еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Постой, мусоровоз, не взлетайте тарифы, регоператор, нажми на тормоза…

В очередной раз приходится признать, что не всегда за красивыми словами и многочисленными обещаниями следуют такие же, не уступающие по красоте и смысловой нагрузке дела. Подобного рода невесёлые мысли приходят на ум после недавних решений, принятых на самом высоком государственном уровне и кардинальным образом меняющих ход широко разрекламированной «мусорной реформы». Многие уже заговорили о её провале, который случился ещё до того момента, когда эта самая реформа должна была стартовать. Несмотря на довольно резкую оценку происходящих событий тем не менее с высокой степенью вероятности можно утверждать, что она является вполне заслуженной.

Наш паровоз вперёд не полетел…

Довольно тревожный звонок прозвучал 25 декабря 2018 года. В этот день был подписан Президентом России Владимиром Путиным и официально опубликован Федеральный закон № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Несмотря на своё незамысловатое название данный закон вызвал серьёзное смятение в умах и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Иной реакции на случившееся трудно было ожидать.

Посудите сами. Теперь, в соответствии с новым законом, для тройки городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - старт «мусорной реформы» откладывается аж до 1 января 2022 года. Более того, те мусорные свалки, которые существовали без необходимых разрешительных документов, получили право на вполне законных основаниях продолжить свою работу ещё целую пятилетку. Правда, с одной небольшой оговоркой: для легализации прежде незаконной деятельности владельцы мусорных полигонов должны будут обзавестись неким разрешением, выдаваемым на региональном уровне. Но при их возможностях, описываемых тремя волшебными словами  «всё могут короли» (даже если эти короли - мусорные), никаких препятствий для процветания такого сомнительного бизнеса в принципе не должно возникнуть.

Не позабыли народные избранники и об остальных субъектах федерации, сделав небольшой реверанс в их сторону. На всякий случай в вышеупомянутый закон депутаты включили норму, позволяющую губернаторам не только поменять регоператора, но и разрешающую ещё некоторое время поработать на ниве сбора и утилизации  отходов по старой схеме. Объяснение такому феномену может быть только одно - в Госдуме не слишком поверили в успех грандиозных мусорных преобразований, поэтому заблаговременно решили подстраховаться, подготовив пути к отступлению.

Вы самое слабое звено!

Можно, конечно же, полюбопытствовать, кто первым  дрогнул на передней линии борьбы за цивилизованные способы обращения с бытовыми отходами. Ответом на этот вопрос является список депутатов, внёсших 7 ноября 2018 года на рассмотрение в Госдуму пресловутый законопроект № 581681-7, который спустя семь недель превратился в Федеральный закон № 483.

Первым в этом списке значится Владимир Ресин, ещё не так давно занимавший должность первого заместителя мэра Москвы. Далее следует Ирина Белых, руководившая советом муниципальных образований Москвы. Здесь же находится Николай Гончар, в своё время возглавлявший Московский городской Совет народных депутатов, а ныне являющийся секретарём московского отделения Единой России. Кроме них, в списке подписантов оказались председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина и бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Дивинский.

Не исключено, что после такого знакомства с инициаторами «нажать на тормоза» у кого-то могли возникнуть мысли относительно лоббирования чьих-то интересов или, чего хуже, коррупционной составляющей. Но все сомнения на этот счёт были развеяны заключением правового управления Госдумы, ничего подобного в законопроекте не усмотревшем.

Интересно также, что, как только в думских коридорах стало известно об этой инициативе, к ней тут же выразили желание присоединиться сын известного питерского мушкетёра Сергей Боярский, конькобежка Светлана Журова, бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко и ещё несколько депутатов. За компанию с ними свою подпись поставил даже депутат от Ставрополья Александр Ищенко. Возможно, этот душевный порыв группы депутатов должен был продемонстрировать обеспокоенность проблемой в самых широких слоях народных масс. По крайней мере, так должно было показаться со стороны.

Четвёртый блин тоже комом

Примечательно, что в тот же день, когда был опубликован текст закона, в экстренном порядке прошло совещание в Общественной палате России. Самое большое возмущение у общественников вызвала информация о легализации нелегальных свалок. Якобы это даст возможность регионам плавно перейти к новым правилам обращения с отходами. Комментируя данную новость, председатель Общественной палаты РФ Валерий Фадеев не скрывал своего разочарования. По его словам выходило, что очередное, четвёртое по счёту, откладывание старта реформы способно обернуться серьёзными народными волнениями. «Народ уже не хочет ничего - ни мусорных станций, ни сортировки. Люди злы, и лично я бы не поехал туда, где очень сложная ситуация», - откровенно признался Валерий Фадеев.

Ещё более жёстко выступила председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. Она даже предположила, что депутаты и сенаторы голосовали за принятие закона, «не подумав, что это коснётся каждого». «Как пришло в голову остановить реформу, которая далась с таким трудом? У нас нет никаких четырёх лет, за четыре года мы все зарастём мусором!» - не скрывала своего возмущения она.

