Не замечать проблему стало невозможно
Причин для принятия нового законопроекта было более чем достаточно. Результаты проводимых сотрудниками Роспотребнадзора проверок убедительно показывали, что дела в зонах санохраны обстоят далеко не лучшим образом. Из-за несоблюдения технологического процесса очистки и обеззараживания воды, невыполнения предусмотренных защитных мероприятий в водозаборах происходит ухудшение качества питьевой воды, подаваемой населению. Если к этому добавить, что значительное количество водозаборов вообще не имеют утверждённых зон санитарной охраны, а во время паводков многие из них подвергаются затоплению и загрязнению, то получается достаточно удручающая картина.
Всё не так страшно, если бы проблема заключалась только лишь в необходимости выполнения дополнительных работ, на которые потребовалось бы направить определённые финансовые средства. Но главное – не это. Фактически речь шла о здоровье многих тысяч наших сограждан, вынужденных использовать в питьевых целях воду, не отвечающую санитарным и экологическим нормам, расплачиваясь за это самым дорогим, что у них есть.
На заседании правительства приводились цифры, которые не нуждались в дополнительных комментариях. В частности, в 2015-2016 годах проверками были охвачены 33 тыс. объектов водоснабжения и более 3 тыс. объектов водоотведения. Выяснилось, что более 60 % из них действовали с нарушениями норм санитарного законодательства.
По состоянию на 1 июля 2017 года каждые три из четырёх водоисточников не отвечали санитарно-эпидемиологическим требованиям по причине отсутствия зон санитарной охраны. Ещё одним распространённым видом нарушений оказался сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Штрафы увеличат кратно
Нельзя сказать, что на все эти многочисленные нарушения ранее никто не обращал внимания и не привлекал к ответственности виновных. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях составлялись протоколы, граждане, должностные и юридические лица уплачивали назначенные штрафы. Только вот предусмотренные законом штрафные санкции были настолько незначительными, что, по большому счёту, никого не пугали и повлиять заметным образом на сложившуюся неблагоприятную ситуацию уже не могли.
Решить проблему предложили традиционным способом, кратно увеличив размер штрафа. Теперь после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» нарушителям придётся раскошелиться. За нарушения, допущенные в первой санитарной зоне, где предусмотрены самые строгие режимные ограничения, штраф для граждан составит от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Для должностных лиц такие нарушения обойдутся значительно дороже – от 100 до 200 тысяч рублей. А вот юрлицам и вовсе придётся не сладко – для них предусмотрены штрафы в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей. Не остались без внимания и индивидуальные предприниматели. Для них также предусмотрели меры административной ответственности.
Распоряжением Правительства РФ от 9.03.2018 года № 401-р указанный законопроект направлен на рассмотрение в Госдуму. По имеющейся информации, депутаты намерены не затягивать процесс принятия предложенных поправок в КоАП. Вполне вероятно, что уже летом текущего года закон заработает в полную силу, и тогда можно будет ожидать если не исключения, то, по крайней мере, значительного сокращения количества случаев заболеваний, связанных с питьевой водой ненадлежащего качества.
Туляремия из водопроводных труб
О том, что питьевая вода может представлять серьёзную угрозу здоровью людей, на Ставрополье знают не понаслышке. В начале нынешнего года много шума наделал случай, произошедший с жителями села Донская Балка. В отношении МУП «Феникс», снабжавшего сельчан питьевой водой из родниковых каптажей, было даже возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
Эта статья предусматривает крупный штраф и лишение свободы на срок до двух лет. Как выяснили тогда сотрудники следственного комитета, в январе 2018 года МУП «Феникс» не обеспечило водоснабжение питьевой водой, отвечающей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, вследствие чего произошло заражение людей опасной инфекцией туляремией. Такие данные, полученные по результатам исследований проб питьевой воды из разводящей сети в частном подворье села Донская Балка и из каптажей, были предоставлены в следственные органы специалистами ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт».
Причиной ЧП стало несоблюдение водоснабжающей организацией режима первой зоны санохраны водозаборных сооружений. Поэтому инфекция вместе с талыми водами беспрепятственно попадала в родниковую воду.
Последовала мгновенная реакция. Были подключены дополнительные силы и средства. Прочистили водопровод, продезинфицировали каптажи, сделали всё, что необходимо было сделать в санитарной зоне.
