еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Повестка дня четвёртой власти

Очередное заседание правления Ставропольского краевого отделения Союза журналистов России летнего формата, по традиции, было выездным. Оно прошло на свежем воздухе на базе-пасеке «Пчелиный двор» в селе Александровском. Вёл заседание секретарь СЖР, председатель Союза журналистов Ставрополья Василий Балдицын. Такие мероприятия – не только площадка для обсуждения насущных проблем профессионального сообщества, но и возможность пообщаться с коллегами из различных районов края в неформальной обстановке.

Впрочем, и официальных вопросов на повестке дня стояло немало – ведь впереди нас ждёт год больших выборов. Не только президентских, что весьма важно для страны, но и выборов нового правления регионального отделения СЖР, что не менее важно для краевого медиасообщества.

 

Закон муравьиной тропы

Одним из наиболее злободневных вопросов, не раз уже поднимавшимся представителями печатных СМИ, является вопрос тотального сокращения киосков по распространению печатной продукции. Которое вызвано изменением правил игры на рынке предоставления площадей для таких торговых точек. Ситуацию, которую иначе чем удручающей и не назовёшь, сложившуюся в связи с введением новаций, озвучил член правления СЖР СК Виктор Астахов.

– Сейчас в крае в сфере распространения печатной продукции работают четыре крупных и 11 мелких предпринимателей, занимающихся реализацией около пятисот печатных изданий. Но и их судьба висит на волоске из-за ежегодных пертурбаций и потрясений на этом рынке. Самая негативная ситуация сложилась у распространителей, арендующих под свои киоски земли муниципалитетов. Потому что сейчас право на аренду разыгрывается на аукционах, а в аукционной документации каждый муниципалитет прописывает свои требования к тому, как должен выглядеть киоск. Образно говоря, одна мэрия требует, чтобы киоск был красного цвета с золотыми буквами, другая – синего цвета с куполом вместо крыши. То есть каждый претендент должен свой старый киоск заменить на конструкцию, которую желают видеть градоначальники. А это – минимум четыреста тысяч рублей. Такие суммы разве можно считать подъёмными для предпринимателей, чей доход в сотни, а то и тысячи раз меньше? Они же не нефтью и алкоголем торгуют. Поэтому киоски и закрываются пачками.

Кроме того, отметил В. Астахов, распространители печатной продукции сталкиваются и с нежеланием чиновников понимать специфику такой торговли. Зачастую бывает так: администрация готова выделить землю в аренду под киоск, но не там, где он стоял, а парой сотен метров дальше. Совершенно не внимая тем доводам, что газетный киоск должен находиться на так называемой «муравьиной тропе» – на привычном пути людей по дороге к остановке, работе, детскому саду или школе. Газеты и журналы – не тот товар, ради которого ныне люди готовы совершить крюк. Попадётся по дороге – купят. Не попадётся – специально за ним они не пойдут. Но это – не довод для занимателей начальственных кресел. Почему? Вопрос пока остаётся без ответа.

 

Острый дефицит

Как без ответа остаются и обращения региональных издателей и распространителей печатной продукции о выделении мест для стационарной торговли в новых микрорайонах-муравейниках. Например, в Ставрополе администрация категорически не желает выделять даже самые крохотные участки земли под газетные киоски в том же Перспективном и ряде других густо заселённых районах-новостройках. В итоге наш край в очередной раз попал в антирейтинг.

В среднем по России, согласно федеральным нормам, на каждый газетный киоск приходится около пяти тысяч жителей, у нас – почти в два раза больше. И устранять этот дисбаланс никто не торопится. Несмотря на то, что распространение печатной продукции уже отнесено к видам социально ориентированного бизнеса, и даже утверждены нормативно-правовые акты по его поддержке. В том числе и на краевом уровне. Но, увы, ставропольчанам об этом приходится пока только мечтать. А пока всё идёт таким путём, убытки терпят не только распространители, но и редакции газет и журналов. Ведь сокращение количества точек торговли ведёт к сокращению заказов издателям периодики, падению тиражей и, соответственно, ухудшению материального положения журналистов-печатников.

По материалам выступления В. Астахова правление СЖР приняло решение в очередной раз обратиться к властям края с рядом инициатив. В частности, ввести мораторий на закрытие киосков по инициативе муниципалитетов, довести количество стационарных точек торговли до нормативов, утверждённых в РФ, пересмотреть обязательность требований к форматам киосков, ввести в реалиях, а не на бумаге, ряд льгот, положенных социальному бизнесу.

