еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Пронзительно и предельно честно


В главном корпусе СКФУ в Ставрополе открылась выставка «Донбас-2022» военного корреспондента «Российской газеты» Владимира Аносова, более ста суток отработавшего в горячих точках Донбасса и Украины во время СВО.

Экспозиция фотоматериалов с передовой представлена несколькими десятками работ журналиста. На кадрах запечатлены не только боевые действия, но и работа российских военнослужащих и народной милиции ДНР и ЛНР, быт гражданского населения новоприобретённых территорий РФ, которые возвращаются к мирной жизни. Каждая фотография имеет название и содержит краткое описание: где, когда и при каких обстоятельствах была сделана. В каждом кадре запечатлена новейшая история Донбасса – пронзительно откровенная и честная.


 

«Украина мне не чужая»

Владимир Аносов – бывший кадровый военный, майор запаса военно-воздушных сил, участник двух чеченских войн. В журналистику пришёл в начале 2000-х годов, уволившись в запас и сумев наконец осуществить обе свои мечты детства – быть офицером и фотографом.

Впрочем, Владимир Аносов не просто фотомастер, а ещё и, говоря на журналистском сленге,  пишущий автор, умеющий в своих репортажах коротко и ёмко передать суть событий.

То, что сейчас происходит на Украине, для него  – как удар ножом по сердцу, поскольку Украина ему практически вторая родина. Здесь в 1985 году он окончил Васильковское военное авиационно-техническое училище имени 50-летия Ленинского комсомола Украины, располагавшееся под Киевом. А затем, женившись, не раз бывал на Украине по делам и просто отдохнуть.

— Первая моя командировка на Донбасс в нынешнем конфликте проходила 84 дня, вторая — 73. Между ними был небольшой отпуск. На выставке в основном представлены фото периода установления контроля над городами Волноваха и Мариуполь. Это самое начало конфликта, рассказал автор  снимков.

На презентации Владимир Аносов пояснил подробно – как снимались представленные на выставке фотографии, какие сложности возникали в процессе работы, какие силы для этого были приложены. Пояснил, что в экспозиции, которой присвоена категория «12+», по этическим причинам нет фото погибших людей, хотя в «РГ» такие фото публиковались.


 

Вернуться живым

А во время своеобразного мастер-класса Аносов рассказал собравшимся об особенностях работы военного корреспондента и поделился  советами с теми, кто планирует или пока только хочет поехать в командировку в горячую точку. Особо и неоднократно он отметил, что необходимо соблюдать все рекомендуемые меры предосторожности, выполнять военные приказы, а кроме того, не забывать о журналистской и простой человеческой этике, особенно когда приходится работать с населением, пострадавшем в результате боевых действий.

– Работа репортёра –  коллективный труд. Когда ты находишься в подобных местах, рядом с тобой журналисты и водители, которые также рискуют своей жизнью. Это действительно большой труд, долгие командировки и множество угроз, которые оказываются на пути, – отметил военный корреспондент Владимир Аносов.

По его словам, командировка, продлившаяся с небольшим перерывом, с 5 марта по 9 сентября этого года, была сложная - начиная с процесса получения всех необходимых аккредитаций и заканчивая ежедневной работой. Сложно было, когда шли бои, нацисты разбрасывали «лепестки», когда погибали люди. Фотограф признаётся, что особенно сложно было снимать на линии фронта. Там приходилось бегать в бронежилете, видеть мёртвых и умиравших людей, испытывать отчаяние от собственного бессилия помочь им.


 

Правила войны

Одно из главных правил, которое я сразу же уяснил во время командировки – не передвигаться по-одному. Работать в группе всегда спокойнее и эффективнее. Так рекомендовали военные, и тут же второе правило – слушать их рекомендации. Если сказали идти по тропинке – значит, идти строго по тропинке и ни на шаг не отклоняться – ни влево, ни вправо. Если сказали «Туда не лезь», значит, не лезть, как бы ни хотелось снять удачный кадр.

Кстати, съёмка там сильно отличается от съёмки в обычной жизни. Нужно думать не только о том, что попадает в объектив, но и том, чтобы не навредить армии - и это главная задача. Необходимо выстраивать кадр так, чтобы ни одна мелочь не дала возможности противнику получить информацию: никакой привязки к местности. А это может быть всё что угодно – линия электропередачи, железнодорожные пути или покосившийся забор, – рассказал Аносов.

Однако признался, что на Донбассе ему приходилось работать порой с охраной, а в других случаях они с корреспондентом и водителем ехали без разрешения на свой страх и риск, но, к счастью, такая самодеятельность обошлась без ЧП.

Жительница краевого центра Ася Адиханян одна из первых откликнулась на статью в российских СМИ о разрушенном Свято-Преображенском храме в Волновахе. Он оказался в эпицентре боевых действий и попал под сильный обстрел. Один из снарядов ударил в алтарную часть – от церковного купола остались лишь рёбра каркаса.

И во время открытия выставки ставропольчанка передала в дар Свято-Преображенскому храму в Волновахе несколько старинных икон.

Выставка будет работать в Ставрополе до 16 декабря. А до того как с работами Владимира Аносова могли ознакомиться жителя нашего региона, выставка была представлена во многих городах России.

Впервые экспозиция открылась в июне 2022 года в московской редакции «Российской газеты», затем – в Краснодаре, а в сентябре её смогли увидеть участники ХХVI Форума современной журналистики «Вся Россия-2022» в Сочи, а чуть позже - в нескольких городах Северо-Западного федерального округа.

Комментарии ()