еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Пятигорск рискует растерять свои символы

В сентябре нынешнего года город-курорт Пятигорск собирается отпраздновать своё 240-летие. Конечно же, многое будет зависеть от той ситуации, которая к тому времени сложится вокруг успевшего всем изрядно поднадоесть коронавируса. Но есть надежда, что в плане санэпидблагополучия неприятные сюрпризы к Дню города не должны возникнуть. К большому сожалению для пятигорчан, только лишь зловредным вирусом перечень неприятностей может не ограничиться. И причиной тому способна послужить неразумная человеческая деятельность, в результате которой в преддверии такой знаменательной даты курортный Пятигорск рискует утратить многие из своих символов и достопримечательностей.

Трамвай нажал на тормоза

Одним из таких символов для столицы СКФО является трамвай. 11 мая 2020 года исполнилось 117 лет с начала строительства трамвайного депо. А первый трамвай вышел на городские линии 1 сентября 1903 года, что было приурочено к 100-летию курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

Пятигорский трамвай во многом уникален. Во-первых, потому, что в России осталось всего три города – Пятигорск, Евпатория и Калининград, где проложены узкоколейные трамвайные пути. Во-вторых, это самый экологичный вид транспорта, что немаловажно для курорта федерального значения. И, наконец, в-третьих, на трамвае можно доехать практически в любую точку Пятигорска, что было удобно не только пятигорчанам, но и гостям города-курорта.

Так было раньше. Но вот 2 июня 2020 года в Арбитражный суд Ставропольского края поступило исковое заявление от АО «Пятигорские электрические сети», в котором истец потребовал взыскать с МУП «Горэлектротранспорт» 11 млн 843 тыс. рублей долга. Предприятию, осуществляющему пассажирские перевозки в Пятигорске, выплатить такую фантастическую сумму без посторонней помощи будет нереально. Фактически речь может идти о возможном банкротстве одного из старейших в России трамвайных предприятий.

По правде говоря, пятигорский трамвай катился в долговую яму не один год. Просто прежние руководители города старались не заострять своё внимание на этой проблеме. Возможно, они надеялись на экономическое чудо, которое, по их расчётам, неизбежно должно было произойти в масштабах отдельно взятого муниципального унитарного предприятия. Не исключено также, что они пытались оттянуть наступление критического момента как можно дальше с тем, чтобы ответственность за вывод предприятия из предбанкротного состояния переложить на плечи своего сменщика. Как бы там ни было, но настал тот момент, когда на предприятии исчезла возможность заплатить не только по счетам поставщиков, но и элементарно выплатить зарплату своим работникам.

Так уж случилось, что дальнейшая судьба пятигорского трамвая теперь зависит от действий нового главы столицы СКФО Дмитрия Ворошилова. Одним из первых его решений на посту градоначальника стало выделение МУП «ГЭТ» субсидии в размере 5 млн рублей. Этого хватило только лишь на выплату задолженности по заработной плате и частичное погашение многомиллионных убытков. Что будет дальше с предприятием, никто толком не знает.

Помимо тех 12 млн рублей, которые необходимо в срочном порядке выплатить электросетям, требуется обновление подвижного состава. Если учесть, что цена одного вагона составляет примерно 25 млн рублей, а первоочередной замене подлежат как минимум 10 таких вагонов, то для решения только этой проблемы потребуется предоставление ещё полусотни таких субсидий. Для бюджета Пятигорска, страдающего хронической недостаточностью финансов, это абсолютно нереально.

Грустно будет, если 117-я годовщина начала трамвайного движения в Пятигорске совпадёт с датой его окончания. Но при сложившемся положении дел такой сценарий развития событий исключать нельзя.

 

Исторический объект реставрируют случайные люди

По странному стечению обстоятельств на небольшом удалении от трамвайного парка находится ещё одна городская достопримечательность, вызывающая большую обеспокоенность за свою дальнейшую судьбу. Речь идёт о старейшей пятигорской гимназии №11. Она всего лишь на год моложе пятигорского трамвая, но тоже имеет удивительную историю. До революции в этом здании размещалась «Ремесленная школа». В 1918 году здесь располагался патронно-пульный завод Красной армии. В тридцатых годах прошлого века в здании школы находились сразу два техникума – химико-технологический и электромеханический.

Всё могло закончиться печально ещё в 2009 году. В стенах здания появились трещины, что дало основание признать его аварийным. Затем уволили директора учебного заведения. Вдобавок ко всему, среди учителей стала распространяться информация о том, что здание гимназии уже давным-давно продано неким коммерсантам, присмотревшим это место для строительства очередного торгового центра.

После нескольких митингов учителей гимназию не только оставили в покое, но даже пообещали её реконструировать. Сейчас работы по восстановлению здания находятся в самом разгаре. Однако положительных эмоций это ни у кого, включая руководство города, не вызывает.

