На бумаге выглядит гладко

Чем аргументируют проект внедрения цифрового образования его авторы? И как объясняют необходимость новых изменений в российском образовании? Официальная информация преподносится в таких розовых тонах, что невольно вспоминается поговорка о том, куда в действительности ведут благие намерения.

Если кратко резюмировать, то суть вопроса сводится к тотальной компьютеризации всего учебного процесса. Например, набирающий обороты проект «Московская электронная школа» презентуется ни больше ни меньше как «система образования будущего, которая позволяет использовать все плюсы современных технологий».

Электронная система обучения всеобъемлюща. Предполагается, что весь процесс образования при желании может переместиться в ноутбук или планшет и проводиться дистанционно, вплоть до виртуального посещения экскурсий в известнейших музеях мира. Учебники, конспекты, школьные дневники и журналы, равно как и контроль успеваемости учеников и работы преподавателей, – всё переходит исключительно в электронный формат.

Согласно паспорту проекта «Цифровая школа» (с ним можно ознакомиться в Интернете), окончательным сроком его реализации намечен 2024 год: к этому времени в России должна быть создана «современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней».

Отвечают за его реализацию зампред правительства Татьяна Голикова (куратор) и министр просвещения Ольга Васильева (в качестве старшего должностного лица). Итак, согласно планам чиновников, в ближайшие пять лет школьники должны окончательно забыть об учебниках и тетрадях на бумажных носителях и погрузиться в компьютерный образовательный процесс, а по сути дела – во всепоглощающий мир виртуальной реальности.

Таким образом, сложилось два диаметрально противоположных взгляда на проблему, хотя уже один лишь факт того, что в вопросах обучения детей их родителям фактически не оставляют альтернативы, уже можно счесть противоречащим целому ряду правовых норм. И желание реформаторов образования ставить граждан исключительно перед свершившимся фактом вызывает вполне закономерное неприятие.

 

«Ошибка может стать фатальной…»

Что же думают о цифровом образовании сами преподаватели? Педагог, психолог, методист ставропольского Центра традиционной культуры «Вечёрка» Елена Богословская в беседе с корреспондентом «Ставропольского репортёра» отмечает наличие определённых видимых плюсов: сокращение времени, которое ребёнок тратит на учебный процесс, отсутствие тяжёлых рюкзаков с учебниками, возможность дистанционного обучения и т.д. Но всё это лишь видимая сторона айсберга.

     

– Присутствуют неоспоримо отрицательные моменты, – рассказывает педагог. – В частности, это невозможность передачи знаний из области тонкого мира, абстрактно-логических задач, духовности. Есть такие области обучения и развития, которые не могут использовать передачу знаний через носители, но передаются только при общении с живым человеком. Самый элементарный пример – процесс обучения азбуке.

Во-вторых, теряется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ребёнка. Что представляет собой алгоритм качественного обучения? Сообщение информации – отслеживание реакции ученика на данную информацию – корректировка – проверка в действии, на практике – закрепление в индивидуальной форме. То есть, сообщая что-то новое, учитель обязательно наблюдает за учеником и фиксирует все его реакции, чтобы строить процесс обучения с опорой на них. Без этого нет успешного обучения.

По словам Е. Богословской, цель работы учителя классической школы заключается в том, чтобы выявить индивидуальные способности каждого отдельно взятого ученика, рассмотреть его врождённые сильные стороны и создать условия для их развития, что возможно лишь при непосредственном общении и в процессе обоюдной включённости в образовательный процесс. В условиях же цифровизации это направление будет попросту ликвидировано.

Самое сложное – прогнозирование результата, – продолжает Елена Васильевна. – Потому подобные изменения в образовании – случай беспрецедентный. Ничего похожего в истории ещё не было, и ошибка может стать фатальной для общества в целом. Результат таких перемен станет известен только через 15-20 лет, когда изменить что-то будет уже невозможно. Именно поэтому введение цифровых технологий возможно только постепенно и при условии тщательного изучения промежуточных результатов.

 

Преступление против будущего…

С жёсткой критикой проекта выступили и ряд представителей высшей школы, в том числе и корифеи отечественной науки. Один из противников цифровизации – доктор физико-математических наук, почётный вице-президент и академик РАЕН, профессор Георгий Фурсей.

                   

Глобальная цифровизация – это глобальное разрушение человеческого образования и в целом сознания человека. Это преступление против детей и нашего будущего, – уверен он. – Уже сейчас мы имеем трагическое последствия ЕГЭ, не говоря уже о том, что эта форма образования противоречит основным принципам педагогики. Она вредна для здоровья, разрушает детскую психику. И гаджет вреден, и чрезмерное увлечение Интернетом. Совершенно очевидно, что нельзя подчинить сознание человека безликой машине.

По словам профессора, цифровизация содержит в себе чрезвычайную опасность для человечества в целом, т.к. при безграмотном торопливом подходе к использованию искусственного интеллекта мы практически обречены на то, что окажемся в полном подчинении у компьютерных технологий. А ведь именно об этом предупреждали человечество выдающиеся писатели-фантасты (такие, как А. Азимов и Р. Брэдбери), а также авторы фильмов-антиутопий.

Цифровизация как методика обучения абсолютно неприемлема, констатирует Г. Фурсей. – Сегодня либералы пытаются почти насильственно навязать обществу этот проект, причём без серьёзного обсуждения и апробирования. Это своего рода Форсайт-проект, навязываемый нам зарубежным закулисьем, в первую очередь Всемирным банком развития. И мы, как всегда, пытаемся отстало воспринимать то, от чего за рубежом уже отказались. Анализ, проведённый депутатом Госдумы Петром Толстым, показал, что 97% населения нашей страны считает реформу образования провальной и абсолютно непригодной. Еще раз подчеркиваю – 97 % населения! Но «реформаторы» не унимаются…

Учёный призывает немедленно остановить цифровое безумие и использовать компьютеры и информационную сферу с большой осторожностью, проводя тщательный научный анализ проводимой работы.

Ситуация действительно угрожающая и если своевременно ее не переломить, то большой вопрос, смогут ли новые поколения, погружённые в мир компьютерной реальности и социальных сетей, справиться с роковым воздействием той самой «Матрицы», которую ещё вчера считали фантазией талантливых режиссёров.

Комментарии ()