еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Опять за рыбу гроши

Вице-премьер РФ Юрий Трутнев на днях решил реанимировать ставший притчей во языцех проект по строительству дороги, которая в два раза сократит расстояние от Кавминвод до Черноморского побережья. По итогам своей поездки по Северному Кавказу Трутнев дал поручение в срок до 30 октября разработать предложения по строительству трассы, соединяющей два курорта.

 

«Совместно с правительством Ставропольского края внесите предложения, обеспечивающие возможность строительства участка автомобильной дороги, соединяющей города-курорты региона Кавказских Минеральных Вод и курорты Краснодарского края», — говорится в перечне поручений по итогам рабочей поездки господина Трутнева в субъекты СКФО.

История с бородой

Вопрос о строительстве курортной дороги «Кисловодск — Адлер» уже с бородой — ему не один десяток лет.

Проект автомобильной дороги Черкесск— Адлер на перегоне станица Преградная — посёлок Красная Поляна был разработан в 1961 году. Однако тогда прокладывать дорогу через заповедник не стали. Вновь о создании трассы вспомнил губернатор Ставрополья Александр Черногоров в начале двухтысячных. Тогда же появились несколько вариантов прокладки дороги, которые в той или иной мере затрагивали территорию Кавказского биосферного заповедника и Сочинского нацпарка, но все они были забракованы Росприроднадзором

Но вся закавыка в том, что пролегать трасса должна через уникальнейшее место — Кавказский биосферный заповедник, для экосистемы которого оживлённое шоссе, естественно, станет фатальным.

Директор регионального отделения WWF «Российский Кавказ» Валерий Шмунк отмечает, что вариант прокладки дороги мимо заповедников через Дагомыс был бы наименьшим злом. «А что касается короткого пути через заповедник, это самый худший вариант, который можно представить. Уже сам процесс прокладки - серьёзное вмешательство в экосистему. Будет вырублен лес, территория замусорится. Ведь дорога — это всегда доступность для большого количества людей, которые всё вокруг замусоривают»,— сказал эколог.

Он добавил, что из-за распространения чужеродных растений и насекомых во время строительных работ биоразнообразию заповедника будет нанесён существенный ущерб, со временем он перестанет выполнять роль сохранения видов и превратится в обычную лесопарковую зону. 

Власть колеблется

Об этом говорил  на своей традиционной январской пресс-конференции в этом году и губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Отвечая на вопрос журналистов, будут ли строить обещанную дорогу из Кисловодска в Сочи, громко заявленную в своё время, глава края ответил: 

— Что касается этой дороги, проект ведь не сегодняшнего дня. Изначально мы вообще взяли проект 1964 года. Все согласны, есть поддержка, есть инвесторы. Но… Самый тяжёлый вопрос — мы не можем пройти 14 километров по Кавказскому биосферному заповеднику. Наверное, это правильно, экология — превалирующий вопрос. Мы прорабатываем проект строительства туннеля, но в таком случае надо будет выводить шахты наверх, целая инженерная дискуссия идёт. Плюс сегодня объект входит в наследие ЮНЕСКО, вопрос сложен. Эта дорога очень нужна, но есть два ограничения, которые переступить не можем. Пытаемся предложить какие-то компенсирующие мероприятия, вплоть до расширения данного заповедника. Но пока не можем пробить эту стену. С одной стороны, я думаю, насколько это неправильно, что нам не дают построить такую важную дорогу. А с другой стороны, её не было тысячу лет, и всё развивалось. Может, ещё тысячу лет её не будет, и наши дети чистым воздухом подышат. Поэтому надо посчитать всё, и тогда уже будем принимать окончательное решение.

Такой же осторожной точки зрения придерживается и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:

- Дорога с курортов Кавминвод в Сочи, на первый взгляд, кажется интересным и экономически оправданным проектом. Но я всегда говорю, что экономика ради экономики нам не нужна. Те представления об этой трассе, которые есть сегодня, подразумевают строительство на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка. Любое вмешательство в природу должно быть оправданно. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно. Природа наших регионов  уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить для будущих поколений.

Трасса будет платной?

