«Совместно с правительством Ставропольского края внесите предложения, обеспечивающие возможность строительства участка автомобильной дороги, соединяющей города-курорты региона Кавказских Минеральных Вод и курорты Краснодарского края», — говорится в перечне поручений по итогам рабочей поездки господина Трутнева в субъекты СКФО.
История с бородой
Вопрос о строительстве курортной дороги «Кисловодск — Адлер» уже с бородой — ему не один десяток лет.
Проект автомобильной дороги Черкесск— Адлер на перегоне станица Преградная — посёлок Красная Поляна был разработан в 1961 году. Однако тогда прокладывать дорогу через заповедник не стали. Вновь о создании трассы вспомнил губернатор Ставрополья Александр Черногоров в начале двухтысячных. Тогда же появились несколько вариантов прокладки дороги, которые в той или иной мере затрагивали территорию Кавказского биосферного заповедника и Сочинского нацпарка, но все они были забракованы Росприроднадзором
Но вся закавыка в том, что пролегать трасса должна через уникальнейшее место — Кавказский биосферный заповедник, для экосистемы которого оживлённое шоссе, естественно, станет фатальным.
Директор регионального отделения WWF «Российский Кавказ» Валерий Шмунк отмечает, что вариант прокладки дороги мимо заповедников через Дагомыс был бы наименьшим злом. «А что касается короткого пути через заповедник, это самый худший вариант, который можно представить. Уже сам процесс прокладки - серьёзное вмешательство в экосистему. Будет вырублен лес, территория замусорится. Ведь дорога — это всегда доступность для большого количества людей, которые всё вокруг замусоривают»,— сказал эколог.
Он добавил, что из-за распространения чужеродных растений и насекомых во время строительных работ биоразнообразию заповедника будет нанесён существенный ущерб, со временем он перестанет выполнять роль сохранения видов и превратится в обычную лесопарковую зону.
Власть колеблется
Об этом говорил на своей традиционной январской пресс-конференции в этом году и губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Отвечая на вопрос журналистов, будут ли строить обещанную дорогу из Кисловодска в Сочи, громко заявленную в своё время, глава края ответил:
— Что касается этой дороги, проект ведь не сегодняшнего дня. Изначально мы вообще взяли проект 1964 года. Все согласны, есть поддержка, есть инвесторы. Но… Самый тяжёлый вопрос — мы не можем пройти
Такой же осторожной точки зрения придерживается и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:
- Дорога с курортов Кавминвод в Сочи, на первый взгляд, кажется интересным и экономически оправданным проектом. Но я всегда говорю, что экономика ради экономики нам не нужна. Те представления об этой трассе, которые есть сегодня, подразумевают строительство на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка. Любое вмешательство в природу должно быть оправданно. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно. Природа наших регионов уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить для будущих поколений.
Трасса будет платной?
Сторонники проекта приводят резоны, мол, строительство позволит сократить расстояние между курортами с
Трасса, как планируется, пройдёт по территории трёх субъектов Российской Федерации: Ставропольскому краю –
Дорогое удовольствие
С учётом тоннелей строительство автомобильной дороги Кисловодск – Сочи обойдётся примерно в 60 миллиардов рублей. Ещё около пяти миллиардов составят эксплуатационные расходы. И хотя это втрое меньше стоимости возведённого моста из Тамани в Крым, государственные мужи крепко призадумались.
Прежде всего над тем, когда и как эта дорога себя окупит. По мнению экспертов правительства Ставропольского края, предполагаемая интенсивность движения составит около 12 тысяч автомобилей в сутки. При реализации проекта на основе государственно-частного партнёрства плата за проезд одного автомобиля ориентировочно составит 950 рублей. Следовательно, лишь за 30 лет удастся окупить все расходы на строительство. Так что не исключено, что если дорогу всё же построят, она будет платной.
Но в чём жизненная необходимость ради экономии
Так что, похоже, поручения «проработать вопрос», как говорится, разговоры в пользу бедных. Ну и возможность подзаработать на «проработке вопроса», ведь, как известно, наше государство любит выделять деньги под всякое проектирование, даже под то, которое заведомо закончится провалом. Пока представлено два варианта: с помощью государственно-частного партнёрства или полностью за счёт бюджета Федерации. Давайте теперь ждать, что из этого получится.
Природу – на растерзание
Впрочем, во время своего визита на Кавказ Юрий Трутнев живо проникся ещё одним варварским в плане экологии проектом — «Кавминводским велотерренкуром», который вот уже который год с маниакальным упорством пытаются воплотить в жизнь ставропольские чиновники.
Однако идею превратить девственный целебный уголок природы в приют для желающих «оторваться» отпускников господин Трутнев поддержал. И даже пообещал помочь изыскать три миллиарда рублей для строительства.
Что победит в итоге — экология или урбанизация, - покажет время. Как и то, останется ли уникальная природа Северного Кавказа нетронутой или от неё сохранятся лишь рожки да ножки.
- Интересное наблюдение: 1. Человек, собиравшийся вложить деньги в проект «Солнечный город» под Змейкой, вернувшись в Москву из Минвод, сойдя с трапа самолёта, УМЕР; 2. Китайский инвестор Минводы Wellnes парка под Змейкой УМЕР; 3. Господин Трутнев, только обещавший найти деньги на финансирование Кавминводского веллотерренкура (в том числе вокруг Змейки), после Минвод где-то подхватил covid, - поделился своими размышлениями в «Фейсбуке» юрист и эколог из региона КМВ Георгий Легкобитов. - Видно, в защиту заказника другой закон встал. Его ни обойти, ни схимичить не получится. Нашим бы обалдуям задуматься, но алчность глаза закрывает.
Комментарии ()