еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Садись, тебе 12!

Несчастное истерзанное, измученное российское образование. Каких только надругательств и экспериментаторских набегов оно не претерпело. Новаторы, заточенные под западный образец, сделали всё, чтобы ликвидировать некогда считавшуюся лучшей в мире советскую систему образования и водрузить на её место генетического уродца, новодел, единственная задача которого - воспитать послушную биомассу, напрочь лишённую способности самостоятельно мыслить вне разрешённых рамок.

Накануне нового учебного года «высоколобые» деятели из профильных ведомств заявили, что существующая ныне пятибалльная система оценок устарела. И её срочно нужно менять на 12-балльную.   Дескать, это позволит учителям выставлять оценки не только за количество ошибок, но и поощрять учеников за старание и учитывать другие тонкости. Также новая система оценок может повлиять на учеников психологически - получить восьмёрку будет не так обидно, как тройку: большой отрыв от самой плохой отметки, но и до отличной далеко.  Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил: «Многие годы идём к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания».

Картина Репина «Приплыли»

Честно, впервые услышав это, подумал, что данная новость - всего лишь фейк. Бред сумасшедшего. Какая разница, будет ли в дневнике стоять цифра «3» или «7», если означают они одно и то же - знания весьма посредственные. Но когда о необходимости забить последний гвоздь  в крышку гроба советской системе образования, отменив 5-балльную шкалу, мотивируя это тем, что нам по примеру той же Прибалтики и Украины пора переходить на новую методику школьных оценок, заголосили из каждого утюга, стало страшно.

Во-первых, давно ли та же Украина стала образцом для российского образования? По-моему, только ленивый не высмеивал все те неадекватные экзерсисы  и откровенные фантасмагории, которыми напичканы учебники незалежной. А теперь чиновники вдруг «проснулись» и обнаружили, что нам пора брать с неё пример?

Во-вторых, как ни пытался, так и не мог понять, ЗАЧЕМ нужен этот переход? Усложнить жизнь учителям, которым придётся ломать голову, какую отметку поставить - 5 или 6, 8 или 9? И в чём между ними принципиальная разница, тоже понять нужно? Ввести в ступор учеников и родителей, которым потребуется не один месяц, чтобы усвоить нюансы новой балльной системы? Но, главное, чего такого масштабного в плане улучшения качества образования от этой новации ожидать? Оказалось, ничего. Новая балльная система и качество образования не пересекаются совсем. Как параллельные прямые в геометрии Лобачевского.

Откуда ветер дует

А веет он, как и во всех вызывающих отторжение в обществе случаях, из пресловутой Высшей школы экономики (ВШЭ). Закопёрщиком новации выступил руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов​, который весьма туманно объяснил, зачем нужно реализовывать это странное детище его мыслительного процесса: мол, сейчас в школах по сути действует четырёхбалльная система, так как единицу никому не ставят, зато практикуются промежуточные оценки - три с плюсом, четыре с минусом. И теперь надо легализовать эти плюсы и минусы. Здрасьте, приехали! А в 12-балльной системе что, единицы уже не будет? А двойки? Если нет, то это уже не 12-балльная система. А если будет, то к чему вся эта буря в стакане воды?

В общем, как говорится, суду всё ясно. Если инициатором чего бы то ни было выступает ВШЭ, хорошего не жди. Я уже молчу о том, что это именно её сотрудники, которых в народе уже прозвали «либеральной башней», продавили-таки идею повышения пенсионного возраста. За ними много подобных «подвигов»  в сфере экономического развития страны,  социального и образовательного.

Именно в кабинетах ВШЭ готовились методические рекомендации по введению болонской системы, предполагающей полный разрыв с российской и советской традицией образования и создание школы двух коридоров: для немногочисленной элиты и для массы людей-функций, «квалифицированных потребителей», по словам бывшего министра образования Андрея Фурсенко.

Именно благодаря лоббированию  ВШЭ в России исчезли три важнейших принципа образования - всеобщность, бесплатность и фундаментальность -  как нерентабельные. Вместо них на смену пришли  платность, подушевое  финансирование школ и тотальная ликвидация малокомплектных образовательных учреждений. Да и среднее профессиональное образование развалено почти до основания. 

Прямо-таки в соответствии с чаяниями главы ВШЭ Я. Кузьминова, заявившего, что нам это направление не нужно. Дословно сейчас не вспомню, но по смыслу звучало это так:  России не нужны специалисты рабочих профессий, потому что на эти места нужно принимать мигрантов, которым  платить достойную зарплату совершенно не обязательно. И наша задача, оказывается, состоит вовсе не в том, чтобы воспитывать и удерживать в стране новых Вавиловых и Королёвых - мы, по Кузьминову, должны создавать условия для импорта специалистов (и неспециалистов) из-за рубежа. Куда при этом девать свои рабочие руки, господина супруга главы Центробанка Э. Набиуллиной совершенно не интересует.

