еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Право собственности должно порождать чувство ответственности

 На протяжении нескольких последних лет, то разгораясь, то немного затихая, не прекращался спор относительно того, в чьей собственности должны находиться санатории, расположенные в границах курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Так продолжалось вплоть до февраля 2022 года, пока Генеральная прокуратура Российской Федерации не вознамерилась поставить жирную точку в затянувшемся споре. С этой целью надзорное ведомство направило в Гагаринский районный суд Москвы исковое заявление, потребовав признать право собственности государства на весь санаторно-курортный комплекс, которым до последнего времени распоряжалось по своему усмотрению руководство Федерации независимых профсоюзов России.

 

 

 

«Санаторное дело» как привет из лихих 90-х

 

 Вопреки пессимистичным прогнозам, согласно которым судебное разбирательство могло затянуться на многие годы, судье Гагаринского райсуда Елене Черныш потребовалось всего шесть месяцев, чтобы досконально разобраться в таком нестандартном и довольно запутанном деле и вынести решение об удовлетворении иска Генпрокуратуры в полном объёме. По странному стечению обстоятельств, оглашение судебного решения состоялось именно в тот день, когда руководитель ФНПР Михаил Шмаков отмечал своё 73-летие.

 

 Принятое судьёй решение касалось тех 34 санаторно-курортных учреждений, состоящих из 1763 объектов недвижимости, которые в 90-е годы прошлого века в соответствии с указами Президента РФ Бориса Ельцина и решениями федерального правительства были безвозмездно переданы в пользование ФНПР.

Детально весь процесс передачи профсоюзам санаторно-курортных объектов был прописан в Постановлении Правительства РФ от 18 февраля 2002 года № 112 «О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных учреждений, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод». В соответствии с пунктом 2-а правительственного постановления Министерству имущественных отношений РФ поручалось «подписать с Федерацией независимых профсоюзов России соответствующее соглашение о разграничении прав собственности, согласно пункту 1 настоящего постановления».

 

 Для любого юриста понятие «разграничение прав собственности» имеет вполне конкретное значение. Это означает, что после подписания документа договаривающиеся стороны получают право на свою часть собственности и могут в дальнейшем распоряжаться ею по своему усмотрению. Правда, применительно к санаторно-курортным объектам имелось одно «но».

 Действующим на тот момент законодательством (причём эта норма закона продолжает действовать и в настоящее время) ФНПР не имела права перепрофилировать данные объекты и должна была использовать их исключительно для санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан. А ещё на собственника, кроме права использовать принадлежащую ему собственность, возлагалась обязанность содержать её в надлежащем состоянии, регулярно вкладывая средства в ремонт и реставрацию своих зданий и сооружений.

 

 С последним обстоятельством у ФНПР получилось не очень красиво. Уверовав в свою непогрешимость и абсолютную правоту, профсоюзы посчитали вполне уместным создание «дочерней компании» в виде ООО «Курортное управление» (Холдинг), с помощью которой принялись распродавать только что полученную из рук государства собственность. По данным надзорного ведомства, за короткий период времени новоявленный холдинг успел продать частным инвесторам 131 объект недвижимости, общая стоимость которых составляла 3,3 млрд рублей.

 

 С этим ещё как-то можно было бы смириться, если бы все вырученные денежные средства ФНПР направила на реконструкцию оставшихся в её распоряжении санаторно-курортных объектов. Однако этого не произошло, что не делает чести профсоюзам. Тем более что, как выяснилось, значительная часть полученных от распродажи средств была попросту «проедена», то есть ушла на выплату повышенной зарплаты и немалых премий руководству холдинга.

 

 Ещё одним неприятным сюрпризом, преподнесённым ООО «Курортное управление» (Холдинг), стало изъятие прибыли подконтрольных ему санаториев, что было завуалировано под видом договоров аренды. По подсчётам Генпрокуратуры, таким нехитрым способом лечебно-оздоровительные учреждения лишились ещё 4,3 млрд рублей, которых им так не хватало на ремонт и модернизацию здравниц.

 

 

 

Пятигорское курортное ноу-хау

 

 Есть множество людей, считающих, что возврат в собственность государства кавминводских санаториев, которыми два десятилетия так ловко распоряжались профсоюзы, — правильное решение, способное привести к процветанию санаторно-курортного комплекса КМВ. Правда, есть и такие, что сомневаются в способности государства эффективно управлять своей собственностью. В частности, той, что относится к курортной сфере. При этом свои умозаключения они предпочитают строить не на эмоциях, а на вполне конкретных фактах.

 

 Одна из таких историй приключилась весной 2017 года. Администрацию Пятигорска тогда сильно возмутило решение ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» передать находящееся в госсобственности здание Академической галереи коммерческой структуре для размещения в нём торгового объекта.

