еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Потрёпанную коронавирусом экономику ждёт испытание углеродным налогом

Не успел закончиться период летних отпусков, как федеральное правительство бодро отрапортовало о завершении работы над национальным планом по восстановлению экономики страны. Складывалось такое впечатление, что министры, позабыв про отпуск и прочие житейские дела, только тем и занимались три месяца, что проводили сложные расчёты, вырабатывая оптимальную модель выхода России из коронавирусного кризиса.

Немного смущало, правда, что в соответствии с президентским поручением этот план они обязаны были представить не позднее 1 июня текущего года. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Теперь необходимо ещё немного запастись терпением и дождаться его утверждения, что, по информации первого вице-премьера правительства Андрея Белоусова, должно произойти до конца сентября 2020 года. «План восстановления экономики закончен. Его надо синхронизировать с прогнозом социально-экономического развития, поэтому он до сих пор не утверждён, поскольку прогноз ещё дорабатывается, вносятся последние штрихи. Он будет идти параллельно с прогнозом», — заверил курирующий разработку национального плана первый вице-премьер.

Остаётся только надеяться, что доработка прогноза социально-экономического развития не растянется ещё на три месяца. Иначе может случиться так, что, когда все необходимые документы наконец-то разработают и синхронизируют, возникнут новые проблемы и всю бумаготворческую работу придётся начинать заново.        

Россия угодила в «углеродную» ловушку

О том, что нет никаких оснований исключать такой сценарий развития событий, можно судить по информации, промелькнувшей в некоторых изданиях под занавес ушедшего лета. По крайней мере, такой вывод напрашивался из заявления заместителя председателя Совбеза Дмитрия Медведева, сделанного им 26 августа 2020 года. После перехода на новую работу Дмитрий Анатольевич стал реже выступать с публичными заявлениями. Но здесь был особый случай. Тема проведённого им совещания касалась обеспечения долгосрочных интересов России в условиях введения в Евросоюзе с 2025 года так называемого углеродного налога.

Что же так встревожило зампреда Совбеза Дмитрия Медведева, что он, отодвинув на задний план нынешние серьёзные трудности, предпочёл поговорить о проблеме, с которой нашей стране предстоит столкнуться через четыре года?

Причина его беспокойства заключалась в том, что уже в следующем году страны Евросоюза запланировали включить  в своё законодательство о климате механизм взимания углеродного налога. А начиная с 2025 года новым налогом будет облагаться вся продукция зарубежных компаний, произведённая с высоким уровнем выбросов парниковых газов.

Когда эксперты подсчитали, как это отразится на наших базовых отраслях, они в один голос заговорили о том, что отечественную экономику в ближайшем будущем ожидают серьёзные испытания. Пострадать могут чёрная и цветная металлургия, энергетика, химическая промышленность. В зоне риска  окажется также добыча угля, нефти и газа.

 «Этот углеродный налог резко увеличит конкурентоспособность товаров из европейских стран по отношению к другим государствам, включая нашу страну, - заявил Дмитрий Медведев. - По сути это такой скрытый протекционизм, правда, под очень благовидным предлогом, который будет мешать доступу наших товаров на рынок Европейского союза».

Но, если вспомнить, годом ранее, 23 сентября 2019 года, находясь в кресле руководителя правительства, Дмитрий Анатольевич не увидел никаких рисков, подписывая документ о ратификации Россией Парижского соглашения о климате. Тогда он был убеждён, что поступает правильно. «Документы, сомнений нет, мы примем, которые связаны с исполнением Парижского соглашения. Самое главное, чтобы сама экономика была нацелена на исполнение соответствующих требований Парижского соглашения», - словно о чём-то будничном и малозначительном высказался тогда экс-премьер Медведев. После чего поспешил добавить: «Это всё важно и полезно, но требует довольно значительных инвестиций».

Теперь же, когда за восемь месяцев напряжённой борьбы с последствиями пандемии коронавируса экономика страны потеряла не менее 5 трлн рублей, а в Фонде национального благосостояния осталось больше приятных воспоминаний, чем денежных средств, при этом федеральный долг страны как по внешним, так и по внутренним обязательствам превысил 14,5 трлн рублей, ни о каких значительных инвестициях в модернизацию российской экономики говорить уже не приходится. Удержаться бы на плаву и не допустить дальнейшего сползания в пропасть – вот, пожалуй, самая главная задача сегодняшнего дня.

Но никто не освобождал нашу страну от выполнения взятых на себя обязательств в рамках Парижского соглашения. Получается, что российское  правительство само завело страну в ловко расставленную европейскими государствами ловушку, выйти из которой без ощутимых экономических или репутационных потерь (а может быть, и тех, и других) вряд ли получится.

Президент США посчитал, что прибыль важнее изменения климата

Совсем иначе в подобной ситуации повели себя Соединённые Штаты Америки. Когда там оценили риски от предполагаемого введения ограничений, они не стали терзаться  сомнениями и испытывать угрызения совести, а просто взяли и заявили о прекращении своего участия в Парижском соглашении 2015 года. Причём сделано это было настолько вызывающе, словно американцы хотели показать всему остальному миру, что его мнение их абсолютно не волнует.

