еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Подставив подножку курортам, об их охранных зонах не плачут

Судя по тем событиям, которые в последний день уходящей зимы вызвали эмоциональный шок у многих жителей курортного региона Кавказских Минеральных Вод, группа энтузиастов, занимающих высокие должностные посты на федеральном уровне, решила окончательно добить отечественную курортную отрасль.

29 февраля 2024 года в региональное правительство поступило сразу два обращения, в которых содержались настоятельные рекомендации в течение одного рабочего дня (!) внимательно изучить текст многостраничных документов с тем, чтобы уже в понедельник 4 марта направить в федеральное правительство свои замечания и предложения по ним.

 

Минздрав не ведает, в каких случаях допускается спешка

Автором одного из них оказалось Минэкономразвития РФ, таким образом просто переславшее полученное двумя днями ранее обращение федерального Минздрава, к которому прилагался проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов».

Во втором обращении Минздрав России просил все заинтересованные структуры поделиться своими соображениями относительно проекта правительственного постановления, которым намереваются утвердить «Правила признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом» и «Правила установления, изменения границ и упразднения лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона».

Легкомыслие Минздрава России, определяющего перспективу развития санаторно-курортного комплекса страны, просто поражало. По сути дела, возглавляемое Михаилом Мурашко ведомство предложило решить судьбу курортов впопыхах, не успев даже задуматься о возможных губительных последствиях для курортов от такой необдуманной спешки.

Разумеется, действия Минздрава можно было бы хотя бы как-то оправдать, если бы подготовленные им проекты документов можно было бы отнести к разряду выверенных, грамотно составленных и демонстрирующих государственный подход к решению такой важной задачи. Но в том-то и дело, что, по сложившейся в Минздраве России недоброй традиции, ничего подобного в этих проектах обнаружить не удалось.

Очень сильно перемудрили разработчики Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, когда формулировали порядок их разработки и установления. По их версии, устанавливать округа можно будет только в том случае, если информация о природном лечебном ресурсе внесена в государственный реестр курортного фонда РФ.

 Однако в Правилах ведения госреестра курфонда сказано, что без указания реквизитов решений об установлении для природного лечебного ресурса округа санитарной (горно-санитарной) охраны информацию о нём невозможно будет внести в государственный реестр. Как говорится, круг замкнулся, и мы оказались в ситуации, подобной выяснению, что же первично – курица или яйцо.

Граница первой зоны округа горно-санитарной охраны подземных минеральных вод теперь будет устанавливаться на расстоянии от 15 до 50 метров от источника или оголовка скважины (в зависимости от степени защищённости водоносных горизонтов).

 Что же касается границы второй зоны, то её решено совместить с пространственным контуром залегания подземных минеральных вод, утверждёнными при оценке запасов. Иными словами, при каждом переутверждении запасов вторая зона будет двигаться туда-сюда, создавая предпосылки для судебных споров по поводу нахождения тех или иных объектов в зоне с особым природоохранным статусом.

Не менее оригинально определена также функциональность второй и третьей санитарно-охранных зон. Вторую зону решено устанавливать исключительно для предупреждения бактериального загрязнения природного лечебного ресурса, а третью – только лишь для предупреждения химического загрязнения. По этой логике, можно предположить, что во второй зоне можно «химичить», а в третьей – культивировать зловредные бактерии. Бред, конечно же, полный. Но такой вывод напрашивается из предложенных разработчиками формулировок.

Во второй зоне горно-санитарной охраны теперь снимаются ограничения на вырубку зелёных насаждений. В случае подписания данного постановления (в чём мало кто сомневается) рубить можно будет не только сухие и аварийные деревья, но и те, что просто мешают строительству новых объектов. Для этого необходимо будет просто указать, что возводимые капитальные сооружения имеют отношение к созданию и развитию сферы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

 

Климатические курорты в полупустыне и тундре –

это же так креативно!

В границах третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса предложено запретить размещение 25 видов промышленных объектов. Прежде всего будет запрещено производить кокс, добывать сырую нефть, производить нефтепродукты, эксплуатировать атомные станции, добывать и обогащать железную руду и бокситы.

Так и хочется спросить у тех умных людей, кто составлял такой удивительный перечень: «А что, раньше всем этим можно было заниматься на курортах федерального значения? Или же просто в Минздраве России появились специалисты, основной задачей которых является эпатировать публику?».

«Порадовали» также специалисты из федерального Минздрава предложением сделать необязательной процедуру проведения государственной экологической экспертизы для объектов, строительство которых предполагается в границах округа горно-санитарной охраны подземных минеральных вод. А ещё тем, что предложили использовать пестициды «при массовом распространении опасных микроорганизмов в лесах, имеющих лечебно-оздоровительные свойства». Как говорится, гулять, так гулять.

Не обошлось и без предложений, которые смело можно отнести к разряду «нарочно не придумаешь». Так, в границах второй зоны можно будет обустраивать «огородные земельные участки и палаточные туристические стоянки с централизованными системами водоснабжения и канализации». Интересно было бы узнать: кто-нибудь видел подобную экзотику?

В проекте документа, который намереваются утвердить постановлением Правительства РФ, нашлось место и более смешным ляпам. Речь идёт о морских границах второй зоны при охране лечебной грязи и рапы озёр, которые должны проводиться на расстоянии 2000 метров от береговой линии. Что же касается границ округа санитарной охраны, установленных в целях охраны лечебного климата, то их намереваются прочертить даже в полупустынях и тундре.

