Жёсткая посадка
В программе есть и понятные рыночнику планы: реконструкция готовится в Магнитогорске, Ижевске, Чите – крупных перспективных городах. Сейчас в России 297 аэропортов, а в США, которые вдвое меньше по площади, – более 5 тысяч. Разница почти в 20 раз! Китай развернул программу строительства 200 новых воздушных гаваней. В России всё пока гораздо скромнее.
В
Российские аэропортовые холдинги озадачены: в
Тем не менее ни один крупный игрок с рынка пока не ушёл. На Москву приходится три четверти пассажиропотока, и главные надежды на будущее – перераспределить его в регионы, чтобы два сибирских города не сообщались между собой рейсами через столицу. Но последние крупные частные инвестиции (Петропавловск-Камчатский, Новый Уренгой, Ставрополь) датированы 2017–2018 годами.
У аэропортов, входящих в частные холдинги, обычно лучше финансовые показатели, чем у «одиночек». Среди последних остались привлекательные объекты: Иркутск, Омск, Уфа. Однако крупные российские игроки готовы вкладываться скорее в ближнее зарубежье: Кишинёв, Самарканд, Актобе. Причин может быть несколько: например, власти в Уфе или Казани из политических соображений не планируют продавать принадлежащие им крупные аэропорты. Или «Аэрофлот» объявил о намерении построить международный хаб в Красноярске – и соседние города сразу потеряли привлекательность. В аэропорты с пассажиропотоком менее 400 тыс. людей частник вообще не хочет вкладываться. А у государства никогда не будет денег, чтобы хотя бы восстановить советскую сеть аэропортов в регионах.
Навоз на взлётке
В конце
Пилоты вели самолёт на малой высоте вдоль реки Ижма, предполагая садиться на воду поближе к одноимённому городу. К их удивлению, взлётная полоса ижемского аэропорта, который закрыли для приёма самолётов и использовали только как вертолётную площадку, оказалась в удовлетворительном состоянии. Впоследствии выяснилось, что единственный сотрудник площадки, 52-летний Сергей Сотников, по собственной инициативе и бесплатно продолжал чистить самолётную полосу: убирал мусор, ветки и брёвна, подрезал кусты и деревья.
Лётчики сделали два захода, не веря удаче, садились уже с третьего. Лайнеру типа Ту-154 нужна двухкилометровая взлётно-посадочная полоса, а в Ижме – всего
Сергей Сотников приехал в Ижму работать по распределению 20-летним пацаном, аэропорт как раз открыли. Проработал там всю жизнь: при СССР выходило до 20 рейсов в день. В 90-е аэропорт перестал существовать вместе с малой авиацией, а Сотников официально числился начальником вертолётной площадки: сторож, уборщик, бухгалтер. «Я что? Я просто по взлётке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолёт ветер поднимает – всё летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадёт, будет валяться, люди ещё бутылок накидают…»
Сотникова наградили за подвиг Почётной грамотой Республики Коми. Блогеры собрали ему на снегоход Yamaha, по почте смотрителю приходили небольшие суммы «за уважуху». На них Сотников купил светостарты для вертолётных площадок в Ижемском районе вместо железных горшков на ножках, в которых поджигали смоченную дизтопливом тряпку.
Только через два года про Сотникова вспомнила Москва – дали орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ещё позднее министр транспорта во время визита в Коми сильно удивился, что у «героя Ижмы» нет звания заслуженного работника транспорта, которая даёт прибавку в три тысячи рублей. Однажды американский корреспондент, бравший у Сотникова интервью, сказал, что в США авиакомпания дала бы миллиона четыре долларов «страховых» за спасение самолёта и людей. «А у нас техники «Алросы» самолёт чинили, так авиакомпания даже долги аэропорта за электроэнергию не покрыла», - посетовал Сотников.
После случившегося его несколько раз приглашали в популярные телепрограммы, а в
Люди не летают
С
В советские времена из той же Уфы можно было вылететь в любой из 49 райцентров. В десяти городах бетонные аэродромы принимали рейсы из других регионов: Уршак, Максимовка, Стерлитамак, Октябрьский, Нефтекамск, Янаул, Белорецк, Сибай, Баймак, Кумертау.
Сегодня не выжил ни один. В начале
Неудивительно, что местные перевозки составляют лишь 2% в общем объёме работ авиакомпаний. Большинство новых аэропортов, открытых в России за последние годы, появились на севере или востоке страны. А условия их появления чаще всего не рыночные: при изобилии нефтедолларов заложили в инфраструктурный мегапроект, как было с легендарным мостом на остров Русский.
Например, указ о строительстве аэропорта «Итуруп» на Курилах был подписан президентом в 2003 году. Объект включили в программу развития Курильских островов на 2007–2015 гг. и за семь лет построили шикарный современный комплекс, не имеющий ни малейшего шанса окупиться. Похожим образом появились аэропорты в Витиме (Якутия) и Сабетте (Ямал). В Европейской России едва ли не единственный удачный пример: калужский аэропорт Грабцево, закрытый в
Но количество аэропортов тает, даже если брать областные центры. В союзные времена на рейс из Великого Новгорода в Питер ЯК-40 тратил 40 минут и стоил семь рублей. Однако новгородский аэропорт Юрьево закрыт с
Новые аэропорты оказались в целом эффективным способом растворять казённые деньги. Рекордные 15 млрд закопали в одном Саратове – сопоставимые деньги казна готова нынче выделить на всю Россию. Остаётся надеяться, что их ждёт лучшая судьба.
«Аргументы Недели»
Комментарии ()