еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Рогатых – в стойло?

В минувшую пятницу в Ставрополе состоялись общественные слушания, посвящённые транспортным проблемам краевого центра. В повестке дня главным был вопрос о выделении 9,2 гектара земли на перекрёстке улицы Ленина и проспекта Кулакова для строительства многоуровневой развязки. Именно вокруг возведения этого объекта и развернулась бурная дискуссия.

Напомним, ещё в конце прошлого года представители правительства края, регионального миндора и администрации Ставрополя стали поговаривать о строительстве масштабной многоуровневой автомобильной развязки на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова.

Гладко было на бумаге

С её помощью власти намеревались решить перманентную проблему повышенной аварийности и пробок на этом участке. По заявлению чиновников, развязка позволит оптимизировать движение транспортных потоков, увеличить пропускную способность дорог, сократить количество ДТП. Вообще властьимущие в привычной для себя манере не жалели красок, расписывая все прелести будущей развязки.

По словам главы краевого миндора Евгения Штепы, будущая развязка Ленина-Кулакова предполагает три уровня дороги и два варианта строительства. В первом – уровень трассы будет располагаться ниже нынешнего уровня асфальта, а во втором – все уровни будут надземными на высоте 17 метров над землёй. В проекте развязки заложены надземная и подземная части по четыре полосы и съезды, а также иные объекты инфраструктуры. Проектировщики обещали, что возможное строительство развязки не затронет соседствующие с нею ботанический сад и скверы.

«Потоки транспорта на развязке пересекаться не будут, исчезнут светофоры, появятся круговое движение и дополнительные полосы для съезда. Минтранс России поддержал предложение губернатора о строительстве данной развязки и готов софинансировать из федерального бюджета эти работы. Ориентировочная стоимость на сегодняшний день определяется в районе 3,5 миллиарда рублей», – говорил в интервью одному из телеканалов Штепа. Строительство же планируется завершить в рекордно короткие сроки – около двух лет.

Дорожные Наполеоны

Однако при ближайшем рассмотрении перспектива не кажется такой уж шоколадной, как нам рисуют. Об этом, не стесняясь, говорили многие участники общественных слушаний. Масштабный дорожный проект в виде строительства многоуровневой развязки на пересечении Ленина-Кулакова, который власти намерены начать реализовывать уже в этом году, грозит обернуться не только транспортным коллапсом, но и исчезновением троллейбусов как вида пассажирского транспорта.

Во-первых, грандиозная стройка, которая развернётся на одном из самых оживлённых перекрёстков города, парализует две оживлённейшие и стратегически важные для города магистрали: Ленина и Кулакова. А значит, потребует объездов. Да не абы каких, а с достаточной пропускной способностью. Часть существующих соседних улиц придётся расширить, по некоторым улицам организовать одностороннее движение. И, кроме всего прочего, нужно будет вклиниваться в существующую застройку, ведь придётся ещё делать развязки на перекрёстках.

Так же неплохо было бы заранее озаботиться, что будет с пешеходными зонами на время стройки, как будет обеспечиваться передвижение общественного транспорта, вынос коммуникаций и много чего ещё. Однако в этом направлении, как говорится, и конь не валялся. Окончательные пути, по словам инициаторов, ещё прорабатываются. Мол, не исключено, что часть полос на Кулакова и Ленина постараются оставить для движения.

Вот здорово, строительству развязки чуть ли не дан официальный старт, а важнейшие вопросы, которые помогут избежать транспортного коллапса в доброй половине города, только «прорабатываются». Ни дать ни взять прямо по Наполеону Бонапарту, изрёкшему когда-то, что, мол, главное, ввязаться в бой, а там будет видно.

И ещё один немаловажный факт – деньги. Наши с вами деньги, которые мы платим в виде налогов и которые как раз и будут задействованы при стройке. Ведь озвучиваемая стоимость проекта неуклонно растёт. Если она стартовала с цифры в 2,5 млрд, а на конец прошлого года это были уже 3,5 млрд, то в минувшую пятницу – все добрых 4 млрд. И вряд ли эта сумма окончательная – хотя бы потому, что в ней не учитывается перенос коммуникаций.

Такое положение вещей возмутило лидера региональных справороссов Александра Кузьмина, выступающего ярым противником строительства развязки. «Вы мне рассказываете: сюда 4 миллиарда, туда 4 миллиарда… Ещё раз, деньги народные. Вы бы не плитку стелили, а троллейбусы купили. Не нужна эта развязка!» – кипятился политик на общественных слушаниях.

