еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Правительство РФ не выполнило поручения Президента

Фото из открытых источников.

         19 сентября 2021 года исполнится пять лет с момента подписания Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным поручений, данных им правительству страны по итогам заседания президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации», состоявшегося 26 августа 2016 года.

С памятным событием, которое произошло в алтайской Белокурихе, многие наши сограждане (особенно те, кто имел непосредственное отношение к работе санаторных учреждений), связывали свои надежды на то, что государство обратит своё внимание на бедственное положение одной из отраслей здравоохранения и позаботится о её возрождении. По правде говоря, многое на наших курортах могло бы измениться в лучшую сторону, если бы те, кому руководитель государства дал конкретные поручения, потрудились бы своевременно и качественно исполнить их.

 

Курортная стратегия, ведущая в никуда

 

         К большому огорчению оптимистов, и на этот раз чуда не случилось. Президентские поручения и их исполнители несколько лет мирно просуществовали в параллельных измерениях, практически не соприкасаясь друг с другом. В результате ожидавшаяся на курортах пятилетка эффективности и качества превратилась в пятилетку разочарований, несбывшихся надежд и не оправдавших себя ожиданий.

         О том, что ничего хорошего отечественным курортам в ближайшее время не стоит ожидать, стало понятно уже весной следующего года. Правительство страны расписалось в своём бессилии, пытаясь разработать и утвердить до 1 мая 2017 года Стратегию развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.

Ему потребовалось ещё полтора года (сверх отведённых восьми месяцев), чтобы долгожданный документ появился на свет. Правда, когда экспертное сообщество ознакомилось с содержанием курортной стратегии, оно испытало чувство глубокого разочарования. Да и что вообще можно было сказать хорошего о стратегическом документе, если основным критерием успешности его выполнения предложено было считать достижение в 2024 году количества пролечившихся и отдохнувших в санаторно-курортных учреждениях 6 млн 965 тыс. человек, в то время, как в 2016 году их было 7 млн 136 тыс. человек?

         Для понимания того, что же собой представляет санаторно-курортный комплекс России, необходимо было прежде всего получить достоверные сведения о каждом санатории. В идеале ответы на все вопросы можно было бы получить, обратившись к Государственному реестру курортного фонда Российской Федерации, за полноту и достоверность внесённых в который сведений отвечал федеральный Минздрав.

Но он предпочёл ограничиться лишь изданием в августе 2007 года соответствующего приказа, утвердившего порядок ведения госреестра курортного фонда, полагая, что в дальнейшем эта работа будет проводиться в автоматическом режиме. Наивность ожиданий Минздрава стала очевидна буквально сразу. Но понадобилось ещё почти десять лет, чтобы после заседания президиума Госсовета глава государства поручил правительству внести изменения в действующее законодательство, обязывающие санаторно-курортные организации предоставлять сведения для внесения в государственный реестр курортного фонда России. Причём сделать это необходимо было не позднее 1 марта 2017 года.

         Прошло достаточно много времени, прежде чем в декабре 2018 года о поручении президента не вспомнил руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. В подписанном им письме «О лицензионном контроле медицинской деятельности санаторно-курортных организаций», направленном в адрес руководителей санаторных учреждений, Михаил Альбертович напомнил им о необходимости своевременно и в полном объёме представлять в госреестр сведения. А ещё он выразил сожаление относительно того, что по состоянию на 7 декабря 2018 года  226 медицинских организаций, оказывающих санаторно-курортную помощь, не зарегистрированы в государственном реестре СКО, а из 1652 медицинских организаций, зарегистрированных в реестре, 884 организации (т.е. более половины !) внесли недостоверные сведения.

         Как нетрудно догадаться, ни в 2017 году, ни в последующие годы Правительство РФ так и не удосужилось разработать поправки в действующее законодательство, которые позволили бы навести элементарный порядок с получением достоверной информации о санаториях. Но, судя по тому, что никаких разборов полётов по данному поводу не последовало, можно предположить, что сложившееся положение дел устроило абсолютно всех.

 

 

Чиновники не торопятся возвращать Кавминводам

экологическую экспертизу

 

         Такая же печальная участь постигла ещё одно президентское поручение, в соответствии с которым правительство страны должно было до 1 марта 2017 года внести в законодательство изменения, предусматривавшие проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство и реконструкцию которых предполагалось осуществлять на землях лечебно-­оздоровительных местностей и курортов.

