еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Первые два полёта оказались пробными

Фото из открытых источников.

         В марте 2022 года исполнится 30 лет особо охраняемому эколого-курортному региону Российской Федерации – Кавказским Минеральным Водам. Конечно же, произойти это значимое для Кавминвод событие может только в том случае, если предпринимаемыми федеральным Минэкономразвития усилиями не будет отменён Указ Президента РФ от 27 марта 1992 года № 309. Проблема только в том, что главное экономическое ведомство страны развило настолько бурную деятельность в плане реформирования бальнеологических курортов России, что исключать самый худший сценарий развития событий нет никаких оснований.

 

За 30 лет – две попытки разобраться в проблемах КМВ

 

         Как это ни грустно осознавать, но пребывание ведущего бальнеокурорта страны на протяжении трёх десятилетий в качестве территории с особым статусом не только не поспособствовало решению накопившихся проблем, но и создало дополнительные риски существования уникальной территории. Нельзя сказать, что ухудшение состояния природного комплекса Кавминвод оставались вне поля зрения федеральных чиновников. Тем не менее, следует признать, что предпринимаемые ими усилия, как правило, никогда не доводившиеся до своего логического завершения, не принесли желаемого результата ни в плане модернизации курортной инфраструктуры (не тротуаров и более удобных скамеек в скверах и курортных парках, а обновления минералопроводов, ремонта скважин, восстановления заброшенных санаториев, замены прогнивших инженерных сетей), ни в плане снижения антропогенной нагрузки, ни в плане сохранения природного каркаса курортного региона, состояние которого напрямую влияет на качество природных лечебных факторов, прежде всего, подземных минеральных вод.

         За прошедшие тридцать лет проблемы Кавказских Минеральных Вод всего лишь два раза становились предметом рассмотрения на самом высоком государственном уровне.

         Первый раз, в декабре 1997 года в стенах Государственной Думы прошли парламентские слушания на тему: «О государственной политике в области развития курортов федерального значения Кавказских Минеральных Вод». А ещё, спустя 17 лет, в июне 2014 года в формате «правительственного часа» на пленарном заседании Совета Федерации сенаторы рассмотрели вопрос «О мерах, направленных на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод». Что характерно, выводы и рекомендации, сделанные депутатами и сенаторами, по большей своей части, так и остались благими пожеланиями, которые никто не посчитал нужным исполнять. Такая вот она, горькая правда жизни.

 

Губернатор «похоронил» законопроект о Кавминводах

 

         Если говорить о парламентских слушаниях, то их организаторами выступили тогда два комитета Госдумы – по охране здоровья и по туризму и спорту. Участие же в них приняли более 150 человек, среди которых были представители Правительства РФ, Минздрава России, ФНПР, руководители администраций Ставропольского края и Кавказских Минеральных Вод, ведущие специалисты санаторно-курортной отрасли, учёные-курортологи. Все присутствующие сошлись во мнении о том, что Россия является одной из немногих стран мира, обладающих неповторимым многообразием ценных природных лечебных ресурсов. Много хороших слов было сказано об уникальности курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Обращалось внимание на то, что в России резко изменился характер заболеваемости в сторону двукратного (по сравнению с 1972 годом) повышения потребности населения в санаторно-курортной помощи. Но при этом существуют трудности, мешающие использовать потенциал лечебно-оздоровительных местностей с максимальной отдачей. Прежде всего, это обусловлено недостаточным финансированием мероприятий, включённых в  Федеральную программу «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод», несовершенством законодательной базы в области курортного дела, отсутствием единой государственной политики в организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

         По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации. Правительству России было предложено создать правкомиссию для комплексной оценки выполнения ранее принятых нормативных документов по курортам Кавказских Минеральных Вод, что позволило бы разработать   меры по сохранению и рациональному использованию природных лечебных ресурсов. А Госдуме участники слушаний порекомендовали ускорить принятие законопроекта «О курортах федерального значения - Кавказские Минеральные Воды».

         Как федеральное правительство отреагировало на рекомендации, выработанные по итогам парламентских слушаний, хорошо известно. Никакой правительственной комиссии создано не было, никакого анализа принимаемых по курортам КМВ решений проведено также не было. Следовательно, Правительство России так и осталось в неведении относительно мер по спасению курортного региона, которые необходимо было принимать в срочном порядке.

         Что же касается разработки закона о КМВ, то здесь и вовсе приключилась забавная история. Вначале, вроде бы, стали происходить обнадёживающие события. В декабре 1998 года группа депутатов, среди которых был и Станислав Говорухин, разработали и внесли в Госдуму законопроект «О курортном регионе Федерального значения Кавказские Минеральные Воды». Ровно через год проект закона был принят в третьем чтении и направлен на рассмотрение в Совет Федерации. Но вот здесь произошло то, чего никто не ожидал. 23 декабря 1999 года сенаторы  отклонили законопроект, т. к. против него категорически выступил губернатор Ставрополья Александр Черногоров. После чего документ  вернули на доработку в Государственную Думу, где в мае 2003 года депутаты проголосовали за его снятие с дальнейшего рассмотрения.