 

Кто играет не по правилам?

Ещё большее количество удивлённых вопросов вызывает разработанный в недрах федерального Минздрава проект Правил признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом.

Честно говоря, непонятно, почему пока ещё действующее «Положение» решили заменить на менее солидно звучащие «Правила». Мы привыкли к тому, что правилами определяют правописание, умение прилично вести себя в обществе или же порядок обращения с кошками и собаками. По всей видимости, уже в ближайшем будущем нам придётся поменять свои привычки.

Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с предложенными Правилами, то, что в них отсутствует требование об обязательности получения государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории, претендующей на признание лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом федерального значения. Прежде такое положение дел казалось немыслимым. Но Минздрав постарался и превзошёл самого себя.

Приложением к Правилам является Перечень требований к территориям, признаваемым лечебно-оздоровительными местностями, курортами или курортными регионами федерального значения. Как считают работающие в Минздраве России профессионалы высочайшего уровня, для этого достаточно, чтобы указанная территория «располагала не менее чем одним уникальным природным ресурсом».

Иными словами, если где-то имеется половина скважины и процентов 70 источника, то такую территорию ни при каких условиях нельзя признавать курортом. А вот если там имеется целый источник – тогда добро пожаловать на регистрацию в государственном реестре курортного фонда РФ.

Странным, если не сказать больше, выглядит пожелание разработчиков Перечня требований к территориям рекомендовать признавать курортами федерального значения те из них, где дебит всех минеральных источников окажется больше одного кубического метра в сутки. Да, такого количества минеральной воды вполне достаточно для того, чтобы примерно 500 – 700 человек употребили её по нескольку стаканов за день.

Или же такое количество природного лечебного ресурса позволит отпустить несколько бальнеологических процедур. Вероятнее всего, в Минздраве просто не осведомлены о существовании бальнеологических курортов. В противном случае они подняли бы нижнюю планку, характеризующую дебит источников, примерно на три порядка.

Если кто не забыл, суммарный дебит двух десятков месторождений минеральных вод, эксплуатируемых на КМВ, составляет порядка 17 тысяч кубических метров в сутки. И теперь наши курорты предлагают уравнять с территориями, где обнаружат родник, из которого в течение суток можно будет получить один кубический метр воды. Не правда ли, забавно?

По аналогии с бальнеокурортами решили поступить и с курортами, где основным фактором является лечебный климат. В соответствии с произведёнными в Минздраве расчётами для появления нового климатического курорта вполне достаточно, чтобы его площадь составляла 100 тысяч квадратных метров (или 10 гектаров). Для сравнения, на такой территории может разместиться примерно десять футбольных полей. Но разве кто-либо, кто не выпал из существующей реальности, согласится с тем, что так может выглядеть климатический курорт?

Без всякого преувеличения своеобразной вишенкой на торте следует считать правила, по которым намереваются устанавливать границы курортов федерального значения. Если прежде всё было чётко, однозначно и базировалось на научном подходе, то теперь настало время волюнтаризма. Границами пока ещё действующих курортов Кавказских Минеральных Вод являются границы внешнего контура третьей зоны горно-санитарной охраны этих курортов.

В свою очередь границы охранно-курортных зон были приурочены к геологическому строению недр. Именно по этой причине границы Минераловодского артезианского бассейна совпали с границами курортного региона КМВ.

Теперь же от такой простой и всем понятной логики решено отказаться и устанавливать границы федеральных курортов по контурам границ административно-территориальных образований субъектов РФ. Чем это обернётся на практике, можно пояснить на конкретных примерах.

В случае подписания постановления Правительства РФ, текст которого в настоящее время так бурно обсуждается, в границах курорта Пятигорск окажется полностью Георгиевский район. А в границы курорта Ессентуки попадёт не только Минераловодский район, но и соседний с ним Андроповский район.

Вполне возможно, что кому-то может показаться, что всё это новаторство, демонстрируемое Минздравом России в отношении курортов федерального значения, обусловлено исключительно заботой уважаемого ведомства о процветании санаторно-курортного комплекса нашей страны.

Но что-то подсказывает мне, что ничего хорошего из этой затеи не получится.

 

 

Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()

  1. Валентина Величкина 05 марта 2024, 14:47 # 0
    Спасибо большое тебе за эту замечательную информацию, Максим скажи пожалуйста мне, а к кому надо обратиться чтобы остановить этот кошмар, который ведёт наши КМВ к пропасти из которой невозможно будет выбраться. Очень печально и грустно осознавать что миром правит ХАОС, и эти люди ведут нашу страну к гибели.
    1. Светлана 05 марта 2024, 14:57 # 0
      Уважаемый Максим, большое спасибо за статью. Удивительно, что Минздрав ВООБЩЕ вспомнил о курортах!
      1. Станислав 05 марта 2024, 20:50 # 0
        Вредители! Люди уже и на региональных курортах поднимаются против этого закона. Никому не улыбается перспектива вырубок, поджогов частного сектора и прочих гадостей, которых теперь нужно ожидать от бессовестных застройщиков!
        1. Наталья 12 марта 2024, 20:14 # 0
          У нас сокращается количество источников. Неужели государству не важно сохранить наши курорты? Очень надеюсь, что нас услышат и здравый смысл возобладает!!!