Всего через полгода после своего вступления в должность 1 июня 2017 года президент Дональд Трамп в свойственной ему манере заявил: «Для того чтобы выполнить мой священный долг, чтобы защитить Соединённые Штаты и американских граждан, я должен отказаться от участия в Парижском климатическом соглашении». И тут же поспешил обвинить данное соглашение в его несправедливости по отношению к США. А чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений относительно правильности сделанного шага, Трамп привёл всего две цифры, которые красноречиво говорили сами за себя. С его слов выходило, что, придерживаясь соглашений по климату, Америка неизбежно потеряла бы 3 трлн долларов и 6,5 млн рабочих мест. Понятное дело, что такие жертвы не соответствовали выбранной политике «Америка прежде всего».

После этого последовали робкие возмущения руководителей некоторых европейских стран, заявивших о том, что международные соглашения не могут пересматриваться по требованию одного государства. Но это уже никак не могло повлиять на принятое Трампом решение.

Сама процедура выхода Соединённых Штатов из Парижского соглашения должна завершиться 4 ноября 2020 года. По странному стечению обстоятельств это произойдёт на следующий день после выборов президента США. И здесь уже не важно, кто из нынешних претендентов на президентское кресло окажется победителем.     

«Где наше не пропадало»

Это может показаться удивительным, но в руководстве нашей страны пока ещё нет единого мнения, как реагировать на свалившуюся новую беду. То совещание, которое в конце августа проводил зампред Совбеза Дмитрий Медведев, завершилось жизнеутверждающим призывом: «Надо подумать о том, как поддержать наиболее уязвимые предприятия и отрасли, в случае если такие решения вступят в силу». Причём никакой конкретики не было озвучено.

А вот здесь в самый раз прикинуть, сколько может недосчитаться российский бюджет в случае, если заработает в полную силу навязываемый европейцами углеродный налог.

Так уж исторически сложилось, что примерно половина нашего экспорта поставляется в страны Евросоюза. В прошлом году Россия поставила в страны ЕС продукции на 189 млрд долларов. По самым скромным подсчётам, введение нового углеродного налога может обойтись отечественным товаропроизводителям  до 2030 года примерно в 50 млрд долларов. Больше всего пострадают производители никеля, меди и природного газа. Объяснение такому феномену довольно простое - при производстве их продукции выбросы углекислого газа в два-три раза превышают европейские стандарты.

Потери только одного «Газпрома» Минэкономразвития оценило в сумму, превышающую 8 млрд долларов. А это очень ощутимый удар по финансовому благополучию одного из крупнейших налогоплательщиков России.

К слову сказать, это не единственная неприятность, с которой придётся иметь дело компании, позиционирующей себя как «народное достояние». Неожиданно выяснилось, что объёмов добычи газа на одном из крупнейших месторождений России — Чаяндинском — может не хватить, чтобы заполнить газопровод «Сила Сибири». Под угрозой срыва рискует оказаться тридцатилетний контракт на поставку газа между Россией и Китаем, а «Газпром» рискует потерять более 1,5 триллиона рублей.

В начале 2020 года было завершено строительство второй нитки «Турецкого потока». После чего Турция в семь раз сократила объёмы закупаемого в «Газпроме» газа. Это дало основание экономистам утверждать, что данный проект никогда не сможет окупиться.

По-прежнему туманной остаётся судьба «Северного потока-2». И здесь потенциальные убытки могут превысить 10 млрд долларов. 

Как результат, по итогам первого квартала 2020 года убытки ПАО «Газпром» составили 306,2 млрд рублей, в то время, как за аналогичный период прошлого года прибыль компании составила 199,5 млрд рублей.

Не намного лучше та ситуация, в которой оказались «Роснефть» и другие крупные отечественные компании. Конечно же, при желании все эти проблемы можно попытаться списать на коронавирус, санкции и нервозность от ожидания введения нового углеродного налога. Но что-то подсказывает, что многие из перечисленных проблем были порождены откровенным головотяпством и поразительным непрофессионализмом, как модно сейчас говорить, капитанов отечественного бизнеса.

Самое удивительное, что просчёты и недальновидные решения топ-менеджеров никак не отразились на размере получаемого ими вознаграждения. А раз так, то стоит ли тогда удивляться, что в один не очень прекрасный момент «народное достояние» может неожиданно уплыть в счёт оплаты долгов, с такой лёгкостью наделанными российскими олигархами? И как не хотелось бы, чтобы нам ещё пришлось  доплачивать за поставляемую за рубеж продукцию. Причём не важно, по какой причине – за  долги капитанов отечественного бизнеса или за европейский углеродный налог.

 

Комментарии ()

  1. Виктор 18 сентября 2020, 12:11 # 0
    «Как всегда» Россия с не удивительным упорством 20 с лишним лет копала «углеродную ловушку» для своей экономики.
    Теперь, также «как всегда», будет её закапывать. Пограничный углеродный налог это очередная страшилка, придуманная Брюсселем, чтобы заставить страны экспортеры продукции в ЕС ввести в своих странах углеродный налог, дабы сохранить конкурентоспособность европейской продукции на мировых рынках. (Углеродный налог в странах ЕС в размере 30 Евро введен с 2013г.) Прямое введение странами ЕС пограничного углеродного налога на импорт углеводородов, металла и т.д., значительно ещё более подорвет конкурентоспособность в первую очередь европейской продукции, а также станет драйвером удорожания продукции для потребителей стран ЕС.