Недавно объектом заинтересовалась Контрольно-счётная палата Ставропольского края. Аудиторы выявили множество нарушений, от которых впору схватиться за голову. Оказалось, что проектная документация была разработана неверно. И теперь, чтобы привести её в порядок, потребовалось выделить в дополнение к первоначальным 8,3 млн рублей ещё 22 млн рублей.

Проверяющие были в шоке от качества работы подрядной организации ООО «Универсал». Строители умудрились выполнить бетонные работы в зимних условиях. Поэтому уже возведённые бетонные конструкции пришлось демонтировать. Как результат, при плане 72% на конец 2019 года объём выполненных работ составил всего 42%.

Но самым печальным оказалось то, что субподрядная организация (ООО «Юг-Строй») не имела законного права заниматься реставрацией памятника архитектуры, т.к. у неё не было соответствующей лицензии.

Реконструкция здания гимназии №11 по плану должна завершиться в декабре текущего года. Но любой, кто недавно побывал на стройплощадке, может усомниться в реальности выполнения такого объёма работ за оставшихся полгода. К тому же, чтобы качество не пострадало.

Сомнения горожан полностью разделил мэр Пятигорска Дмитрий Ворошилов, побывав на стройке 7 июня. Градоначальник устроил разнос нерадивым строителям, пообещав контролировать каждый их шаг. Покидая стройплощадку, он несколько раз повторил: «Гимназия должна быть сдана в этом году». Правда, со стороны это выглядело не как призыв к трудовым свершениям, а как попытка успокоить самого себя.

Трудно сказать, что в конечном итоге возникнет на месте реставрируемого памятника архитектуры, от которого в настоящее время остался только лишь фасад. Но, зная методику работы некоторых строителей, почему-то не покидает тревога за судьбу старинного здания. Скорее всего, появится очередной новодел с элементами старины, на который без содрогания невозможно будет смотреть. По крайней мере, это будет в духе традиций, возникших в последние годы в Пятигорске.

 

Парки и скважины сравняем с землёй?

Когда речь заходит о символах Пятигорска, первым делом вспоминают о горе Машук. При этом непременно рассказывают старинные легенды о красавице Машуко, приводят пушкинские цитаты о «подателе струй целебных», предлагают прогуляться по лермонтовским местам.

Но с недавних пор с самым главным пятигорским символом стали происходить жуткие вещи, которые в прежние годы не могли присниться даже в самых страшных снах. Со стороны это выглядит, словно на добродушного великана набросилась хищная стая волков, каждый из которых норовит отхватить себе лакомый кусок.

О многих проблемах, связанных с незаконной застройкой заповедных машукских земель, сказано и написано достаточно много. Поэтому, чтобы не повторяться, можно остановиться на последних событиях, красноречиво свидетельствующих о том, что безумие и беззаконие в отношении Машука продолжают оставаться частью нашей реальности.

С января текущего года в исторической части Пятигорска проводится реконструкция Эммануэлевского парка. Подрядчик (ООО «Энергоснаб») за 84 млн рублей пообещал возродить былую природную красоту старейшего на Северном Кавказе ландшафтного парка. Когда пятигорчане увидели, как проводится «реконструкция», они сразу же обратились в городскую администрацию с требованием прекратить уродовать Эммануэлевский парк. Но на их петицию не обратили внимания ни прежний, ни действующий глава города. Воодушевлённый такой поддержкой, подрядчик стал варварски уничтожать зелёные насаждения. За этим некрасивым занятием работников «Энергоснаба» застала городская прокуратура, оценив нанесённый природе ущерб в 126 тыс. рублей. По факту незаконной рубки деревьев возбуждено уголовное дело.

Но работы в парке не прекратились. Пятигорчане опасаются, что в процессе «реконструкции ландшафта» на склоне горы Машук могут пострадать скважины с минеральной водой, которые находятся на данной территории. В частности, здесь расположены 7-я Пушкинская штольня, Красноармейская новая, скважины № 29 и №1 «Холодный нарзан».

К слову сказать, опасения горожан не напрасны. Недалеко от «Холодного нарзана» находится скважина №4 «Тёплый нарзан». Прославилась она тем, что на ней незаконно построено огромное железобетонное здание. 11 декабря текущего года исполнится пять лет с момента выдачи Арбитражным судом Ставропольского края исполнительного листа № 007495925. Проблема только в том, что судебные приставы никак не могут заставить самовольщика снести незаконную постройку.

А буквально на днях эту площадку посетил глава Пятигорска Дмитрий Ворошилов и пообещал облагородить её за 49 млн рублей. Интересная получится картина, если деньги на благоустройство потратят, а потом «проснутся» приставы и сломают самострой, заодно сломав всю красоту.

Интересно также, сколько вообще останется символов у славного города Пятигорска, если так глупо будут с ними обращаться?

Комментарии ()