Восемнадцать уголовных и 21 административное дело за бездарно профуканные почти полмиллиарда бюджетных рублей – таковы итоги деятельности Контрольно-счётной палаты Ставропольского края за прошлый год. Многостраничный отчёт о работе ведомства, представленный в Думе края руководителем КСП СК Андреем Колесниковым, оказался в распоряжении редакции «Ставропольского репортёра».
Как следует из документа, в прошлом году КСП СК провела 36 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, 16 из которых прошли совместно с правоохранительными и надзорными органами. Всего же было проверено 116 так называемых объектов, использовавших средства краевой казны.
Неэффективные менеджеры
Общий объём бюджетных денежных средств, оказавшийся в распоряжении различных министерств, ведомств и организаций, составил почти 15 миллиардов рублей, из которых более 411,7 миллиона были потрачены с нарушениями — 139 выявленных фактов. По словам главы КСП СК Андрея Колесникова, из общего объёма выявленных финансовых нарушений абсолютное большинство, а конкретно 89 случаев, относятся к государственным и муниципальным закупкам. Ещё 26 — к случаям нарушений при формировании и исполнении бюджетов, 17 — к распоряжению государственным и муниципальным имуществом, 14 — к неэффективному использованию бюджетных средств, 7 — к нарушению бухгалтерской отчётности.
В итоге в уполномоченные органы и суды края КСП СК направила 31 материал, после рассмотрения которых были вынесено 21 постановление о привлечении к административной ответственности, возбуждены 18 уголовных дел.
«Наиболее распространёнными нарушениями, выявленными в сфере государственных и муниципальных закупок, являются завышение начальной (максимальной) цены контракта, неправомерная оплата работ и услуг, которые фактически не выполнены, неприменение заказчиками штрафных санкций к нерадивым подрядчикам, низкий уровень ведомственного контроля в указанной сфере», — перечислены в докладе основные болевые точки выявленных КСП СК финансовых нарушений в регионе.
Во всём виноваты дырки в законе
Особую озабоченность вызывают строительные государственные и муниципальные контракты, особенно в сфере реализации на Ставрополье двух из 13 нацпроектов. Как следует из доклада, 11 из 13 реализуемых в регионе нацпроектов проходят, как говорится, без сучка и задоринки. А вот с исполнением нацпроектов «Безопасные и качественные дороги» и «Демография», связанных со строительными работами и где речь идёт о дорожном строительстве, возведении детских садов, школ и тому подобных детских объектов, дело обстоит не совсем радужно. Финансовые нарушения и зачастую откровенное воровство бюджетных средств при реализации этих двух нацпроектов происходят с пугающей частотой.
Причина — несовершенство нынешнего ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Если говорить по-простому, то на сегодняшний день в аукционе на строительство того же детского сада может принять участие любой желающий, допустим, фирма «Рога и копыта», у которой за душой, образно говоря, стул, стол и дырокол. А победителем в торгах признаётся тот участник, который предложит максимально низкую цену за свою работу.
И он зачастую, получив выгодный контракт, не в состоянии его реализовать по причине отсутствия материально-технической базы, спецтехники, профессионального коллектива. Отсюда и срывы сроков сдачи объектов, некачественное строительство зданий и автомагистралей и, как следствие, недовольство людей, обращённое против представителей власти, которые якобы отдают контракты кому попало.
Однако кардинально изменить ситуацию, отсеяв ещё на этапе приёма заявок на торги ненадёжные фирмы и фирмочки на региональном уровне, невозможно — для этого нужно решение федерального центра.
Впрочем, некоторые шаги, которые подвластны региональному правительству, на Ставрополье уже сделаны. В качестве своеобразных рычагов воздействия против уплывания бюджетных денег при строительных контрактах предложен такой алгоритм проведения госзакупок: выставлять на торги строительный лот не целиком, а разбив его на этапы. И за срыв работ на том или ином этапе строительства с подрядчиком может быть расторгнут контракт, что и прописывается в условиях договора.
