еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Превратности курортной мусоросортировки

Фото из открытых источников.

11 августа 2021 года пресс-служба Министерства природных ресурсов и экологии РФ распространила информацию о том, что в некоторых  субъектах возникли серьёзные трудности в реализации мусорной реформы. Причиной тому является непонятная медлительность местных властей по созданию инфраструктуры по обработке твёрдых коммунальных отходов. Поэтому руководитель МПР Александр Козлов решил проявить инициативу и напомнить главам регионов о необходимости более ответственного подхода к выполнению Указа Президента РФ Владимира Путина, в соответствии с которым к 2030 году в нашей стране должны направляться  на переработку все 100 % собранных бытовых отходов.

 

Прежний министр погорячился с оценкой

 

            Выступление министра Козлова сильно огорчило руководство Ставропольского края, явно не рассчитывавшего попасть в список восьми регионов, тормозящих проведение мусорной реформы. Это было вдвойне неприятно услышать, учитывая, что наш край в пилотном режиме приступил к реформированию системы обращения с бытовыми отходами на год раньше остальных российских субъектов и по всем правилам должен был находиться в группе передовиков мусорного реформирования, но никак не плестись в хвосте этого увлекательного процесса.

            Если кто помнит, в январе 2019 года действиям краевых властей по созданию современной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами прежним руководителем Минприроды России Дмитрием Кобылкиным была дана совершенно иная оценка. Выслушав  губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, заявившего тогда «Мы уже участвуем в строительстве двух мусоросортировочных участков стоимостью около 120 миллионов рублей, но дальше потребуется развивать переработку. Уже скоро это будет главным вопросом, требующим и регулирования в рамках госпрограмм, и серьёзных вложений», глава природоохранного ведомства отметил, что Ставрополье очень позитивно начало внедрение реформы, и порекомендовал не сбавлять темп.

            По прошествии двух с половиной лет вдруг выяснилось, что после резкого старта Ставрополье расслабилось и стало неспешно двигаться по пути мусорной реформы, пропуская вперёд себя прежних аутсайдеров. Во многом такому безрадостному положению дел способствовало отсутствие понимания сути реформы. Неуклюжие попытки трижды изменить схему санитарной очистки Ставропольского края являются лишним тому подтверждением. Но даже после многочисленных изменений, внесённых в документ, который можно назвать руководством по созданию новой системы обращения с коммунальными отходами, лучше он не стал. В этом и состоит одна из главных причин критики, прозвучавшей из уст министра природных ресурсов Александра Козлова в адрес руководства края.

 

Неловкая попытка ответить на критику

 

            Как и следовало ожидать, в правительстве СК болезненно восприняли критику в свой адрес. Более того, решено было продемонстрировать всем, что всероссийская житница, кузница и здравница, что называется, в поте лица трудится над воплощением в жизнь положений мусорной реформы. Вот только некие злопыхатели пытаются не обращать  на это внимание да ещё и норовят при каждом удобном случае замечание сделать.

            Буквально на следующий день после выступления главы Минприроды России был устроен своеобразный пресс-тур на Пятигорский теплоэнергетический комплекс, где собравшимся журналистам  продемонстрировали работу в тестовом режиме мусоросортировочного комплекса, смонтированного во дворе мусоросжигательного завода. В качестве экскурсовода перед ними выступил коммерческий директор ООО «ЖКХ» Феликс Маркарян. Это неудивительно, т.к. данное предприятие  является региональным оператором на Кавминводах и отвечает за всё, что связано со сферой обращения отходов. 

            Собравшихся впечатлил рассказ одного из руководителей регоператора, со слов которого выходило, что построенный мусоросортировочный комплекс сможет принимать ежегодно порядка 300 тысяч тонн бытовых отходов, собранных на территории курортного региона КМВ. При этом на сортировочных линиях из всей массы отходов собираются извлекать стекло, алюминий, полимерные материалы, картон, бумагу и другие ценные компоненты, которые затем направят на повторную переработку. «Если сегодня компания «ЖКХ» ставит цель отбирать 10 полезных фракций, то завтра их может стать 30. И комплекс должен быть готов расширяться, насыщаться новым оборудованием, наращивать мощности и внедрять новые технологии», - убеждённо заявил коммерческий директор ООО «ЖКХ» Маркарян.

            Правда, для того чтобы всем этим красивым планам суждено было стать реальностью, необходимо вначале завершить пуско-наладочные работы. И, что не менее важно, получить необходимые согласования и разрешения. Только вот об одном поскромничал рассказать господин Маркарян. Он не стал говорить журналистам о том, что Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора отказывается выдавать ООО «АгентМВ», построившему во дворе мусоросжигательного завода мусоросортировочный комплекс, лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Причём делает это не из вредности, а по причине несоответствия деятельности предприятия требованиям природоохранного законодательства. Следовательно, до тех пор, пока ООО «АгентМВ» не получит долгожданную лицензию, сортировать мусор оно не сможет. Даже если завершит отладку оборудования и ещё раз протестирует его работу.

