еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Правительство решило окончательно добить курорты?

Анализируя изменения, произошедшие за последние два десятилетия в законодательстве о курортах, невольно начинаешь ловить себя на мысли: «А чем же это родному правительству не угодили наши курорты, что оно с таким упорством и такой последовательностью пытается разобраться с ними окончательно и бесповоротно?» Федеральный Минздрав многие годы фактически саботировал поручение о создании государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, а когда его разработал, оказалось, что качество документа оставляет желать лучшего. Два года игнорируется поручение президента о разработке Стратегии развития курортов России. Четыре года Правительство РФ не может выполнить постановление Совета Федерации № 388-СФ о разработке законопроекта о Кавминводах.

Ломать – не строить!

Как показали последние события, в правительстве успешно справляются с задачей разработки новых документов, применение которых на практике сделает курорты абсолютно беззащитными.

За примерами далеко ходить не нужно. В апреле 2013 года зампред Правительства РФ Дмитрий Козак подписал поручение № ДК-П9-5510, в котором предельно ясно сформулировал задачу: «внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» изменений, предусматривающих исключение установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей».

Отмену защитных зон курортов многие профессионалы расценили как вынесение лечебно-оздоровительным местностям смертного приговора. Единственным успокоением для них было то, что не все правительственные поручения выполняются качественно и в срок. Поэтому защитники курортов решили, что и в данном случае всё постепенно забудется и рассосётся.

К сожалению, вопреки ожиданиям многих, не рассосалось. В конце декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 406-ФЗ, исключивший курорты из категории «особо охраняемых природных территорий». Теперь с ними можно было не церемониться, как раньше. Больше не требовалось проведение государственной экологической экспертизы проектов, в соответствии с которыми собирались застраивать охранные зоны курортов. Заметно ослаблен был природоохранный контроль. Построить на курорте объект любого назначения стало гораздо проще.

Но и этого кому-то показалось мало. Через полгода Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которому был присвоен номер 555658-6. В свете новых веяний государство намеревалось вообще отказаться от поддержки развития федеральных курортов, тем более что такого понятия больше не должно было существовать. В первой зоне горно-санитарной охраны курорта по новым правилам допускалось строительство объектов практически любого функционального назначения. Курорты и лечебно-оздоровительные местности лишались охранных зон. Охранять предлагалось только скважины и источники, напрочь позабыв о том, что все они по принципу сообщающихся сосудов связаны друг с другом, а область их питания может находиться  на удалении в десятки километров от оголовка скважины.

 По решению собственников можно было перепрофилировать санатории. Принятие решения о дальнейшей судьбе курортов с федерального уровня перемещалось на региональный. Изюминкой законопроекта можно было назвать тот раздел, в котором детально прописывался механизм ликвидации курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

Хрен редьки не слаще

Реакция на такой новаторский подход к проблемам курортных территорий была бурной. Поднялась небывалая волна возмущения. В результате оскандалившийся законопроект сразу же после принятия его в первом чтении 26 сентября 2014 года отложили в сторонку и без малого четыре года о нем не вспоминали.

По прошествии четырёх лет депутатам надоело перекладывать законопроект с места на место, периодически сдувая с него пыль. Накануне Дня эколога 4 июня 2018 года профильный комитет Госдумы принял решение внести на очередное пленарное заседание, которое должно было состояться 5 июля, проект постановления о снятии антикурортного законопроекта с дальнейшего рассмотрения. Но за пару дней до заседания Госдумы правительство внесло несколько десятков поправок, надеясь, что с их помощью можно будет придать проекту закона более приличный и не такой пугающий вид.

Рассмотреть правительственные поправки депутаты намерены в октябре текущего года. Для их серьёзного анализа времени, конечно же, недостаточно. Тем более что прописанные в них нормы смертельно опасны для российских курортов и нельзя допустить, чтобы они принимались в спешке.

По большому счёту, то, что федеральное правительство преподносит как законопроект, призванный урегулировать все проблемы в сфере санаторно-курортной деятельности и функционирования лечебно-оздоровительных местностей, на самом деле является ничем иным, как детальной инструкцией по уничтожению курортов. Изменения вносятся не только в базовый закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», но и ещё в 15 нормативных актов, включая Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный кодексы и даже в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле».

