Накануне нового учебного года «высоколобые» деятели из профильных ведомств заявили, что существующая ныне пятибалльная система оценок устарела. И её срочно нужно менять на 12-балльную. Дескать, это позволит учителям выставлять оценки не только за количество ошибок, но и поощрять учеников за старание и учитывать другие тонкости. Также новая система оценок может повлиять на учеников психологически - получить восьмёрку будет не так обидно, как тройку: большой отрыв от самой плохой отметки, но и до отличной далеко. Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил: «Многие годы идём к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания».
Картина Репина «Приплыли»
Честно, впервые услышав это, подумал, что данная новость - всего лишь фейк. Бред сумасшедшего. Какая разница, будет ли в дневнике стоять цифра «3» или «7», если означают они одно и то же - знания весьма посредственные. Но когда о необходимости забить последний гвоздь в крышку гроба советской системе образования, отменив 5-балльную шкалу, мотивируя это тем, что нам по примеру той же Прибалтики и Украины пора переходить на новую методику школьных оценок, заголосили из каждого утюга, стало страшно.
Во-первых, давно ли та же Украина стала образцом для российского образования? По-моему, только ленивый не высмеивал все те неадекватные экзерсисы и откровенные фантасмагории, которыми напичканы учебники незалежной. А теперь чиновники вдруг «проснулись» и обнаружили, что нам пора брать с неё пример?
Во-вторых, как ни пытался, так и не мог понять, ЗАЧЕМ нужен этот переход? Усложнить жизнь учителям, которым придётся ломать голову, какую отметку поставить - 5 или 6, 8 или 9? И в чём между ними принципиальная разница, тоже понять нужно? Ввести в ступор учеников и родителей, которым потребуется не один месяц, чтобы усвоить нюансы новой балльной системы? Но, главное, чего такого масштабного в плане улучшения качества образования от этой новации ожидать? Оказалось, ничего. Новая балльная система и качество образования не пересекаются совсем. Как параллельные прямые в геометрии Лобачевского.
Откуда ветер дует
А веет он, как и во всех вызывающих отторжение в обществе случаях, из пресловутой Высшей школы экономики (ВШЭ). Закопёрщиком новации выступил руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, который весьма туманно объяснил, зачем нужно реализовывать это странное детище его мыслительного процесса: мол, сейчас в школах по сути действует четырёхбалльная система, так как единицу никому не ставят, зато практикуются промежуточные оценки - три с плюсом, четыре с минусом. И теперь надо легализовать эти плюсы и минусы. Здрасьте, приехали! А в 12-балльной системе что, единицы уже не будет? А двойки? Если нет, то это уже не 12-балльная система. А если будет, то к чему вся эта буря в стакане воды?
В общем, как говорится, суду всё ясно. Если инициатором чего бы то ни было выступает ВШЭ, хорошего не жди. Я уже молчу о том, что это именно её сотрудники, которых в народе уже прозвали «либеральной башней», продавили-таки идею повышения пенсионного возраста. За ними много подобных «подвигов» в сфере экономического развития страны, социального и образовательного.
Именно в кабинетах ВШЭ готовились методические рекомендации по введению болонской системы, предполагающей полный разрыв с российской и советской традицией образования и создание школы двух коридоров: для немногочисленной элиты и для массы людей-функций, «квалифицированных потребителей», по словам бывшего министра образования Андрея Фурсенко.
Именно благодаря лоббированию ВШЭ в России исчезли три важнейших принципа образования - всеобщность, бесплатность и фундаментальность - как нерентабельные. Вместо них на смену пришли платность, подушевое финансирование школ и тотальная ликвидация малокомплектных образовательных учреждений. Да и среднее профессиональное образование развалено почти до основания.
Прямо-таки в соответствии с чаяниями главы ВШЭ Я. Кузьминова, заявившего, что нам это направление не нужно. Дословно сейчас не вспомню, но по смыслу звучало это так: России не нужны специалисты рабочих профессий, потому что на эти места нужно принимать мигрантов, которым платить достойную зарплату совершенно не обязательно. И наша задача, оказывается, состоит вовсе не в том, чтобы воспитывать и удерживать в стране новых Вавиловых и Королёвых - мы, по Кузьминову, должны создавать условия для импорта специалистов (и неспециалистов) из-за рубежа. Куда при этом девать свои рабочие руки, господина супруга главы Центробанка Э. Набиуллиной совершенно не интересует.
