еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Режим наибольшего благоприятствования

Слушая многочисленные рапорты с высоких трибун и телеэкранов и оглядываясь вокруг, я всё больше утверждаюсь во мнении, что борьба с коррупцией в современной России в 50 процентах случаев носит показной характер – просто чтобы продемонстрировать электорату, что она ведётся. Эдакое театральное шоу для снижения политического и социального напряжения. Вернее, как в боевике – изумить зрителя эффектными ударами, наносимыми противнику, но при этом не нанести друг другу настоящих увечий. В общем, разновидность борьбы нанайских мальчиков.

Строгость российских законов смягчается

необязательностью их исполнения…»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Война с ветряными мельницами

Вроде бы, и меры к коррупционерам всё время ужесточаются, и принимаются всё новые и новые нормативно-правовые акты, чтобы остановить коррупционные поползновения ещё на дальних рубежах, а поди ж ты, множатся и множатся коррупционеры в геометрической прогрессии.

Например, одним из пунктов ФЗ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является предупреждение так называемого конфликта интересов. Допустим, по роду службы столоначальнику или какому-то должностному лицу, занимающему государственную или муниципальную должность, приходится контролировать госучреждение или даже частное предприятие, возглавляемое его родственником. Или размещать большой заказ на фабрике, где на начальственном посту трудится собственная жена. Понятно, что в подобном положении легко перепутать свой карман с государственным. Поэтому таких ситуаций чиновникам и людям при погонах и званиях строжайше предписано избегать.

 Причем, по закону, понятие «конфликт интересов» включает в себя ситуацию, где личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего не только влияет, но и гипотетически может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства. То есть даже вероятность ситуации «ворон ворону глаз не выклюет» не должна возникать. Иначе – секир-башка виновным.

Однако и круглыми сиротами без единой родной души чиновники не могут быть поголовно, так что по работе нет-нет, но приходится пересекаться с братом, сватом и прочими кузенами. Ну и как тут быть, если родная кровь оказалась в поле зрения служебных интересов? Добропорядочный гражданин начальник должен немедленно доложить об этом в соответствующие комиссии по урегулированию конфликта интересов, там специально обученные люди знают и понимают, что делать в таких случаях.

А вот что относится к беспрекословным табу? Промолчать стороне конфликта интересов в подобной ситуации. Ведь тогда на него автоматически падает тень подозрения. Говоря словами Винни-Пуха, «…это ж-ж-ж-ж неспроста». Но многие ли из представителей власти уведомляют комиссии о конфликте интересов? Увы, опыт показывает, что нет. Взять того же экс-главу Минвод Сергея Перцева, без тени сомнения пристроившего на тёплую должность управделами администрации родную сестру своей жены Ольгу Пикалову и промолчавшего о прямом конфликте интересов, возникшем вместе с этим трудоустройством. Впрочем, как оказывается, не он один не видит «ничего такого» в кумовстве.

Звезды сошлись…на погонах?

Например, любопытная, на мой взгляд, с правовой точки зрения, ситуация сложилась в Благодарненском городском округе. Здесь, видимо, исключительно по счастливой случайности – так уж сошлись звёзды – представители одного семейства занимают важные и даже, можно сказать, ключевые посты. Так, местный отдел внутренних дел вот уже шестой год возглавляет полковник полиции Александр Александрович Кашпоров.

Столько же лет его жена Татьяна Афанасьевна состоит в должности руководителя ГКУ «Центр занятости населения Благодарненского района». Да и родной брат главного полицейского округа Андрей Александрович не последняя спица в колеснице, а целый начальник управления муниципального хозяйства администрации округа, то есть занимает пост, входящий в группу главных должностей муниципальной службы.

На первый взгляд, ничего удивительного или противозаконного в этом нет, просто вот такие выросли в этой семье удачные дети, неплохо продвинувшиеся по карьерной лестнице. И не только. Сумели братья и на старость кое-что скопить: согласно госреестру прав на недвижимое имущество, они напополам владеют двумя магазинами, кузнечным и столярным цехами. Что, в общем-то, тоже никакого криминала не содержит, тем более, от греха подальше и во избежание досужих разговоров передали всю свою коммерческую недвижимость в безвозмездное пользование родной матери, имеющей статус индивидуального предпринимателя.