После долгой и жаркой дискуссии собравшиеся сумели прийти к неутешительному выводу о том, что  деваться некуда, надо остановиться и подумать, что дальше делать с реформой. Большинство из них абсолютно не устраивал первый опыт реформирования. Их общее мнение звучало как приговор:  «Реформа обращения с отходами, начавшаяся в ряде регионов РФ с 1 января 2018 года, показала свою невосприимчивость к правилам справедливой конкуренции, неспособность к сохранению и развитию малого предпринимательства, стремление к росту затрат и неумение органов государственной власти «умерить аппетиты» региональных операторов, что сказалось на тарифах, а также выявило их неспособность и нежелание собственными ресурсами строить объекты переработки отходов и бороться со свалками».

Что же касается самих регоператоров, то неожиданно выяснилось, что из ярых сторонников и основной движущей силы мусорной реформы они вдруг превратились в заурядных попрошаек. Всё, на что хватило у них ума и сил, так это на то, чтобы направить президенту страны жалостливое письмо, в котором они изложили свои соображения по поводу заниженных (на их взгляд) тарифов и недостаточного уровня господдержки. После таких откровений уверенности в успехе затеянной реформы значительно поубавилось.

Их бронепоезд всегда на запасном пути…

Ещё одно знаковое событие произошло 14 января 2019 года, когда был опубликован Указ Президента РФ Владимира Путина о создании компании «Российский экологический оператор», призванной отвечать за реализацию госпрограмм по обращению с отходами, а также за привлечение частных инвесторов, изъявивших желание вкладываться в мусорный бизнес. Правом учреждать данную компанию наделили Минприроды России, в руках которого, таким образом, оказались все полномочия в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами. Но самое главное, новая госкорпорация «РЭО» будет решать, кому и сколько выделить средств господдержки. Наряду с тем, что «РЭО» самостоятельно станет разрабатывать правила игры на мусорном рынке, это делает новую компанию весьма могущественной и уважаемой структурой, подружиться с которой, а, ещё лучше возглавить которую захотели бы многие.

Но здесь, скорее всего, сработает старое правило, суть которого заключается в словах «чужие здесь не ходят». В прессе уже появились предположения о том, что вероятным «мусорным главнокомандующим» станет кто-то из «великолепной четвёрки», в настоящее время контролирующей основные мусорные потоки не только в столичном регионе, но и за его пределами. По словам журналистов, основная интрига будет заключаться в том, кто же в конечном итоге - представители семейства Генпрокурора России Юрия Чайки, олигарха Геннадия Тимченко, руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова или группы предпринимателей, близких к мэру Москвы Сергею Собянину - станет во главе Российского экологического оператора. Хотя, по большому счёту, большое значение это вряд ли будет иметь. Олигархи на то и олигархи, чтобы уметь договариваться и делить сферы влияния. А в том, что территорий на непаханой мусорной целине хватит для каждого из них, никто даже и не сомневается.

Пока суть да дело…

А тем временем события продолжают развиваться весьма затейливым способом. Уже появилась информация о том, что мусор из Москвы (а это ни много ни мало 500 тыс. тонн в год) планируется вывозить в Архангельскую область на пока ещё не построенный полигон «Шиес». При этом как-то внезапно прекратились разговоры о строительстве в Подмосковье четырёх мусоросжигательных заводов, которые пообещал построить за бюджетные миллиарды глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Вместо этого заговорили о строительстве по всей стране 40 заводов по сортировке мусора, на что из бюджета запланировано выделить 50-60 млрд рублей. Недостающие примерно 150 млрд рублей власти надеются получить от частного бизнеса.

Появились и совсем фантастические проекты. В частности, по информации главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина, московский мусор, размещённый на архангельском полигоне «Шиес», в дальнейшем планируют экспортировать в Швецию и другие европейские страны. А что, неплохая идея импортозамещения. Не всё же им заваливать нашу страну всякими некачественными  товарами.

Однако самое главное во всей этой истории то, чем она может обернуться для населения. Ещё несколько месяцев назад власти утверждали, что для населения тарифы на ТБО не будут повышены более чем на 5 %. Выступая 14 января на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым, вице-премьер  правительства Алексей Гордеев заявил, что стоимость данной услуги составит порядка 130 рублей в месяц на человека. Таким образом, семья из четырёх  человек вынуждена будет раскошелиться более чем на 500 рублей. А это уже существенная сумма для многих россиян.

Если подытожить сказанное выше, можно прийти к вполне логическому выводу. С мусорной реформой явно перемудрили и многого не учли. Попытка в авральном режиме подремонтировать поезд, уже набравший приличную скорость, вряд ли может привести к чему-нибудь хорошему. Вошедшие во вкус отечественные олигархи, вспомнившие крылатую фразу одного чудаковатого римского императора «деньги не пахнут!», способны преподнести ещё множество сюрпризов.

Вполне может статься так, что мусорную реформу ещё не раз попытаются подправить. Главное, чтобы за всеми этими пуско-наладочными работами не позабыли о самом главном, ради чего эта реформа затеивалась. Ну и, конечно же, чтобы в очередной раз не переложили весь груз реформирования на плечи простых граждан.

Комментарии ()