Но тут, думается, важно не перегнуть палку и не наказать без вины виноватого исполнителя, который затянул с реализацией этапа по объективным причинам. К ним, например, можно отнести нынешнюю сложную экономическую и геополитическую ситуацию в стране, когда те же строительные материалы и логистические услуги растут, как на дрожжах, разорваны многие бизнес-связи с зарубежными партнёрами и т.д.
Нормальные герои всегда идут в обход
Однако валить всё на несовершенство законодательства, как любят это делать чиновники, не стоит. И на местах «умных голов», не способных просчитать ситуацию даже на полшага вперёд, предостаточно.
Например, на Ставрополье построили оказавшийся абсолютно бесполезным пункт весового контроля грузового транспорта. Выбросили на этот объект в прямом смысле слова 51,6 млн рублей. Дело в том, что пункт установили на трассе, которая соединяет Ставрополь с посёлком Тоннельным и станицей Барсуковской.
По задумке авторов проекта, этот пункт должен был принести краевой казне солидный барыш, в автоматическом режиме взвешивая большегрузы и накладывая штрафные санкции на хозяев грузовиков за перегруз. На деле же бюджет понёс сплошные убытки. Поскольку прямо рядом с трассой, на которой установлен данный пункт, проходит другая дорога, и по ней водители грузовиков, посмеиваясь, спокойно объезжают весовой контроль.
И какими пробелами в законах можно объяснить, например, целых 48 финансовых нарушенй в Андроповском муниципальном округе при использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Ставропольского края бюджету Андроповского муниципального округа? Объём проверенных средств составил 218 562,40 тыс. рублей.
Итог: при проверке реализации в муниципалитете нацпроектов «Культура», «Образование», «Демография», «Жильё и городская среда» выявлены 11 нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью, 31 нарушение при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, неэффективное использование бюджетных средств в объёме 554,9 тыс. рублей. Сейчас этими материалами КСП СК занимается прокуратура края.
Также главный надзорный орган края с подачи КСП СК работает сейчас на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на предоставление жилых помещений или социальных выплат на приобретение жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку, как выявили аудиторы палаты, из проверенного объёма денежных средств в 621 081 тыс. рублей сумма шести обнаруженных финансовых нарушений потянула на 10 818,70 тыс. рублей.
Это: 1 нарушение в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью; 5 нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и неэффективное использование бюджетных средств в объёме 108 606,70 тыс. рублей.
Что скажут чекисты?
Однако нарушения, оказавшиеся объектом внимания прокуратуры края, – так сказать, цветочки. Ягодками, то есть серьёзными финансовыми мутными схемами, занимается УФСБ по Ставропольскому краю.
Например, на рассмотрении у чекистов, а параллельно в полиции и прокуратуре края сейчас находятся материалы по проверке законности и результативности использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет» в рамках национального проекта «Демография».
Объём проверенных средств составил 2 825 721,60 тыс. рублей. Общая сумма 12 финансовых нарушений составила 23 655,30 тыс. рублей. Судя по отчёту КСП СК, в данном плане «отличились» Будённовский, Кировский, Кочубеевский, Шпаковский, Предгорный, Георгиевский округа, Ессентуки, Железноводск и Ставрополь.
Проверяет ФСБ и куда девались деньги, выделенные СХПК «Кировский» на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем. КСП СК проверила, как аграрии использовали 186,9 млн выделенных им бюджетных рублей и обнаружила, что почти полтора миллиона потрачены как-то подозрительно неэффективно.
Что касается финансовых выкрутасов, уже прошедших через руки краевой ФСБ, то, в частности, после проверки вопросов использования бюджетных средств при госзакупках в рамках краевой программы «Развитие транспортной системы» уже возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), поскольку махинации здесь исчисляются десятками миллионов рублей.
И такими же десятками миллионов рублей исчисляются убытки казне, на чиновничьем языке называемые «неэффективным использованием бюджетных средств», а на бытовом – воровством этих самых средств.
Комментарии ()