С ним была согласна добрая половина зала. По мнению горожан, одна-единственная развязка, пусть и суперсовременная, никак не решит проблему пробок в городе. Для этого нужны другие меры: обновление парка троллейбусов и автобусов, замена расплодившихся до неимоверного количества маломестных маршруток более вместительными машинами. Нужно пересмотреть и оптимизировать городские маршруты с учётом новых дорог и микрорайонов. Наконец внедрить «зелёную волну» – интеллектуальную систему управления светофорами, которую горожанам обещают вот уже добрый десяток лет, если не больше.

На вечный прикол?

Но самым неприятным сюрпризом, который власти пока не спешат обнародовать, является тот факт, что на время строительства развязки Северо-Западный микрорайон будет полностью лишён троллейбусного сообщения.

«Во время строительства транспортной развязки на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова планируется закрыть троллейбусные маршруты 1, 7 и 9. После его завершения предполагается вернуть данную линию, чтобы троллейбусы имели возможность продолжить движение по маршруту 1, 7 и 9», – говорится в ответе краевого миндора на запрос о предоставлении детальной информации о строительстве развязки РГПОО СК «НАША ИНИЦИАТИВА». Документ на обозрение горожан разместил в Сети председатель организации Александр Куриленко.

«Был получен ответ, из которого можно понять, что до настоящего времени не производились какие-либо исследования или моделирование транспортных потоков, проходящих через данный перекрёсток. Всё обоснование строительства развязки сводится к мысленным рассуждениям. Также неверна позиция о том, что строительство развязки решит проблему пробок на улицах города.

Даже изучив дорожную ситуацию по сервису Яндекс.Пробки, можно понять, что проблема кроется в «бутылочных горлышках» до и после перекрёстка. В результате мы можем говорить о том, что проблемы пробок в городе решаются при помощи интуиции, – выразил в Сети своё мнение Куриленко. – Может, стоит уделить особое внимание развитию троллейбусного парка и наконец-таки поднять предприятие с колен, закупив несколько десятков новых троллейбусов? Именно так передовые государства решают проблемы пробок. Они создают эффективно работающую систему общественного транспорта с машинами большой вместительности, с чётким графиком, уровнем комфорта и выделенными полосами. Может, стоит прекратить плотную застройку в Ставрополе и отказаться от точечной застройки, которая только увеличивает нагрузку на действующую инфраструктуру? Я очень надеюсь, что на эти вопросы когда-нибудь мы, горожане, услышим достойные ответы».

Относительно судьбы троллейбусов больше всего меня настораживает именно это министерское «предполагается вернуть». То есть перспектива возрождения трёх троллейбусных маршрутов под вопросом? Прямо как в популярной песенке: «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». Как же тогда расценивать заявление губернатора Владимира Владимирова о том, что «экологически чистый транспорт» не должен исчезнуть с лица города, озвученное им во время январской пресс-конференции?

В перспективе – «макарошки»

Горожане, включившись в дискуссию, также бурно обсуждают «развязочный» проект в интернет-пабликах. Они скептически отнеслись к словам чиновников о том, что новая развязка решит проблему пробок на этом участке, не говоря уж обо всём городе. Озабочены все – от автомобилистов до пешеходов, припоминая, что перекрёсток Ленина-Кулакова – далеко не единственный архипроблемный в плане пробок. Не менее болевая точка – Юго-Запад Ставрополя, где на дорогах наблюдается вечный затык из-за расплодившихся жилых микрорайонов: «Белый город», «Олимпийский», «Перспективный».

 «Погодите, ещё заселят ЖК Салют. Вот-то радости всем будет на пересечении 50 Лет ВЛКСМ и Шпаковская. Там и так по утрам и вечерам ад. Главная причина пробок – застройка города без изменения транспортной пропускной способности», – уверен один из ставропольцев.

Возмутила новость о грядущем закрытии трёх троллейбусных маршрутов тех ставропольчан, которых жизнь заставляет существовать в режиме жёсткой экономии. Теперь вместо 15 рублей, которые они платили за поездку в троллейбусе, им придётся выкладывать по 23 на маршрутку, то есть в полтора раза больше.

«Лишить нас троллейбусов – это просто безобразие, – возмущается одна из жительниц Северо-Запада. – Я мать-одиночка, у меня каждая копейка на счету. Троллейбус для нашей семьи был единственно доступным видом транспорта. А сейчас что? Вместо 60 рублей в день (на дорогу туда и обратно мне на работу – с работы и сыну в школу и из школы) придётся тратить на маршрутки уже по 92 рубля, то есть почти на 1000 рублей в месяц больше. А где я их возьму? Разве что совсем перейти на «макарошки».

Комментарии ()