еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Пока ЧС не грянет, закон не переделают

Фото:

         В прошлом году в нашей стране произошло два события, в результате которых в обществе разгорелась острая дискуссия о необходимости ужесточения требований природоохранного законодательства и усиления мер ответственности за возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. Первое из них имело место в заполярном Норильске, где в конце мая 2020 года вследствие разрушения одного из топливных резервуаров, принадлежащих входящей в структуру «Норникеля» компании, в почву и водные объекты попало более 20 тыс. тонн нефтепродуктов. Нанесённый природе ущерб экологи оценили примерно в 146 млрд рублей. После непродолжительного судебного разбирательства «Норникель» признал свою вину и в полном объёме заплатил за нанесённый природе вред.

 

Не все бизнесмены научились аккуратно работать

 

         Ещё одно резонансное событие стало достоянием гласности в сентябре 2020 года, когда после многочисленных протестов горожан власти Иркутской области вынуждены были ввести режим ЧС регионального уровня в Усолье-Сибирском.

Основанием для принятия такого решения послужила необходимость срочного выполнения мероприятий по ликвидации последствий, вызванных безответственными действиями руководства ООО «Усолье-Химпром». По предварительным оценкам специалистов, на рекультивацию промышленной площадки предприятия, которое на протяжении нескольких последних лет уже не работало, требовалось более 1 млрд рублей.

Проблема состояла только в том, что заставить собственников ООО «Усолье-Химпром» прибрать за собой и заплатить за нанесённый природе ущерб было невозможно. Они заблаговременно уехали за границу поближе к своим офшорным счетам. Поэтому за грехи недобросовестных бизнесменов пришлось отдуваться государству. Правительство двумя траншами отправило сначала 400 млн рублей, а затем ещё 113 млн. рублей, чтобы оплатить выполнение первоочередных мероприятий. Учитывая, что с проблемой Усолья-Сибирского намереваются справиться не ранее 2024 года, можно не сомневаться, что этими траншами бюджетные расходы не ограничатся.

         Вполне очевидно, что перспектива в постоянном режиме «зачищать хвосты» за нашкодившими коммерсантами не устроила руководство страны.  2 августа 2020 года по итогам совещания «Об экологической ситуации в Усолье-Сибирском Иркутской области» Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал поручение, в соответствии с которым федеральному правительству надлежало оперативно разработать предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений,  предусматривающих особенности ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) на объектах промышленной инфраструктуры, выводящихся из эксплуатации. А спустя девять месяцев глава государства конкретизировал своё поручение, обязав правительство в срок до 31 декабря 2021 г. «обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих выполнение собственниками объектов промышленной и иной инфраструктуры, в результате деятельности которых причиняется вред окружающей среде, обязанности по своевременной ликвидации такого вреда на всех стадиях жизненного цикла указанных объектов, включая финансовое обеспечение выполнения данной обязанности».

 

«Любишь кататься – люби и саночки возить»

 

         Надо отдать должное, на этот раз выполнение президентского поручения не вызвало никаких трудностей. На заседании Правительства РФ, состоявшемся 14 октября 2021 года, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был одобрен.

 20 октября законопроект поступил в Госдуму, где ему присвоили номер 4764-8 и направили в Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В правительстве рассчитывают, что новые поправки смогут заработать в полную силу с 1 сентября 2022 года. Правда, многое при этом будет зависеть от действий профильного комитета, возглавляемого бывшим руководителем Минприроды России Дмитрием Кобылкиным.

         При разработке поправок к закону «Об охране окружающей среды» чиновники из федерального правительства неожиданно для себя сделали потрясающее открытие. Оказывается, недобросовестные дельцы на протяжении многих лет их элементарно водили за нос. Те попросту выжимали все возможности из собственных предприятий. А когда дело доходило до рекультивации загрязнённой промышленной деятельностью территории, они объявляли не способные приносить прибыль предприятия банкротами, в результате чего проблемные объекты становились «бесхозяйными».

После такого фокуса ликвидация накопленного вреда окружающей среде становилась головной болью властей субъекта Российской Федерации и муниципалитетов, на территории которых обнаруживался  экологически опасный «бесхозяйный» объект. Ну а если масштаб проблемы оказывался очень большим, к её решению подключалось также Минприроды России. В любом случае за безответственные действие предпринимателей приходилось расплачиваться бюджетными средствами.