 

«АгентМВ» в роли засланного казачка

 

            Возникает вполне закономерный вопрос: «Что же это за странное ООО «АгентМВ», и почему оно привлекло к себе такое пристальное внимание?» Ответ на него способен не только удивить, но и заставить предположить существование неких закулисных схем, используемых на Ставрополье при проведении мусорной реформы.

            Посудите сами. По данным налоговых органов, ООО «АгентМВ» было зарегистрировано 12 декабря 2018 года. По состоянию на 1 января 2021 года в его штате числился один работник. Основным видом деятельности предприятия указана «утилизация отсортированных материалов». В 2019 году ООО «АгентМВ» хозяйственной деятельности не осуществляло. В прошлом году оно израсходовало 417 тыс. рублей, не заработав при этом ни копейки.

            И вот с такими экономическими показателями данное предприятие умудрилось попасть в Территориальную схему санитарной очистки, утверждённую Постановлением правительства Ставропольского края в декабре 2019 года.

Да не просто попасть, но еще и пообещать смонтировать мусоросортировочную линию, на которой можно будет извлекать до 48% вторичных материалов. К слову сказать, в настоящее время во всём мире считается огромным успехом, если из общей массы бытовых отходов удаётся извлечь 15% компонентов, которые затем можно направить на повторную переработку. Именно поэтому записанные в серьёзном документе несерьёзные 48% ничего кроме ироничной улыбки не способны вызвать.  

            Ни дня не проработавшему ООО «АгентМВ» поверила также краевая Региональная тарифная комиссия, установившая 14 декабря 2020 года для него предельный тариф на обработку ТКО в размере 747,98 руб. за тонну. Данный тариф был определён из предположения, что в течение 2021 года предприятие сможет обработать 245,6 тонн бытовых отходов. При этом на сортировочной линии должно будет трудиться не менее 115 человек.

            Но самой странной в этой ситуации оказалась позиция местной администрации, отвечающей за всё, что происходит в границах муниципального образования. Оказывается, что в то время, когда строительство мусоросортировочного комплекса было в самом разгаре, управление городского хозяйства, транспорта и связи администрации Пятигорска продолжало пребывать в неведении относительно происходящих событий.

Такой вывод напрашивается из официального письма от 11 марта 2021 года, под которым стоит подпись замначальника управления Алексея Цымбала, утверждавшего, что «обращений на строительство объектов I категории вредности, в том числе на строительство мусоросортировочной станции при мусоросжигательном заводе, в администрацию города Пятигорска не поступало разрешений на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию таких объектов администрацией Пятигорска не выдавалось».  

            Если это действительно так, то получается, что на находящемся в муниципальной собственности земельном участке, на котором расположено АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» и от акций которого настойчиво пытается избавиться местная администрация, малоизвестное ООО «АгентМВ», за не понятно откуда взявшиеся у него денежные средства строит объект I класса опасности. Но при этом городская администрация ни сном ни духом о происходящем не ведает. Какая-то фантастическая история, в реальность которой очень трудно поверить, получается.

 

Нечего на зеркало пенять…

 

            Примечательно, что одним из условий, без выполнения которых невозможна работа потенциально опасных предприятий, является наличие у них санитарно-защитных зон (СЗЗ). Но, как оказалось, с этими самими зонами дела обстоят очень даже плохо.

В соответствии с действующими санитарными правилами и нормами и для АО «ПТЭК», и для мусоросортировочного комплекса расчётная СЗЗ составляет 1 км. До последнего времени для ПТЭКа она не была утверждена, за что предприятие неоднократно привлекалось краевым Управлением Роспотребнадзора к административной ответственности. Материалы административных дел трижды направлялись в Пятигорский городской суд на приостановку деятельности АО «ПТЭК», но каждый раз суд ограничивался вынесением решения о наложении административного штрафа.

            В декабре 2019 года решением замруководителя Федеральной службы Роспотребнадзора для мусоросжигательного завода была установлена санитарно-защитная зона, размер которой странным образом был сокращён в 4 раза - до 245 м. Но теперь-то ситуация изменилась. Появился новый объект (мусоросортировочный комплекс), который в соответствии с действующими СанПИНами работать не может. В противном случае он сразу же рискует нарваться на непонимание со стороны Роспотребнадзора, на штрафные санкции и возможность приостановки его деятельности по решению суда.

            Вот такая суровая проза жизни. Поэтому нечего обижаться на министерскую критику. Она вполне обоснованна. А все эти показательные выступления с работой в тестовом режиме не введённого в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса – не более чем игра на публику.

            Причём не самая убедительная.

 

Комментарии ()