Сторонники проекта приводят резоны, мол, строительство позволит сократить расстояние между курортами с 700 километров до 350. Эта долгожданная дорога будет способствовать не только увеличению туристического потока, но и позволит сформировать устойчивый спрос на новые транспортные связи между регионами. Она также создаст дополнительные условия для развития промышленного и агропромышленного секторов экономики региона, увеличит товарооборот между федеральными округами за счёт снижения логистических издержек производителей и укрепит экономические связи.

Трасса, как планируется, пройдёт по территории трёх субъектов Российской Федерации: Ставропольскому краю – 7 километров, Карачаево-Черкесии – 235, Краснодарскому краю – 48 километров. Причём её большая часть уже существует. Разумеется, кое-где дорогу надо подремонтировать, расширить, но это не проблема. Тот вариант трассы, за который при поддержке Трутнева ратует правительство Ставропольского края, предусматривает лишь 95 километров нового строительства. Правда, на этом участке придётся пробить два тоннеля общей протяжённостью 12 километров. Трудно, сложно, однако отечественным метростроителям вполне по силам. По расчётам проектировщиков, на строительство новой автомобильной дороги через Главный Кавказский хребет уйдёт три года.

Дорогое удовольствие

С учётом тоннелей строительство автомобильной дороги Кисловодск – Сочи обойдётся примерно в 60 миллиардов рублей. Ещё около пяти миллиардов составят эксплуатационные расходы. И хотя это втрое меньше стоимости возведённого моста из Тамани в Крым, государственные мужи крепко призадумались.

Прежде всего над тем, когда и как эта дорога себя окупит. По мнению экспертов правительства Ставропольского края, предполагаемая интенсивность движения составит около 12 тысяч автомобилей в сутки. При реализации проекта на основе государственно-частного партнёрства плата за проезд одного автомобиля ориентировочно составит 950 рублей. Следовательно, лишь за 30 лет удастся окупить все расходы на строительство. Так что не исключено, что если дорогу всё же построят, она будет платной.

Но в чём жизненная необходимость ради экономии 350 километров губить уникальнейший биосферный заповедник, позволяющий всему Северному Кавказу дышать чистым воздухом? Внятных ответов на этот вопрос нет. Впрочем, любое строительство на этой территории неминуемо приведёт к международному скандалу, поскольку заповедник является особым объектом — он включён в наследие ЮНЕСКО. А эта организация вряд ли согласится отдать своё «детище» на растерзание.

Так что, похоже, поручения «проработать вопрос», как говорится, разговоры в пользу бедных. Ну и возможность подзаработать на «проработке вопроса», ведь, как известно, наше государство любит выделять деньги под всякое проектирование, даже под то, которое заведомо закончится провалом. Пока представлено два варианта: с помощью государственно-частного партнёрства или полностью за счёт бюджета Федерации. Давайте теперь ждать, что из этого получится.

Природу – на растерзание

Впрочем, во время своего визита на Кавказ Юрий Трутнев живо проникся ещё одним варварским в плане экологии проектом — «Кавминводским велотерренкуром», который вот уже который год с маниакальным упорством пытаются воплотить в жизнь ставропольские чиновники.

Однако идею превратить девственный целебный уголок природы в приют для желающих «оторваться» отпускников господин Трутнев поддержал. И даже пообещал помочь изыскать три миллиарда рублей для строительства.

Что победит в итоге — экология или урбанизация, - покажет время. Как и то, останется ли уникальная природа Северного Кавказа нетронутой или от неё сохранятся лишь рожки да ножки.

- Интересное наблюдение: 1. Человек, собиравшийся вложить деньги в проект «Солнечный город» под Змейкой, вернувшись в Москву из Минвод, сойдя с трапа самолёта, УМЕР; 2. Китайский инвестор Минводы Wellnes парка под Змейкой УМЕР; 3. Господин Трутнев, только обещавший найти деньги на финансирование Кавминводского веллотерренкура (в том числе вокруг Змейки), после Минвод где-то подхватил covid, - поделился своими размышлениями в «Фейсбуке» юрист и эколог из региона КМВ Георгий Легкобитов. -  Видно, в защиту заказника другой закон встал. Его ни обойти, ни схимичить не получится. Нашим бы обалдуям задуматься, но алчность глаза закрывает.

Комментарии ()