         И вот теперь эту порочную схему решили окончательно сломать и сделать так, чтобы собственники промышленных объектов в полном объёме отвечали за ликвидацию последствий их негативного воздействия на экологию. В частности, поправками в закон предусмотрено, что  за пять лет до конца срока эксплуатации потенциально опасных объектов их владельцы должны будут разработать план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате его эксплуатации.

Данный план необходимо будет представить для прохождения государственной экологической экспертизы, после чего составить смету стоимости реализации ликвидационных мероприятий. В завершение всего владельцу объекта необходимо будет решить вопрос с финансовым обеспечением предстоящих ликвидационных мероприятий, одним из вариантов которого может быть создание своеобразного резервного фонда.

         Кроме того, в законопроекте прописано положение, в соответствии с которым все денежные средства, поступающие в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологических штрафов и платежей по судебным искам о возмещении нанесённого природе вреда, будут направляться исключительно на природоохранные мероприятия.

До последнего времени они не использовались по целевому назначению и просто растворялись в бюджете. Так, за период с 2018 года  по 2020 год в бюджет поступило около 39 млрд рублей экологических платежей. При этом субъекты Российской Федерации профинансировали природоохранные мероприятия всего на 721 млн рублей, что составило 2% от суммы поступлений. Теперь же в соответствии с новыми требованиями все собранные экологические платежи направят на финансирование мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что позволит заметно оздоровить экологическую ситуацию в регионах.

 

Не всем законопроектам суждено стать законами

 

         Несмотря на такую решительность правительства приучить бизнесменов к соблюдению экологических норм и заставить их уважительно относиться к требованиям природоохранного законодательства некоторые скептики опасаются, что  данный законопроект может постичь та же участь, что и аналогичный проект федерального закона, разработанного правительством в 2017 году.

Речь идёт о законопроекте №113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований».

Он был разработан правительством во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июня 2011 года  по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 9 июня 2011 года и предполагал установление особенностей организации и проведения проверок в отношении объектов, при строительстве, реконструкции которых в настоящее время Росприроднадзором должен осуществляться федеральный государственный экологический надзор вне рамок государственного строительного надзора.

Предложенные законопроектом изменения позволяли повысить эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве и реконструкции объектов. Повышалась также ответственность природопользователей за надлежащее исполнение ранее выданных предписаний. В частности, за невыполнение предписаний Росприроднадзора по составам административных правонарушений штрафные санкции могли достигать 1 млн рублей.

Вполне очевидно, что усиление контроля и жёсткие санкции могли бы уберечь многих бизнесменов от необдуманных действий, представляющих реальную угрозу для окружающей природной среды. Но народные избранники рассудили иначе. Вначале они три года потратили на изучение проекта закона, разработанного правительством страны. Наконец 16 июня 2020 года  Госдума проголосовала за принятие законопроекта в первом чтении.

Не прошло и трёх дней, как в Государственную Думу поступило письмо Правительства РФ с предложением отклонить данный законопроект. Такая непоследовательность действий правительства нисколько не смутила депутатов.

9 июля 2020 года возглавляемый Владимиром Бурматовым Комитет по экологии и охране окружающей среды выдал на правительственный законопроект отрицательное заключение, в котором содержался вывод о нецелесообразности его подготовки ко второму чтению и рекомендовал Государственной Думе отклонить его. Что, собственно говоря, и произошло 14 июля 2020 года, когда депутаты Госдумы проголосовали за снятие законопроекта с дальнейшего рассмотрения.

Имея такой опыт обращения народных избранников с проектами федеральных законов, которые во исполнение президентских поручений разрабатывало правительство страны, невозможно быть абсолютно уверенными в том, что подобным образом они не поступят и с законопроектом, предусматривающим усиление ответственности бизнесменов за неблагоприятные экологические последствия своей деятельности. Как говорится, лоббизм в нашей стране ещё никто не отменял, и с этим приходится считаться.

А вот насколько народные избранники окажутся готовыми защищать экологию и внимательно относиться к поручениям главы государства, можно будет узнать уже в ближайшее время. Прежде всего это будет своеобразным боевым крещением для Дмитрия Кобылкина, который возглавил в новом составе Государственной Думы Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, отвечающий за прохождение в Госдуме разработанного правительством законопроекта.

Комментарии ()