Если кто ещё помнит, до декабря 2013 года любой объект, прежде чем быть построенным на территории курортного региона Кавказских Минеральных Вод, в обязательном порядке должен был пройти государственную экологическую экспертизу. Но 28 декабря 2013 года Госдума России довольно оперативно (всего за десять дней) приняла Федеральный закон №406-ФЗ, в соответствии с которым федеральные курорты и лечебно-оздоровительные местности были исключены из перечня особо охраняемых природных территорий. Понижение природоохранного статуса курортов автоматически означало необязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов, которые инвестор предполагал реализовать на их территории.

         В правительстве своеобразно отреагировали на данное президентом  поручение. Более четырёх лет там делали вид, что 1 марта 2017 года по их календарю ещё не наступило. Но затем чиновники развили бурную деятельность, в результате чего в Госдуму поступили предложения по внесению изменений в статью 11 Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - именно в ту статью закона, что содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.

         2 июля 2021 года Федеральный закон №341-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» вступил в силу. В нем действительно был расширен перечень объектов, проектная документация которых подлежала обязательному прохождению государственной экологической экспертизы.

Среди них оказались объекты капитального строительства, которые предполагалось возводить или реконструировать в Арктической зоне России и в границах Байкальской природной территории. Только вот для лечебно-оздоровительных местностей и федеральных курортов места в новом законе почему-то не нашлось. О них снова умышленно или непредумышленно забыли. Как, впрочем, позабыли и о том, что это было поручение президента, которое принято исполнять.

 

«Все лучшее – инвесторам!»

 

         Несколько президентских поручений касались улучшения инвестиционного климата на курортах и создания для частных инвесторов комфортных условий. Здесь главная роль отводилась Министерству экономического развития.

В отличие от других поручений президента к ним в главном экономическом ведомстве страны отнеслись предельно внимательно. Уже 30 марта 2017 года было подписано распоряжение Правительства РФ «О плане мероприятий по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса РФ». Но так как план составляли люди, далёкие от понимания специфики курортной отрасли, то и документ получился, мягко говоря, не слишком качественный.

         Убеждать инвесторов вкладывать средства в строительство санаторных объектов Минэкономразвития решило путём проведения тематических круглых столов и издания сборника лучших практик по реализации концессионных соглашений. Причём брошюра, описывающая лучшие примеры государственно-частного партнёрства в отношении объектов санаторно-курортного комплекса России, должна была появиться ещё в декабре 2018 года. Однако, судя по тому, что за три последних года отыскать эту чудесную книжицу так никому и не удалось, вполне можно предположить, что примеров, достойных подражания, не нашлось.

         Не менее интригующим оказался пункт Плана мероприятий, в соответствии с которым предстояло провести опрос потенциальных инвесторов по привлекательности санаторно-курортных объектов. Причём опрашивать должны были власти Ставропольского края, а также Калужской, Московской и Ульяновской областей. Почему только этих четырёх субъектов Федерации, так и осталось загадкой. Само собой разумеется, что никакой переклички инвесторов региональные власти не стали делать, чтобы не смешить народ.

         Но более всего поразила реакция федеральных чиновников на поручение президента, обязывающее их проработать вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Разумеется, в той её части, которая имела непосредственное отношение к работе санаторно-курортного отрасли.

На удивление всем лавры реформаторов курортного законодательства решило примерить на себя Минэкономразвития, никогда ранее не увлекавшееся курортной тематикой. Предложения экономического ведомства в декабре 2020 года озвучил первый замминистра Михаил Бабич. Оригинальность его подхода к решению проблем курортов Кавказских Минеральных Вод тогда оценили многие.

Суть его предложений сводилась к тому, чтобы отменить все действующие нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми был образован особо охраняемый эколого-курортный регион КМВ, утверждены его границы, определён орган госуправления регионом, и вместо них принять новые правительственные постановления, смягчающие ранее действовавшие запреты на ведение хозяйственной деятельности в охранных зонах курортов и создающие условия для корректировки (в сторону уменьшения) этих самых зон. Аргументы в поддержку предложенных нововведений в Минэкономразвитии привели, как они посчитали, железобетонные. Просто всё это необходимо сделать для удобства инвесторов, которым действующие нормы закона мешают осваивать курортные территории.

         Под чутким руководством Минэкономразвития процесс реформирования курортного региона КМВ уже начался. На первом этапе решили поупражняться с курортно-охранными зонами. Для этих целей из федерального бюджета выделили 145 млн рублей, из которых 15 млн рублей в настоящее время осваивают шоумены из ООО «Студия 26», предложившего свои услуги по корректировке границ охранных зон.

         Что-то с трудом верится, что, подписывая поручения правительству, руководитель государства именно так представлял себе первый этап реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации.

 

Комментарии ()