По указке Всемирного банка
Именно деятели ВШЭ продавили введение в стране ЕГЭ, благодаря чему из школьных программ совершенно исчезла такая составляющая, как развитие самостоятельного мышления и творческого подхода. А вся образовательная программа настроена исключительно на выработку у детей с первого и до последнего классов клипового мышления и условных рефлексов, как у собачек Павлова. Ибо успешно сдать ЕГЭ можно, лишь тупо заучив, в какой клеточке нужно ставить галочку, и совсем не обязательно даже понимать суть заданного в экзаменационном листе вопроса. То есть мозгов у ребёнка должно быть не больше, чем у кузнечика, главное, чтобы был выдрессирован на предмет проставления галочек в нужной клетке.
Ну и, конечно, ни для кого уже не секрет, что либеральное лобби, засевшее в ВШЭ, - всего лишь ретранслятор и исполнитель указаний, поступающих из Всемирного банка. И это, увы, не фантазии из области конспирологии. Во множественных докладах Всемирного банка (которые благодаря утечке информации стали доступны общественности), адресованных ВШЭ, поступают вполне конкретные указания, разумеется, в виде «рекомендаций». Вот выдержки из одного документа начала 2000 годов под названием «Россия: образование в переходный период» под грифом «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования»:
- закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов;
- закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку;
- ввести подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика;
- не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будут серьёзно реструктуризированы;
- передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам;
- устранить несправедливость и неэффективность экзаменационной системы;
- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились авторами доклада к «способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций… этот список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу, а также терпимость к другим социальным группам;
Как видим, все эти пункты не мытьём, так катаньем внедрены в нашу систему образования. Кроме, пожалуй, последнего. Который сразу навевает воспоминание о декларировавшейся ещё Гитлером системы образования для славян-унтерменшей (в переводе - недочеловеков). В своё время Мартин Борман проповедовал: « В лучшем случае приемлемо образование, которое готовит для нас полезных марионеток - рабам достаточно уметь считать до ста». Всемирный Банк «разрешил» россиянам иметь знаний чуть больше, но этот факт почему-то не радует.
А и Б сидели на трубЭ
Не радует и катастрофически огромное количество образовательных программ и учебников, написанных кем попало и как попало. Пестрящих ошибками и ляпами, элементарной безграмотностью и косноязычием. И никому, включая Обрнадзор, нет дела до того, какой ересью и благоглупостями нашпигованы учебные пособия. А ведь от некоторых из них у здравого человека волосы встают дыбом:
- «Если папа (при разводе) окажется мерзавцем и наймёт хорошего адвоката, то придётся маме искать вторую работу» («Граждановедение» для 9-го класса, автор Я. Соколов);
- «Мне 14 лет, с родителями поссорилась, ушла жить к сирийцу» (Пособие для старшеклассников «Немецкий язык, контакты», авторы Г. Воронина и В. Карелина).
Так что не зря ректор МГУ академик В.А. Садовничий назвал «мраком и ужасом» содержание современных школьных учебников, заявив, что на протяжении последних 15 лет содержание школьного образования деградирует, понижается уровень знания естественных наук, математики. Сейчас школьник, по словам Садовничего, «знает меньше, знает хуже, а некоторых разделов не знает совсем, и это опасно. На таком «учебном» материале идущее на смену поколение не будет здоровым ни в нравственном, ни в умственном отношении».
Деньги на ветер?
И вот новые завихрения в головах наших деятелей от образования, опять-таки, послушно пошедших на поводу ВШЭ. Похоже, они просто пытаются в очередной раз «срубить бабла». Потому как тот же Болотов проговорился, что наши образовательные программы, педагоги и ученики совершенно не готовы к переходу на 12-балльную систему. Потребуются колоссальные финансовые вливания на переписывание законов и подзаконных актов, составление новых программ, проведение переобучения и так далее. А кто лучший кандидат на роль главного исполнителя всех этих мероприятий? Ну конечно, ВШЭ. Так что ей и карты, вернее, деньги, в руки. И проговорился, что, мол, этот вопрос давно обсуждается, а возглавляемый им Центр мониторинга качества образования даже выполнял проектные работы по переходу на 12-балльную систему. Не за спасибо, конечно, а за денежку. Но, видимо, хочется ещё. Да побольше. Бульон из-под яиц, он нынче дорого стоит.
Комментарии ()