 

Про выборы и конкурсы

Вторым вопросом, рассмотренным на заседании, стала подготовка к отчётно-выборной конференции СЖ края, которая состоится в марте следующего года. Секретарь краевого Союза Тамара Тлустая рассказала о тех необходимых процедурах, которые каждая первичка должна провести до начала этого мероприятия. Обсудили и вопрос подготовки к предстоящему в сентябре фестивалю прессы «Вся Россия», который, по традиции, пройдёт в Дагомысе. Кроме того, Тамара Тлустая озвучила приятную статистику: за последний год в нашем полку прибыло – в Союзе журналистов Ставрополья сейчас числятся 631 человек, а не 565, как в прошлом году. За пять лет Союз прирос 82 новыми членами, в том числе и прибывшими к нам из других республик и даже государств. Не обошлось и без потерь – за это время ушли из жизни 12 наших коллег, ещё девять выбыли из рядов ставропольского СЖ: кто-то по причине смены места жительства, кто-то решил выйти из рядов организации по личным мотивам.

Не обошли собравшиеся вниманием и вопрос конкурсов и получение грантов. Как известно, в крае учреждены два крупных конкурса для печатных и электронных СМИ: конкурс имени Германа Лопатина и конкурс имени Ивана Зубенко. Отрадно отметить, что участие в них отныне не только престижно, но и весьма прибыльно для журналистов. Пожалуй, впервые за всю почти полувековую историю в этом году лауреаты получили солидные денежные вознаграждения. Что, безусловно является стимулом для участия в этом мероприятии. А поскольку критерии отбора конкурсантов и требования к качеству представляемых ими работ высокие, то в конечном итоге «Лопатин» способствует повышению качества и ставропольской журналистики в целом.

 Вероятны изменения и в процедуре участия в другом конкурсе – имени бывшего председателя краевого СЖ Ивана Зубенко. Судьба у этого журналистского состязания была непростой – не раз проведение конкурса из-за недофинансирования оказывалось под вопросом. Тем не менее несколько лет назад его удалось возродить усилиями руководства СЖС и Ставропольского государственного аграрного университета. Ныне проведение конкурса на лучшие публикации в районных газетах по аграрной тематике находится под патронатом краевого министерства сельского хозяйства. Перед которым правление СЖС намерено поставить вопрос о возможности участия в мероприятии не только районных, но и краевых газет.

 

Журналист не должен быть марионеткой

После решения организационных и иных вопросов председатель СЖС Василий Балдицын рассказал коллегам об итогах международной конференции «Свобода СМИ в условиях нестабильности», прошедшей недавно в Вене. И поделился впечатлениями от увиденного и услышанного на мероприятии, организованном Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

– Мы ожидали, что речь будет идти о множествах острых вопросов, стоящих перед мировым журналистским сообществом, – сказал он. – Однако несмотря на целый ряд проблемных зон в Старом Свете речь на конференции в основном шла о кризисе на Украине. Потому, увы, данное мероприятие в целом носило чётко направленный антироссийский характер. Этому способствовала агрессивная позиция украинской делегации, поддержанная некоторыми модераторами. Набор заезженных пропагандистских клише, казалось бы, забытый после «холодной войны», вновь звучал здесь в полный голос.

Дух конфронтации на конференции, по мнению В. Балдицына, был создан в основном усилиями украинской делегации с подачи их заокеанских кураторов. Главным глашатаем антироссийской позиции стала пресс-секретарь МИД Украины Марьяна Беца, за спиной которой в буквальном смысле сидел официальный представитель США и диктовал, что именно и в какой тональности ей говорить. Впрочем, как ни старались некоторые участники конференции выставить российскую делегацию эдакими мальчиками для битья, им это не удалось. Кроме того, несмотря на агрессивный, ничем не аргументированный характер выступлений представителей медиасообщества Украины и общий негативный по отношению к России тон на форуме звучали и здравые голоса. По мнению многих выступавших, журналистика не должна превращаться в пропаганду даже в критических ситуациях, в том числе во время военных действий, а сотрудники СМИ не могут быть оружием недобросовестных манипуляторов.

Но, к сожалению, общий настрой европейцев был более чем красноречиво продемонстрирован в Вене. Вместо объективного обсуждения вызовов, стоящих перед мировым сообществом и роли СМИ в их решении, разговор в основном сводился к тому, что «Россия себя неправильно ведёт». Причём без конкретной мотивации таких выводов. Все резоны истеричных критических нападок на нашу страну сводились к незамысловатому обоснованию: «Потому что гладиолус».

Тем не менее, подчеркнул В. Балдицын, российская делегация не опустилась до банальной перебранки и выяснений в духе «сам дурак». А наоборот, призвала коллег перестать быть орудием в руках политтехнологов и вернуться к своему прямому предназначению – быть глазами и ушами общества, помогать стране и своему народу выявлять и решать наболевшие проблемы. В свою очередь, председатель СЖР Всеволод Богданов, стремясь наладить конструктивный диалог, пригласил украинских коллег принять участие в XXI Фестивале прессы «Вся Россия».

Комментарии ()