еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Проблемы курортов Минздрав не волнуют

В августе 2021 года исполнится пять лет с момента проведения в алтайской Белокурихе заседания президиума Госсовета, посвящённого выработке мер по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. С этим событием связывались особые надежды на возрождение в нашей стране обширной сети санаториев. Реальное положение дел в курортной сфере на тот момент было печальным. Низкий уровень материально-технического состояния отечественных здравниц сдерживал развитие санаторно-курортного комплекса. Примерно 46 процентов площадей санаториев и пансионатов находились в состоянии, не позволяющем использовать их по прямому назначению. А для того чтобы решить самые острые проблемы курортной отрасли, необходимо было где-то найти и потратить не менее 37 млрд рублей.

Стратегия несбывшихся надежд

По предложению Президента Российской Федерации Владимира Путина решено было разработать полноценную стратегию санаторно-курортной отрасли. Подготовку столь важного документа поручили Минздраву России. Это был не случайный выбор. Согласно государственной концепции, российские санатории в отличие от распространённой в мире практики трансформации санаториев в СПА и веллнес-центры  развиваются именно в русле лечения, оказания медицинской помощи. Кроме того, высокоэффективное лечение на российских курортах в последнее время стали рассматривать не только в качестве альтернативы выездного лечебно-оздоровительного туризма, но и как способ привлечения в нашу страну иностранных граждан.

Руководитель государства был уверен, что курортная стратегия будет разработана и утверждена ещё до конца 2017 года. Вопреки всем прогнозам Стратегию развития санаторно-курортного комплекса России приняли только в ноябре 2018 года.

Но на этом странности не закончились. Минздраву потребовался ещё год, чтобы разработать План мероприятий по реализации курортной стратегии. Причём качество как самого документа стратегического планирования, так и «дорожная карта» по его воплощению в жизнь, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Согласитесь, разве можно назвать стратегией документ, срок действия которого был рассчитан всего на шесть лет? Тем более что в нём не фиксировалось, сколько до 2024 года должно появиться новых мест в санаторно-курортных учреждениях, каким должен быть объём реализованных населению санаторно-курортных услуг, сколько инвестиций в основной капитал необходимо привлечь и как это в конечном итоге повлияет на величину уплачиваемых санкурорганизациями налогов.

 Вместо этого успешность выполнения стратегии предложили оценивать по относительному увеличению количества пролечившихся на курорте граждан, которое должно было составить всего 2,7 %. При этом за шесть лет, предшествующих принятию стратегии, прирост числа курортников составил 16 %. Получается, что стратегией назвали документ, выполняя который, необходимо было сократить в пять раз темпы роста заполняемости отечественных здравниц. Какое-нибудь разумное объяснение этому печальному факту найти невозможно.

 

С «дорожной картой» сильно перемудрили

В настоящее время, когда примерно половина срока, отпущенного на реализацию Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России, уже прошла, можно попытаться оценить её предварительные результаты. К сожалению, говорить о каких-то успехах и прорывах пока что не приходится.

На такую же мысль наводит анализ хода выполнения плана мероприятий. Из 35 включённых в него позиций  примерно половина носит статистический характер (составление справок, отчётов, докладов). Каждое шестое мероприятие не смогли реализовать своевременно, поэтому  распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2020 года вынуждены были продлить срок их исполнения. Но и те пункты, которые с грехом пополам удалась воплотить в жизнь, никаких положительных эмоций не вызывают.

Как это ни грустно признавать, совершенствование организации деятельности санаторно-курортных организаций фактически свелось к формальной корректировке ведомственных нормативных актов Министерства здравоохранения.

 В частности, Минздрав РФ внёс изменения в приказ № 279н от 5 мая 2016 года «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения», которые вступят в силу только с 1 января 2022 года. Таким нехитрым способом из прежнего документа исчезла формулировка «Длительность санаторно-курортного лечения составляет от 14 до 21 дня». Вместо неё появилась новая - «Санаторно-курортное лечение организуется и осуществляется на основе клинических рекомендаций с учётом стандартов медицинской помощи».

После таких нововведений многие руководители санаториев теперь будут ломать голову над решением непростой задачи: как организовать санкурлечение сроком менее 14 дней, не нарушая  при этом всех рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи.

Кроме этих двух моментов, в 48-страничном «Порядке организации санаторно-курортного лечения», в котором имеются также 18 приложений, чиновники от здравоохранения решили больше ничего не менять. На подготовку двух незначительных поправок ушёл почти год. Очевидно, что если бы в Минздраве решили творчески переработать все пункты и все приложения «Порядка организации санкурлечения», то на это и десяти лет оказалось бы мало.

В сентябре прошлого года был подписан также приказ Минздрава России № 1029н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения». Он отменил аналогичный приказ, действовавший с июня 2018 года. Единственной заслугой нового документа можно считать отмену нормы, согласно которой, граждане, страдающие целым рядом заболеваний, прежде могли получить санаторную путёвку только в здравницу, расположенную исключительно в климатической зоне проживания пациента.

Эта скандальная норма вызывала много возмущений у граждан, посчитавших себя незаслуженно ограниченными в праве выбора санаторного учреждения. Простым возмущением недовольных пациентов дело не ограничилось. После рассмотрения целого ряда административных исков  Верховный суд России в 2018 и 2020 годах признал данное положение приказа незаконным и потребовал его отмены. Непонятно только, зачем Минздраву понадобилось целых два года, чтобы исправить свою оплошность, если это можно было сделать и более оперативно?

 

Чего ещё ждать от Минздрава России?

Тем не менее в «дорожной карте» осталось ещё несколько очень важных для курортной отрасли страны мероприятий, реализовать которые предстоит до конца текущего года.

Прежде всего речь идёт о завершении разработки классификации природных лечебных ресурсов (лечебных минеральных вод и грязей), а также медицинских показаний для применения в курортной практике. Выполнить данную работу Минздраву надлежит совместно с Роспотребнадзором, Минприроды и Роснедрами. А по некоторым заболеваниям Министерству здравоохранения необходимо (но уже самостоятельно!) разработать клинические рекомендации по использованию природных лечебных ресурсов.

Учитывая предыдущий опыт работы главного здравоохранительного ведомства страны, вряд ли стоит надеяться, что с поставленной задачей, а тем более в отведённый срок, чиновники Минздрава смогут справиться. Если они до сих пор препятствуют возвращению в сферу медицинского образования специальности «курортология», то как можно надеяться, что с классификацией природных ресурсов и с разработкой клинических рекомендаций по их использованию у них не возникнет серьёзных проблем?

Правда, если не решить эти вопросы, можно не сомневаться, что  никакие стратегии и «дорожные карты» курортам уже не помогут. Что, собственно говоря, мы и наблюдаем в настоящее время.

Комментарии ()