С проблемой справились, но осадочек остался. Жители Донской Балки так и не получили ответ на простой вопрос: «Неужели нельзя было решить задачу по-другому, без дурной славы, аврала и переплат?» А ещё они убеждены в том, что угроза штрафа в 1 млн рублей заставит нерадивых руководителей более оперативно принимать решения и более ответственно относиться к своей работе.
К слову сказать, проблема качества питьевой воды волнует не только жителей села Донская Балка. Согласно официальным данным, в Ставропольском крае действуют 900 источников водоснабжения, из которых 83 являются поверхностными водными объектами. В то же время 80% всей подаваемой жителям края питьевой воды поступает из поверхностных источников. Так что есть над чем задуматься. Тем более что, по информации, содержащейся в докладе Минприроды края о состоянии экологии за 2016 год, за отчётный период в 14 районах края отмечалось ухудшение микробиологических показателей в пробах, взятых из поверхностных источников питьевого водоснабжения.
Новый закон явно не обрадует
Поправки в закон направлены не только на усиление защиты санитарных зон источников питьевого водоснабжения. В равной степени ужесточение санкций будет относиться к нарушителям, эксплуатирующим неисправные водоводы либо сбрасывающим в поверхностные водоёмы неочищенные сточные воды. А вот здесь-то проблема оказывается намного серьёзнее, и для решения её требуется гораздо больше времени и средств.
Масштаб существующей проблемы можно проиллюстрировать на примере славного города Пятигорска, руководство которого на словах постоянно выступает за внедрение самых передовых разработок во всех сферах городского хозяйства.
Если обратиться к «Схеме водоснабжения и водоотведения города-курорта Пятигорска», утверждённой постановлением городской администрации от 5 ноября 2014 года № 4032, с полной уверенностью можно утверждать, что штрафовать местный орган исполнительной власти теперь будут на постоянной основе и очень длительный период. А всё потому, что исправить ситуацию в лучшую сторону быстро не получится. Следовательно, нарушения в санитарных зонах водоводов как были раньше, так и останутся впредь. С той только разницей, что количество их будет возрастать.
К таким безрадостным выводам приводит анализ состояния системы водоснабжения и водоотведения города-курорта. По состоянию на ноябрь 2014 года в Пятигорске из 922 км водопроводных труб 850 км имели срок эксплуатации более 20 лет. Около 500 км водопроводов являлись ветхими и аварийными. В то же время доля современных пластмассовых труб в системе водоснабжения города не превышала 2%.
На протяжении последних 20 лет в Пятигорске не проводились реконструкция или капитальный ремонт водопроводных сетей. Как результат, уровень потерь питьевой воды в водопроводных сетях составил в 2013 году 53,6 %. В абсолютном выражении получается, что ежегодно под город закачивалось порядка 20-25 млн куб. питьевой воды, поступающей главным образом по магистральным водоводам из реки Кубань.
Трудно даже представить себе, что при этом творится с зонами охраны городских водопроводов и в каком состоянии они находятся! Как же в такой ситуации планируют поступить власти города, чтобы гарантированно поставлять пятигорчанам питьевую воду требуемого качества?
В той же «Схеме водоснабжения», о которой речь шла ранее, запланировано к 2030 году сократить объём потерь воды в разводящих сетях на 16,6%. И то при условии, если не известно откуда появятся миллиарды рублей, необходимых для капитального ремонта и реконструкции объектов водоснабжения города. Однако если за прошедшие четыре года деньги не появились, то кто сможет дать гарантии, что в оставшееся время заветные миллиарды удастся заполучить?
Существует ещё одна проблема, относящаяся к рассматриваемой теме. В Пятигорске не существует системы очистки ливнестоков. И вся загрязнённая вода просто сбрасывается в реку Подкумок. Показатели качества речной воды в створе города превышают ПДК по санитарным и экологическим показателям. А ниже по течению Подкумка имеются водозаборы, из которых снабжаются питьевой водой жители других населённых пунктов.
С этой бедой за короткое время никак не справиться.
Тем не менее если внесённые правительством поправки в КоАП будут приняты, это должно будет сыграть свою роль в наведении должного порядка в снабжении населения качественной питьевой водой.
Комментарии ()