Интересно другое. Я, конечно, дилетант в таких вопросах, но что-то мне подсказывает, что в этом безоблачном семейном трио попахивает конфликтом интересов. Поскольку организации, возглавляемые братом и женой начальника Благодарненского ОВД, скажем так, государственные структуры, которые все покупки и получение услуг могут осуществлять только путём объявления тендеров.

Так вот, в соответствии с планом-графиком, Управление муниципального хозяйства администрации округа потратило в прошлом году на госзакупки более 116 миллионов рублей. А окружной центр занятости – более миллиона. Суммы, безусловно, немалые. Но все торги прошли без сучка и задоринки. Без единого нарекания со стороны полиции, на которую законом возложена обязанность неустанно мониторить и контролировать сферу госзакупок на подведомственной территории и своевременно пресекать все выявленные нарушения.

Вполне вероятно, что специалисты возглавляемых представителями семьи Кашпоровых структур настолько безупречны в профессиональном плане, что проводят торги без единой шероховатости. Но что-то не верю я в такую идиллическую картинку. Особенно помня тот факт, что в прошлом году Ставрополье вошло в тройку лидеров антирейтинга Генпрокуратуры в сфере госзакупок. Наряду с республиками Мордовия, Ингушетия, Дагестан, Якутия, Иркутской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской областями Ставропольский край «отличился» наибольшим количеством нарушений и злоупотреблений в этой сфере. А Благодарненский округ вдруг весь такой чистенький и в белом пальто.

Подозрительно чистая территория

Так, наверное, не бывает. И что-то мне подсказывает, что просто люди в погонах, служащие в округе, относятся к контролю за сферой госзакупок с необъяснимой прохладцей. Потому что этими госзакупками занимается «кто надо». И, думаю, что не так уж я и ошибаюсь. Потому что не могу припомнить, чтобы с 2015 года в округе возбуждались уголовные дела за махинации в сфере госзакупок. Последняя уголовка касалась тендеров на закупку и установку камер видеонаблюдения в одной из школ Благодарного. И с тех пор – гробовая тишина.

Это что, чудеса полной победы над коррупцией на отдельно взятой территории? Или факты, свидетельствующие не об отсутствии коррупционных преступлений как явления, а свидетельство бездеятельности полиции в этом направлении?

И ещё. Насчёт следования букве ФЗ «О противодействии коррупции». Хоть кто-то из Кашпоровых, хоть начальник отдела полиции, хоть его жена или брат в свои ведомственные комиссии по урегулированию конфликтов интересов в связи с возникновением даже теоретической личной заинтересованности при осуществлении служебной деятельности в установленном порядке обращался? Нет. Работодателей своих о наглядном, на мой взгляд, присутствии этого самого конфликта уведомляли? Опять-таки, нет. Да и их непосредственное руководство всей вышеперечисленной троицы тоже почему-то смотрит на эту семейственность сквозь пальцы. Тот же полицейский главк края, который не может не знать о сложившемся в Благодарном положении дел.

Операция «Декларация»

Впрочем, о чем это я? Ведь даже требования закона об обязательном предоставлении декларации о доходах и расходах как самих полицейских чинов, так и членов их семей оказались по боку самым высоким руководителям органов внутренних дел края.

На сайте полицейского главка края сведения о доходах и расходах ключевых должностных лиц включая начальника ГУ МВД РФ по СК А. Олдака заканчиваются 2016 годом. То ли они в 2017 году (о 2018 г. говорить ещё рано) люди в погонах и их жёны-дети не заработали ни копейки, то ли просто, как говорят в народе, забили на всё. В том числе и на Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России».

В документе же, на минуточку, чёрным по белому написано, что такие сведения должны предоставлять не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным. На календаре – конец января 2019 года, а имущественные декларации стражей порядка за 2017 год так и остаются тайной за семью печатями.

Причём почему-то этой тайной не интересуется и краевая прокуратура. Или нежелание публиковать декларации перестало быть нарушением коррупционного характера? Вопрос – и очень большой – к надзорному ведомству региона. А конкретно – к его отделу за исполнением законодательства о противодействии коррупции: что помешало сотрудникам прокуратуры открыть сайт краевого полицейского главка и заметить, что в этом «Датском королевстве» не всё спокойно? Как и в небольшой вотчине этого королевства – в Благодарненском округе?

Комментарии ()