По указке Всемирного банка

Именно  деятели ВШЭ продавили введение в стране ЕГЭ, благодаря чему из школьных программ совершенно исчезла такая составляющая, как развитие самостоятельного мышления и творческого подхода.  А вся образовательная программа настроена исключительно на выработку у детей с первого и до последнего классов клипового мышления и условных рефлексов, как у собачек Павлова. Ибо успешно сдать ЕГЭ можно, лишь тупо заучив, в какой клеточке нужно ставить галочку, и совсем не обязательно даже понимать суть заданного в экзаменационном листе вопроса.  То есть мозгов у ребёнка должно быть не больше, чем у кузнечика, главное, чтобы был выдрессирован на предмет проставления галочек в нужной клетке.

Ну и, конечно, ни для кого уже не секрет, что либеральное лобби, засевшее в ВШЭ, - всего лишь ретранслятор и исполнитель указаний, поступающих из Всемирного банка.  И это, увы, не фантазии из области конспирологии. Во множественных докладах Всемирного банка (которые благодаря утечке информации стали доступны общественности), адресованных ВШЭ,  поступают  вполне конкретные указания, разумеется, в виде «рекомендаций». Вот выдержки из одного документа начала 2000 годов под названием «Россия: образование в переходный период» под  грифом «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования»:

- закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов;

- закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку;

- ввести  подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика;

- не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будут серьёзно реструктуризированы;

- передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам;

- устранить несправедливость и неэффективность экзаменационной системы;

- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились авторами доклада к «способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций… этот список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу, а также терпимость к другим социальным группам;

Как видим, все эти пункты не мытьём, так катаньем внедрены в нашу систему образования. Кроме, пожалуй, последнего. Который сразу навевает воспоминание о декларировавшейся ещё Гитлером системы образования для славян-унтерменшей (в переводе - недочеловеков). В своё время Мартин Борман проповедовал: « В лучшем случае приемлемо образование, которое готовит для нас полезных марионеток - рабам достаточно уметь считать до ста». Всемирный Банк «разрешил» россиянам иметь знаний чуть больше, но этот факт почему-то не радует.

А и Б сидели на трубЭ

Не радует и катастрофически огромное количество образовательных программ и учебников, написанных кем попало и как попало. Пестрящих ошибками и ляпами, элементарной безграмотностью и косноязычием. И никому, включая Обрнадзор, нет дела до того, какой ересью и благоглупостями нашпигованы учебные пособия. А ведь от некоторых из них у здравого человека волосы встают дыбом:

- «Если папа (при разводе) окажется мерзавцем и наймёт хорошего адвоката, то придётся маме искать вторую работу» («Граждановедение» для 9-го класса, автор Я. Соколов);

- «Мне 14 лет, с родителями поссорилась, ушла жить к сирийцу» (Пособие для старшеклассников «Немецкий язык, контакты», авторы Г. Воронина и В. Карелина).

Так что не зря ректор МГУ академик В.А. Садовничий  назвал «мраком и ужасом» содержание современных школьных учебников, заявив, что на протяжении последних 15 лет содержание школьного образования деградирует, понижается уровень знания естественных наук, математики. Сейчас школьник, по словам Садовничего, «знает меньше, знает хуже, а некоторых разделов не знает совсем, и это опасно. На таком «учебном» материале идущее на смену поколение не будет здоровым ни в нравственном, ни в умственном отношении».

Деньги на ветер?

И вот новые завихрения в головах наших деятелей от образования, опять-таки, послушно пошедших на поводу ВШЭ. Похоже, они просто пытаются в очередной раз «срубить бабла». Потому как тот же Болотов проговорился, что наши образовательные программы, педагоги и ученики совершенно не готовы к переходу на 12-балльную систему. Потребуются колоссальные финансовые вливания на переписывание законов и подзаконных актов, составление новых программ, проведение переобучения и так далее. А кто лучший кандидат на роль главного исполнителя всех этих мероприятий? Ну конечно, ВШЭ. Так что ей и карты, вернее, деньги, в руки.  И проговорился, что, мол, этот вопрос давно обсуждается, а возглавляемый им Центр мониторинга качества образования даже выполнял проектные работы по переходу на 12-балльную систему. Не за спасибо, конечно, а за денежку. Но, видимо, хочется ещё. Да побольше. Бульон из-под яиц, он нынче дорого стоит.

Комментарии ()