еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Правительство России рискует потерять курорты

Отечественные курорты, пережившие царский и советский периоды своего развития, сумевшие выкарабкаться из эпохи смутного времени 90-х годов прошлого века, в настоящее время оказались на распутье. Причём, по всем прогнозам, получается так, что выбор неверного пути может обернуться для них неизбежной катастрофой.

Парадоксально, но причиной всех этих бед и напастей, свалившихся на голову санаторно-курортного комплекса России, является не кто иной как наше родное федеральное правительство. Оно решило во что бы то ни стало реформировать курортное законодательство, выбросив из него все те нормы, которые, по его мнению, сдерживают поступательное развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов. При этом, чтобы не образовалось нормативно-правовой пустоты, законодательно закрепить такие положения, без которых, по убеждению всё тех же правительственных чиновников,  движение отечественных курортов к светлому будущему не хуже европейского уровня,  абсолютно невозможно.

Минздрав и Минкавказ заигрались с курортами

Достигнуть поставленной цели исполнительная власть страны вознамерилась с помощью пары новых законов, проекты которых поручили разработать федеральному Минздраву и Минкавказу. Первым с поставленной задачей справилось ведомство Вероники Скворцовой, очень оперативно разработавшее законопроект, который фактически полностью перечёркивал все лучшие традиции отечественной курортологии, отменял классификацию курортов на курорты федерального, регионального и местного значения, тем самым делая их безликими и беспризорными да вдобавок ко всему менял правила установления охранных зон курортов, в результате чего их площади заметно сокращались, а запреты на строительство в них непрофильных объектов практически полностью снимались.

 Несмотря на очевидную абсурдность минздравовских предложений и явную опасность их для лечебно-оздоровительных местностей и курортов тем не менее в сентябре 2014 года данный проект закона был принят депутатами в первом чтении. Правда, после этого поступательное движение по пути разрушения отечественного санаторно-курортного комплекса было прервано. И всё благодаря тому, что в экспертном сообществе поднялась такая волна возмущения, что не заметить её и тем более на неё не среагировать становилось просто неприлично.

В отличие от Минздрава Минкавказ потратил более четырёх лет на творческие поиски, пытаясь понять, с какого конца необходимо подойти к проблеме, чтобы разработать красивый, а, главное, правильный законопроект о Кавминводах. Их законотворческому энтузиазму могло бы позавидовать любое федеральное министерство. Это может показаться неким анекдотом, но за четыре года работы над судьбоносным для курортного региона Кавказских Минеральных Вод законопроектом Минкавказ представил на суд общественности 17 его вариантов. Правда, все они не выдерживали никакой критики. Что же касается последней версии проекта федерального закона, который в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве России, то по ней имеется отрицательное заключение Главного правового управления Администрации Президента Российской Федерации, и, стало быть, разработчикам данного проекта не стоит питать никаких иллюзий относительно её дальнейшей судьбы.

 В таком виде, и это можно утверждать с большой долей вероятности, правительство постесняется вносить разработанный Минкавказом законопроект о Кавминводах на утверждение в Госдуму, чтобы в очередной раз не ставить себя в неловкое положение.

Круглый стол не стал сглаживать острые углы

Для того чтобы детально разобраться, в чём, собственно говоря, ошиблись чиновники двух министерств, предложив не просто некачественные, а явно вредоносные курортные законопроекты, на Кавминводы прибыла представительная делегация народных избранников, возглавили которую зампред Госдумы России Ольга Тимофеева и председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Главным мероприятием в их плотном графике работы стало проведение круглого стола, в работе которого приняли также участие заместитель полпреда Президента России в СКФО Максим Владимиров, замминистра Минкавказа Ольга Рухулаева, члены правительства и депутаты Думы Ставропольского края, главы городов, представители Общественной палаты Ставропольского края, руководители ведущих здравниц курортного региона, многочисленные эксперты. Уютный  конференц-зал кисловодского отеля  GREEN RESORT HOTEL & SPA с трудом смог вместить всех желающих принять участие  в таком серьёзном мероприятии.

По всему было видно, что участники круглого стола настроены весьма решительно и в вопросах, определяющих будущее не только курортов Кавминвод, но и всего курортного комплекса России, не намерены идти ни на какие компромиссы.

Весьма категоричен в оценке вынесенных на обсуждение законопроектов был заместитель полпреда Президента России в СКФО Максим Владимиров, предложивший не торопиться с их принятием до тех пор, пока не будет исполнено поручение Президента РФ, обязывающее федеральное правительство разработать и утвердить Стратегию развития курортного дела в России.

