еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Реквием по Минкавказу

В повседневной суете и череде других более важных проблем многие из нас уже успели позабыть о том, что ещё не так давно существовало Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Образовано оно было в мае 2014 года в соответствии с президентским указом для комплексного решения вопросов, связанных с созданием условий для социально-экономического развития СКФО. Не просуществовав и шести лет и не решив ни одной из возложенных на него задач, это министерство тихо упразднили в январе 2020 года. А 28 августа текущего года в ЕГРЮЛ была сделана последняя запись, свидетельствующая об исключении данного министерства из списка реально существующих юридических лиц.

Всё, что Минкавказ сумел нажить за свою короткую жизнь,  по наследству перешло к его правопреемнику - федеральному Минэкономразвития. В главном экономическом ведомстве страны поначалу не поняли, радоваться или печалиться по поводу нечаянно свалившегося на них счастья. Но на всякий случай решили, что полноценный аудит хозяйственно-экономической деятельности скоропостижно скончавшегося Минкавказа всё же не мешало бы провести.

 

Плачевное наследство Минкавказа

Помочь им в этом вызвалась Счётная палата России, у которой как с упразднённым министерством, так и с подконтрольными ему институтами развития в лице всевозможных корпораций были свои счёты. Неоднократные проверки аудиторов всякий раз заканчивались обнародованием солидного списка нарушений. Поэтому у них теплилась надежда, что хотя бы незадолго до своей кончины Минкавказ раскаялся в совершённых грехах, в основном финансового характера, и с чистой совестью отошёл от федерального правительства. Понимая, что предстоит переворошить приличных размеров кипу документов, в Счётной палате решили не торопиться. В итоге проверка деятельности Минкавказа растянулась с 8 июня до 28 августа 2020 года.

Сразу можно сказать, что драгоценное время аудиторов было потрачено не напрасно. В частности, выяснилось, что за три недели января, две из которых пришлись на выходные и праздничные дни, в Минкавказе сумели израсходовать 2,2 млрд рублей из 24,7 млрд рублей, доведённых ему на весь 2020 год. Иными словами, всего за одну рабочую неделю освоили почти 10% годового бюджета, установив тем самым своеобразный министерский рекорд.

Внушительным, правда, со знаком «минус», оказалось наследство, доставшееся Минэкономразвития. По состоянию на 1 августа 2020 года дебиторская задолженность Минкавказа составила 2,95 млрд рублей. Теперь это будет головной болью главного экономического ведомства страны.

Что интересно, в трёхмиллиардной задолженности присутствует просроченная дебиторка ФГУ «Южная дирекция». Размер её составляет 592 млн рублей. В своё время «Южная дирекция» досталась Минкавказу от упразднённого Минрегиона. Это предприятие с 2012 года находится в стадии ликвидации.  Но у Министерства по делам Северного Кавказа не нашлось специалистов, способных за шесть лет довести этот процесс до завершения.

В министерстве шустрили до последнего

Ещё одним показателем отношения руководства упразднённого Минкавказа к госбюджету и госсобственности можно считать массовое списание активов, которое происходило за неделю до ликвидации министерства. За такой короткий срок было списано нефинансовых активов на общую сумму 25,4 млн рублей. В частности, так торопились списать системный блок, моноблок и два МФУ общей стоимостью 279 тыс. рублей, что даже не посчитали нужным приложить оправдательные документы.

Без подтверждения непригодности к эксплуатации были списаны также 19 инвентарных объектов на сумму более 1 млн рублей. В нарушение действующей инструкции 6 января 2020 года было произведено списание 487 единиц движимого имущества, балансовая стоимость которого составляла 3,2 млн рублей. И снова без каких бы то ни было оправдательных документов.

Что характерно, Минкавказ до последнего оставался верен сложившимся нехорошим традициям. Первоначально срок проведения ликвидационных мероприятий был установлен до 30 июня 2020 года. Но потом его пришлось дважды продлевать – вначале до 15 августа, а затем – до 28 августа.

Похожая история приключилась также со сметой расходов, которую ликвидационная комиссия во главе с Олегом Хацаевым направила в Минэкономразвития. Свои труды «ликвидаторы» оценили в 447 млн рублей. Но там им ответили, что и 351 млн рублей для этого вполне достаточно. Потом, немного подумав, Минэкономразвития сократил смету расходов до 308 млн рублей. В результате кассовое исполнение составило 229 млн рублей. Не понятно только, из каких соображений запрашивались средства, в два раза выше реально необходимых?

 

На смену Минкавказу приходит суперкорпорация

После ухода Минкавказа в небытие осиротел целый ряд организаций, фондов, дочерних предприятий, финансируемых из федерального бюджета, которые ранее с такой любовью опекало министерство.

Прежде всего неуютно почувствовали себя Фонд «ПосетиКавказ», «КРСК - Управление активами», «МВЦ 2012», АНО «Центр природы Кавказа», «Национальные канатные дороги». В июне текущего года попытку разобраться, какая же польза от этих непонятных структур для экономики Северного Кавказа, предпринял Юрий Трутнев, на которого теперь возложена ответственность за социально-экономическое развитие СКФО.

 Выяснилось, что все они занимаются элементарным «проеданием» бюджетных средств. На их финансирование ежегодно уходило более 3 млрд рублей, или каждый пятый рубль, выделяемый из федерального бюджета для реализации программы развития Северного Кавказа. Тогда же Юрий Петрович предложил избавиться от ненужного балласта. «Мы должны не увеличивать долю государства в экономике регионов, а напротив, создавать условия для повышения экономической активности граждан РФ», - так сформулировал свою главную задачу курирующий вице-премьер.

Досталось от Юрия Трутнева и так называемым институтам развития – АО «Курорты Северного Кавказа» и АО «Корпорация развития Северного Кавказа». На начало 2019 года в них было закачано более 43 млрд рублей бюджетных средств. При этом на содержание только лишь КСК ушло 8,5 млрд рублей. При таком раскладе ни о какой экономической эффективности их деятельности говорить не приходилось.

Поэтому вице-премьер Юрий Трутнев предложил объединить обе корпорации, сделав их работу более прозрачной и понятной. Процесс объединения КСК и КРСК был запущен в октябре 2020 года. По утверждённому плану, в феврале 2021 года АО «КРСК» должно прекратить свою деятельность. Если не произойдёт ничего непредвиденного, в марте будущего года появится обновлённое АО «Курорты Северного Кавказа» с увеличенным за счёт бюджета уставным капиталом и до неприличия расширенными полномочиями и возможностями.

Что это будет именно так, можно не сомневаться. Несколько дней назад российский премьер Михаил Мишустин подписал документ, в соответствии с которым АО «Курорт Эльбрус» перешёл от правительства КБР в федеральную собственность. В ближайшем будущем планируется его дальнейшая передача в подчинение АО «Курорты Северного Кавказа». Как полагают некоторые аналитики,  на этом процесс присоединения и поглощения новой суперкорпорацией лакомых курортных кусков не остановится. В таком случае его можно будет рассматривать как некую попытку реинкарнации ушедшего в историю Минкавказа.

Если  озвученные предположения окажутся верными, то заупокойную молитву, исполненную аудиторами Счётной палаты по закончившему своё существование Министерству по делам Северного Кавказа, через некоторое время можно будет повторить ещё раз. Теперь уже в отношении АО «Курорты Северного Кавказа».

Потому что одними косметическими мерами без проведения серьёзных структурных изменений повысить жизнеспособность новоявленной коммерческой структуры, имеющей склонность ассоциировать себя с органом госуправления, вряд ли удастся.

 

Комментарии ()