Охранные зоны вместе с курортами прикажут долго жить

Трудно понять логику авторов поправок, которые Правительство РФ внесло в Госдуму, предложивших одним махом перечеркнуть все  достижения в гидрогеологии, курортологии и экологии вместе взятых. По их мнению, охранять следует не месторождения минеральных вод и лечебных грязей, а только лишь скважины, источники и некие выходы природного лечебного ресурса на поверхность земли.

Оценить масштаб и опасность такой антинаучной ереси можно на простом примере. По действующему закону, охранная зона вокруг скважины или источника должна составлять от 15 до 50 м. По разным данным, всего на территории Кавминвод пробурено несколько сотен скважин. Для круглого счёта можно взять цифру 500. Если предположить, что на каждой скважине будет установлен максимально возможный размер охранной зоны, то получается, что суммарная площадь первых охранных зон по новым правилам составит примерно 393 га.

А теперь попытаемся сопоставить данную цифру с теми, что закреплены законом в настоящее время. Площадь курортного региона Кавказские Минеральные Воды составляет примерно 550 тысяч га, из которых 82,1 % приходится на третью зону и 17,7 % - на вторую зону. Площадь первых зон региона КМВ равняется 1 357 га (0,25 % округа горно-санитарной охраны).

Путём несложных арифметических действий выясняется, что чиновники из федерального правительства предлагают сократить на 1 тысячу га площадь охранных зон с максимальной степенью защиты, наивно полагая, что таким образом они спасут курорты от неминуемой гибели. При этом на остальных 549 тысячах га кавминводской курортной территории можно будет делать всё, что угодно: строить, гадить, приватизировать землю.

Возможно, преследуя цель, чтобы первая охранная зона скважин и источников не чувствовала себя слишком вольготно, на её территории  разрешат строительство сооружений связи, детских и спортивных площадок, малых архитектурных форм и прочих нужных и важных объектов. Вот здесь вполне уместно сказать, что составители поправок к закону лоханулись по полной. Всё дело в том, что по действующему законодательству территория первой зоны вокруг скважин должна быть огорожена и на неё не допускаются посторонние лица, в том числе дети и спортсмены. В таком случае непонятно, на кого рассчитан подобный бред, который кто-то слишком умный пытается возвести в ранг федерального закона.

Это выглядит крайне удивительно, но первую зону горно-санитарной охраны предложено устанавливать впредь не только вокруг скважин и источников, но также и вокруг хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, т.е. искусственно созданных объектов. Выходит, что вокруг мест добычи минеральной воды, грязелечебниц и питьевых галерей зона строгого контроля будет установлена, а вокруг месторождений минеральных вод, из которых поступает природный лечебный ресурс соответствующего качества – нет. Понять подобную логику абсолютно невозможно.

От смешного до грустного – один шаг

Забавным выглядит представление некоторых чиновников о том, какие проекты, реализуемые на курортах, должны будут проходить государственную экологическую экспертизу.       На территории второй зоны горно-санитарной охраны скважин без заключения экологической экспертизы разрешат строить любые объекты, относящиеся к 4-ой категории воздействия на окружающую среду. Чтобы было понятно, к этой категории относятся те объекты, которые выбрасывают в год не более 10 тонн загрязняющих веществ (разумеется, не радиоактивных и не ядовитых), а также не сбрасывают загрязнённые сточные воды. Проще говоря, к этой категории относятся торгово-развлекательные комплексы и жилые дома, т. е. те объекты, которые в массовом порядке строятся на Кавминводах. Значит, в дальнейшем строить их станет намного проще.

Еще одним «ноу-хау» новой версии законопроекта № 555658-6 стало включение в него статьи, в соответствии с которой будут узаконены все самострои, построенные на курорте с нарушением норм закона.

И совсем забавным выглядит включение в него статьи, признающей «утратившим силу пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ». Все дело в том, что пунктом 2 статьи 2 указанного закона курорты исключаются из категории «особо охраняемых природных территорий». Теперь, если исключить его из 406-го федерального закона, курорты снова возвращаются в категорию ООПТ? Или просто так торопились, что перепутали грешное и праведное?

Как бы там ни было, правительство недвусмысленно продемонстрировало нам свой специфический взгляд на будущее отечественных курортов. Назвать его безоблачным довольно сложно. Как непросто согласиться с тем, что федеральные чиновники фактически признают курорты обузой для государства, лишая их государственной поддержки. Да, вдобавок ко всему, предлагают такие правила, по которым курорты не то что развиваться, а просто-напросто выжить не смогут.

Комментарии ()