О своём несогласии с подходами, которые продемонстрировали разработчики вызвавших такой резонанс законопроектов, в очередной раз заявила вице-спикер Госдумы, сопредседатель Центрального совета ОНФ Ольга Тимофеева. Она заверила собравшихся, что ОНФ приложит все силы для того, чтобы ранее данные Президентом РФ Владимиром Путиным поручения по развитию курортов Кавказских Минеральных Вод были выполнены в полном объёме. А до тех пор они не могут быть сняты с контроля. Что же касается обсуждаемых проектов закона, то и здесь позиция Ольги Тимофеевой была предельно чёткой и ясной, как это и следовало из её выступления. «Нам нужен закон не о том, как застроить курорт для некоторых богатых высокопоставленных чиновников, которые лоббируют интересы этого закона. Нам нужен закон, который сегодня защитит курорты и сохранит их на многие сотни лет»,- подводя итоги обсуждения, заявила Ольга Викторовна.

«Руки прочь от курортных зон!»

О том, что на курортах не нужно проводить опасные эксперименты, а тем более придавать им статус закона, говорили практически все участники круглого стола. Единственным (разумеется, кроме представителя Минкавказа), кто высказался в поддержку идеи корректировки зон горно-санитарной охраны  федеральных курортов, оказался глава города-курорта Кисловодска Александр Курбатов. Однако последовавшие за ним выступления председателя Общественного совета Железноводска Николая Истошина, представителя Пятигорского НИИ курортологии, известного гидрогеолога Евгения Потапова, бывшего руководителя администрации КМВ Виталия Михайленко, завкафедрой экологического, земельного и трудового права СКФУ Элеоноры Навасардовой и других принимавших участие в обсуждении экспертов убедительно показали, какими опасными последствиями может обернуться для наших курортов чьё-то упрямое желание немного поупражняться с горно-санитарными зонами.

Участники круглого стола оказались на удивление единодушными в оценке положений, включённых и в принятый в первом чтении законопроект № 555658-6, и во внесённые в него в июле 2018 года правительственные поправки, и в проект закона о Кавказских Минеральных Водах. По их глубокому убеждению,  вместо того чтобы позволить курортам разобраться с многочисленными проблемами, мешающими их дальнейшему развитию, они способны привести к созданию новых трудностей, на преодоление которых отечественным здравницам может просто-напросто не хватить запаса прочности. И это не только убеждение общественников-экологов, на которых, по сложившейся недоброй традиции, можно было бы не обращать особого внимания. К такому неутешительному выводу пришли судьи Конституционного суда России, куда комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям направил правительственные поправки к законопроекту № 555658-6 для получения их объективной оценки. Как проинформировал участников круглого стола председатель Комитета Николай Николаев, Конституционный суд в своём заключении вполне конкретно указал, что принятие предложенных поправок может отрицательно отразиться на состоянии курортов Российской Федерации.

Самые интересные события ещё впереди

Тем не менее Правительство России продолжает настаивать на том, чтобы до конца текущего года оба неоднозначных законопроекта обрели силу закона. Депутаты с таким подходом исполнительной ветви власти не согласны. Теперь, опираясь на мнение экспертов и общественности, у них появились дополнительные аргументы для защиты отечественных курортов от не в меру расшалившихся лоббистов. Но и просто так отмахнуться от предложенных законопроектов им не удастся. Поэтому народные избранники предложили ещё раз подумать над тем, как можно подкорректировать проекты законов, чтобы их утверждение не обернулось для курортов катастрофой.

По правде говоря, эту задачу невозможно отнести к разряду лёгких. Если из правительственных поправок убрать всё то, что смертельно опасно для курортов и прежде всего не соглашаться с предложенным порядком установления охранных зон, отказаться от навязываемой либерализации режима хозяйственной деятельности в курортных зонах, не пытаться узаконить незаконно построенные на курортах объекты, не выбрасывать из сферы действия курортного закона профилактику заболеваний, не прописывать в новом законе механизм уничтожения курортов, не делать курорты беспризорниками, отменяя их деление на курорты федерального, регионального и местного значения, то в оставшихся документах не останется ничего такого, что требовало бы их утверждения федеральным законом.

Именно поэтому остаётся только надеяться на то, что депутаты Государственной Думы Российской Федерации не на словах, а на самом деле осознают, какую опасность таят в себе разработанные Минздравом и Минкавказом законопроекты, получившие в экспертном сообществе обидное прозвище «антикурортных», и не допустят их принятия в предложенном разработчиками виде.

Комментарии ()