еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Расширенная безответственность российских товаропроизводителей

Фото: pexels.com

         Два столетия назад великий русский писатель Антон Чехов произнёс слова, которым со временем суждено было стать своеобразным руководством к действию. Причём не только на бытовом уровне, но и на уровне принятия ответственных государственных решений.

         Сформулированная им мысль о том, что «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», стала очень актуальной в наши дни, когда проблема загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления приобрела катастрофические масштабы. При этом, сколько бы сил и средств ни тратилось на очистку территории от выброшенного мусора, через непродолжительное время она снова возвращалась в своё первоначальное неприглядное состояние.

 

У немцев и шведов получилось неплохо

 

         И тогда в некоторых светлых головах родилась гениальная мысль переложить ответственность за утилизацию пришедших в негодность вещей, а также всевозможной тары и упаковки не на дворников и эко-активистов, а на тех, кто производит всё это добро, зарабатывая неплохие деньги. Такую идею озвучил в 1990 году шведский учёный Томас Линдквист, назвав её расширенной ответственностью производителей (РОП). Однако первыми воплотить её на практике попытались не шведы, а немцы, которые 10 июня 1991 года приняли правительственное постановление, обязывающее местных товаропроизводителей заняться проблемой утилизации тары и упаковок.

         За три десятилетия во многих промышленно развитых странах удалось отладить механизм регулирования обращения с отходами, приучив производителей заботиться об их последующей утилизации. В той же Швеции система РОП показала неплохие результаты при сборе и утилизации отработавших свой срок легковых автомобилей, электрического и электронного оборудования, газетной бумаги, различных видов упаковки и фармацевтических препаратов.

         Большая эффективность данной системы была продемонстрирована в Германии, где за тридцать с небольшим лет удалось увеличить долю перерабатываемых упаковочных отходов более чем в два раза - с 38% в 1991 году до 80% в 2018 году. Это позволило не только оздоровить экологию, заметно сократив количество отходов, закапываемых на свалках или направляемых на мусоросжигательные заводы, но и создать целую отрасль экономики, позволяющую перерабатывать эти отходы в полезные изделия.

 

Россияне снова решили пойти своим путём

 

         Наблюдая за успехами зарубежных коллег, систему РОП решено было внедрить и в нашей стране. Только вот, по сложившейся традиции, этот процесс со временем всё больше стал напоминать стрижку свиней. Это когда визга много, а шерсти мало.

         Подготовка к тому, чтобы приучить отечественных производителей «расширенно отвечать» за произведённые ими товары, в нашей стране началась ещё в 2009 году. Чиновники наивно полагали, что за десять лет им удастся выстроить систему сбора и утилизации использованной упаковки. По крайней мере, такое обещание дали представители бизнеса, предложившие поэтапный ввод механизмов РОП. Более того, руководители крупных компаний заверили, что не позднее 2021 года создадут собственные мощности по переработке тары и упаковки.

         Но уже в 2019 году отечественные бизнесмены решили, что немного погорячились, пообещав направить миллиарды рублей на решение проблемы, которую сами же и создали. И тогда они предложили довольно хитрую схему, позволяющую им и капиталы свои сберечь, и на недопонимание со стороны правительства не нарваться.

Смысл их предложения сводился к попытке перенести ответственность за уплату экологического сбора или за утилизацию упаковки с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки, формирующей более 50% всех твёрдых коммунальных отходов в стране. В качестве своего основного аргумента они привели данные, согласно которым, в России насчитывалось более 4 млн производителей товаров, а производство упаковки осуществляли менее 4 тыс. компаний, их легче было бы контролировать.

По их логике выходило, например, что отвечать за сбор и переработку стеклянной тары должны не ликёро-водочные заводы, поставляющие в этой таре свою продукцию, а стекольные заводы, где производятся эти самые бутылки.

         Несмотря на очевидную глупость такого предложения нашлись те, кто его безоговорочно поддержал. Прежде всего, в Государственной Думе России, где группа народных избранников довольно оперативно разработала и в декабре 2019 года внесла на рассмотрение проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Законопроект, которому был присвоен номер 869136-7, предлагал возложить обязанность исполнения РОП в отношении произведённой на территории Российской Федерации упаковки на её непосредственных производителей вне зависимости от того, производят они её для упаковки товаров третьих лиц или упаковки собственного продукта, освободив от этой обязанности производителей товаров в упаковке. Ещё одним депутатским ноу-хау было предложение исключить установление нормативов утилизации отходов от использования упаковки.

         Однако энтузиазм группы народных избранников, решивших пролоббировать интересы крупных товаропроизводителей, не произвёл должного впечатления ни на коллег, ни на руководство страны. Законопроект пролежал без движения больше года. Потом потребовалось ещё пять месяцев, чтобы на него был получен официальный отзыв Правительства РФ.