 

Ответственное заявление вице-премьера не помогло   принятию закона

 

         По прошествии трёх   пятилеток на федеральном уровне снова решили детально погрузиться в   проблематику курортного региона. На этот раз инициативу взял на себя Совет   Федерации, который 18 июня 2014 года в формате  «правительственного часа» рассмотрел вопрос   «О мерах,   направленных на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской   Федерации – Кавказских Минеральных Вод».

          О наличии ряда исторических   проблем, сдерживающих комплексное развитие региона Кавказских Минеральных   Вод, сенаторам в деталях рассказал зампред федерального правительства   Александр Хлопонин. Самой главной из них куратор СКФО назвал отсутствие   единой государственной политики по развитию региона на федеральном,   региональном и местном уровнях. Снова, как и пятнадцать лет назад, было   сказано много нелестных слов о несовершенстве законодательства и нормативно-правовой   базы, регулирующих природоохранную и курортную деятельность на территории Кавказских   Минеральных Вод. Ещё Александр Хлопонин, сославшись на документ, разработанный   в 2012 году Минрегионом, заявил, что для модернизации курортов Кавказских   Минеральных Вод потребуется не менее 175 млрд. рублей. Но раз такие огромные   средства бюджет страны в ближайшие годы не может выделить, то он предложил   заложить в бюджете РФ на 2016 год 5 млрд. рублей, которые будут направлены на   строительство крупнейшего в России медицинского кластера как якорного проекта   развития КМВ.

                      Но главное, о чем говорил   вице-премьер Александр Хлопонин, так это о необходимости разработки   отдельного закона о Кавминводах. Причём, по его мнению, положения этого федерального   закона должны были иметь на территории Кавказских Минеральных Вод правовой приоритет   над положениями других федеральных законов. После чего он, как клятву, произнёс   перед спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко следующие слова: «Поскольку  я являюсь вице-премьером, курирующим теперь   территорию Северо-Кавказского федерального округа, Вам ответственно заявляю,   что мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы действительно этот закон вышел или   хотя бы проект был внесён до конца этого года. Тем более что здесь не надо изобретать   велосипед». Как показал дальнейший ход событий, из всей этой фразы,   произнесённой Александром Хлопониным, по прошествии 7 лет не потеряла своей   актуальности только та её часть, в которой речь шла о велосипеде.    

            На том заседании Совета Федерации   не обошлось без конфуза. Валентина Ивановна попросила поделиться своими   соображениями о проблемах Кавминвод зампреда краевого правительства Юрия   Скворцова. Но тот ограничился лишь предложением ввести курортный сбор и   просьбой снизить НДС на авиаперевозки. После такого выступления спикер   Совфеда резко раскритиковала вице-премьера правительства Ставропольского   края, заявив следующее: «Юрий Алексеевич, наверное, актуальные вопросы, но не   отличается Ваше выступление глубиной и пониманием места, где Вы находитесь.   Мы полагали, что все-таки правительство края выскажет какие-то концептуальные,   серьёзные предложения по развитию курортной зоны, что Вы ответите на вопросы,    почему у вас такой бардак в крае постоянный,   когда не понятно, что творится, почему у вас нет градостроительных планов,   почему у вас нет правил игры для региона».

           В итоге на свет появилось   Постановление Совета Федерации № 388-СФ, в котором Правительству   Российской Федерации было рекомендовано создать рабочую группу   по разработке проекта федерального закона «Об особо охраняемом   эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказские Минеральные   Воды» и ускорить разработку и утверждение стратегии развития открытого   акционерного общества «Кавминкурортресурсы».     

            Ни для кого не секрет, чем   закончилась попытка Совета Федерации заставить федеральное правительство   всерьёз заняться проблемами курортов Кавминвод. За несколько лет   разработчиком закона о КМВ, в роли которого выступал Минкавказ, было   предложено 17 вариантов законопроекта. Правда,  эти документы оказались настолько низкого   качества, что их не то что вносить в Госдуму, но даже рассматривать в правительстве   страны не стали. 

           Похожая ситуация   приключилась и со стратегией АО «Кавминкурортресурсы». Какое-то подобие   стратегии было разработано Корпорацией развития Северного Кавказа. Но   утверждать этот, с позволения сказать, документ, в правительстве   постеснялись.

           Если придерживаться   логики сенаторов и депутатов, то вполне вероятно, что к вопросу госуправления   курортным регионом Кавказских Минеральных Вод и модернизации курортной   инфраструктуры кто-нибудь из них снова попытается вернуться лет этак через 10   – 15. Проблема только в том, что до третьей попытки курорты Кавминвод могут   уже не дотянуть.

Комментарии ()