Позицию мэрии доверили озвучить замглавы городской администрации Виктории Карповой, заявившей: «Мы выразили своё несогласие с позицией Агентства и считаем необходимым пересмотреть вопрос целевого назначения здания. Мы не против передачи объекта инвестору, но убеждены – это должно служить укреплению имиджа и популяризации курорта Пятигорска, а не быть очередной торговой точкой».

 

 Теперь, по прошествии пяти лет, можно с уверенностью утверждать, что возмущение и протесты местных чиновников не произвели на руководство Федерального агентства по управлению госимуществом ровным счётом никакого впечатления. В конечном итоге архитектурная изюминка пятигорского курорта была передана на срок 49 лет в аренду никому не известному ООО «ВИК-СК», посчитавшим наиболее подходящим вариантом использования расположенного в центре курортной зоны здания под очередную точку общепита.

 

 Похожая история с ещё одним объектом госсобственности, расположенным в парке «Цветник» всего в двух десятках метров от Академической галереи, произошла в 2021 году. Государство в лице Росимущества заключило с местным предпринимателем Владимиром Клименковым долгосрочный договор аренды здания Верхних Пушкинских (Ново-Сабанеевских) ванн. С февраля текущего года на объекте культурного наследия федерального значения приступили к работе реставраторы.

 

 Примечательно, что никаких возмущений и протестов по данному поводу от руководства пятигорской мэрии не последовало. Более того, глава города-курорта Дмитрий Ворошилов поспешил поделиться в своём инстаграм-аккаунте радостной вестью о том, что в скором времени объект санаторно-курортной инфраструктуры будет доступен для пятигорчан и гостей курорта. Но только не для отпуска курортных процедур (что было бы логично и оправданно), а в качестве объекта, «приспособленного к современному использованию в качестве гастрономического туризма».

 

 По всей видимости, именно так в руководстве столицы СКФО стали теперь понимать процесс укрепления имиджа федерального курорта.

 

 И снова возникает вопрос к тем чиновникам, кто от лица государства принимает подобные решения. Можно ли считать государственниками тех ответственных лиц, которые 29 лет спокойно наблюдали, как ветшает и разрушается здание Верхних Пушкинских ванн, чтобы затем позволить превратить его в объект «гастрономического туризма», или проще говоря, в банальную точку общепита?

 

 

 

«Государство, покажи инвесторам пример»

 

 Довольно интересные и весьма показательные события в последние три года стали происходить в Кисловодске вокруг здания санатория им. Орджоникидзе. Всё дело в том, что построенный в 1937 году и торжественно открытый 18 апреля 1938 года уникальный архитектурный ансамбль за восемь десятилетий эксплуатации изрядно обветшал и его необходимо было как можно быстрее реконструировать. Учитывая, что данный объект был включён в перечень памятников культуры Российской Федерации и находился под охраной государства, здания санатория должны были пройти ещё и полноценную реставрацию. Причём всё это надлежало сделать государству, в собственности которого и находится санаторий им. Орджоникидзе.

 

 На примере этого объекта государство могло бы показать остальным собственникам санаториев, как необходимо содержать здравницы и к каким стандартам следует неуклонно двигаться. Могло бы, но что-то опять пошло не так.

 

 Летом 2019 года Минэкономразвития РФ и Росимущество отчитались о подготовке правительственного постановления, предусматривающего поэтапное выделение из федерального бюджета 6,5 млрд рублей, которые должны были пойти на комплексную реконструкцию с элементами реставрации и приспособление к современному использованию объектов санатория им. Орджоникидзе. Планировалось, что в 2024 году обновлённый санаторный комплекс будет введён в эксплуатацию.

 

 Спустя год поступил первый транш в размере 251 млн рублей. Полученных средств хватило только на проведение первоочередных работ в аварийной части санаторного комплекса. Строители укрепили фундаменты, заменили покрытие кровли и произвели замену оконных и дверных блоков.

 

 Весной прошлого года заговорили о том, что первый этап реконструкции санатория им. Орджоникидзе будет завершён не ранее 2027 года. В начале сентября текущего года была озвучена сумма денежных средств, необходимых для выполнения намеченных работ, составившая 8 млрд рублей. Причём это только на выполнение первого этапа реконструкции. О том, сколько всего будет этапов, когда завершится последний из них и сколько ещё потребуется бюджетных средств, комментариев услышать пока не удалось.

 

 Правда, и с первым этапом могут произойти любые неожиданности. Проекта реконструкции санатория пока нет. Его надеются увидеть в начале 2023 года. Поэтому никто не исключает возможности корректировки первого этапа как по срокам реализации, так и по необходимым денежным средствам.

 

 Даже на этих нескольких примерах можно увидеть, что государство как собственник не самым лучшим образом распоряжается своим имуществом. Переход в его собственность ещё нескольких десятков санаторно-курортных объектов поставит перед Росимуществом довольно сложную задачу, решая которую прежними методами, можно заметно усложнить ситуацию в курортном регионе.

 

 Остаётся только надеяться на то, что Росимущество не наделает больших ошибок, исправить которые в дальнейшем будет очень и очень непросто.

 

Комментарии ()