В указанном отзыве сообщалось, что «терминология законопроекта не соответствует Федеральному закону «О техническом регулировании» и Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки». Но более всего правительство опасалось, что принятие предложенных депутатами поправок окажет «влияние на рост цен и изменений уровня инфляции, а также на изменение платы населения за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».   Поэтому к его рассмотрению депутаты так и не приступили.

 

Хотели утвердить концепцию, а получилось, как всегда

 

         В декабре 2020 года вице-премьер правительства Виктория Абрамченко сообщила радостную весть о согласовании ею Концепции по переработке отходов. На такой радикальный шаг её подвигла полученная от Минприроды информация, из которой курирующий «мусорную реформу» вице-премьер узнала, что в рамках экологического сбора от всех товаропроизводителей страны поступает менее 3 млрд рублей, в то время как население ежегодно добросовестно уплачивает за вывоз мусора более 180 млрд рублей.

Раздосадованная таким положением дел госпожа Абрамченко не нашла ничего лучшего, как заявить: «РОП действовала более четырёх лет и показала полную экологическую и экономическую стагнацию: в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов».

         В соответствии с утверждённой концепцией с января 2022 года должны были вступить в силу новые правила, позволяющие товаропроизводителям реализовывать ответственность самостоятельно — или путём заключения договора с компанией-утилизатором, или через утилизацию на своих мощностях. В противном случае им следовало заплатить экологический сбор по повышенной ставке.

         Рассказывая о том, какую важную роль должна будет сыграть согласованная ею Концепция расширенной ответственности производителей, Виктория Абрамченко заверила, что этот документ будет утверждён Правительством РФ до конца 2020 года.

По всей видимости, со злополучной Концепцией что-то опять пошло не так. За окном уже вторая половина января 2022 года, а утверждённого правительством документа никто в глаза не видел. Поэтому пока что ещё рано говорить о ликвидации правовых пробелов, позволяющих бизнесменам уходить от ответственности за утилизацию производимого мусора. Преждевременно также говорить об усилении контроля за фактической утилизацией отходов, т.к. ни у Росприроднадзора, ни у Российского экологического оператора нет даже достоверного реестра утилизаторов.

 

Скоро сказка сказывается, да нескоро программа принимается

 

         Слегка оконфузившись, чиновники всё же не утратили оптимизма и продолжали рассказывать о том, как в обозримом будущем будет решена проблема утилизации отходов. В августе прошлого года глава Минприроды России Александр Козлов провёл очередное совещание по обсуждению разработанного проекта закона о расширенной ответственности производителей. Он посетовал на то, что «некоторые представители бизнеса затягивают сроки утверждения законопроекта».

         В свою очередь бизнесменам очень не понравилась включённая в законопроект норма, согласно которой, начиная с 2024 года предлагалось запретить реализацию продукции в магазинах, если информация об упаковке или товаре не была внесена в государственную информационную систему. Иными словами, они выступили против организации эффективного контроля за произведёнными отходами, рассчитывая и дальше с помощью разработанных ими хитрых схем не платить за свой собственный мусор.

         В правительстве страны полагали, что новый закон о РОП будет принят депутатами осенью 2021 года с тем, чтобы он смог заработать в полную силу с января 2022 года. Но и на этот раз чуда не произошло. Чиновники долго спорили на тему, что же дальше делать с невезучим законопроектом. В результате пришли к мнению, что его необходимо ещё раз детально обсудить. А потом, если всё для подкорректированного проекта закона будет складываться благополучно, можно будет надеяться на его утверждение в текущем году.

         При этом раскладе применить на практике новые законодательные нормы можно будет не ранее 2023 года. И это только в том случае, если наши весёлые и находчивые товаропроизводители не придумают ещё какую-нибудь отмазку и не убедят депутатов и правительство в очередной раз пойти им навстречу.

         Самое удивительное во всей этой истории заключается в том, что никаких сложностей с внедрением РОП в принципе не существует. За время работы системы расширенной ответственности производителей (с начала 90-х годов прошлого века) средний показатель утилизации бывшей в употреблении тары и упаковки в европейских странах превысил 60%. Даже в Республике Беларусь, которая по пути РОП пошла гораздо позже России, сумели перешагнуть 20% рубеж.

         В нашей стране, по самым оптимистическим подсчётам, утилизируется не более 7% отходов. Вместо конкретных дел приходится довольствоваться странными объяснениями. Одно из таких прозвучало из уст Виктории Абрамченко 14 января 2022 года на Гайдаровских чтениях: «Проверки Росприроднадзора говорят о том, что даже юридических лиц, которые заявлены в актах утилизации, не существует. Организации отсутствуют по юридическому адресу, зарегистрированному в налоговой службе. И наша задача - повернуть эту ситуацию. Чтобы больше не обманывали, чтобы мощности появились».

         Конечно же, очень хотелось бы, чтобы никто никого не обманывал и мощности по переработке вторсырья появились. Только вот при том подходе, который демонстрируют наши министры, депутаты и представители надзорных органов, такое благоденствие вряд ли скоро наступит.

Комментарии ()