еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Общественность не доверяет краевой Терсхеме обращения с отходами

Фото: pexels.com

18 ноября 2021 года руководство Ставропольского края  по праву может претендовать на звание «чёрного четверга». В этот день краевой Думе пришлось стыдливо отзывать свой законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Ещё она вынуждена была ознакомиться с отрицательным отзывом комиссии Госдумы России на инициативу народных избранников Ставрополья, изъявивших желание законодательно приравнять изрядно надоевший всем велотерренкур одновременно к объектам дорожной инфраструктуры и объектам курортной инфраструктуры.

             В довершение ко всему, в этот же день стало известно о старте судебных разбирательств, инициированных региональной общественной организацией «Комитет экологического контроля Ставропольского края» в отношении правительства и минЖКХ края.   На этот раз общественники требуют признать незаконной и недействующей с момента её официального опубликования Территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае, которая была утверждена постановлением регионального правительства от 24 декабря 2019 года.

 

Преодолевая судейские препоны,

эко-активисты добиваются торжества закона

 

         Этого события общественники добивались примерно полтора года. Но благодаря стараниям судьи Натальи Задорневой, на рассмотрение которой в июне прошлого года поступило исковое заявление эко-активистов, спустя десять месяцев было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Судья посчитала, что общественный контроль в области обращения с отходами якобы не входит в уставные цели и задачи административного истца, а утверждённая правительством края Терсхема обращения с отходами не нарушает права членов общественной организации.

 

            Для судьи,  в своё время на нашедшей оснований для удовлетворения исковых требований 407 жителей Кавминвод к губернатору и Думе Ставропольского края о признании незаконной части 8 статьи 4 краевого закона №33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», поиск формального предлога для отказа общественникам в удовлетворении их требований к региональным властям стало уже привычным делом. Но и общественники за это время чему-то тоже смогли научиться. Поэтому они пошли проторённым путём и обратились в Третий Апелляционный суд в Сочи, который снова встал на их сторону.

            Суд апелляционной инстанции признал, что «Территориальная схема обращения с отходами регулирует правоотношения, связанные с защитой окружающей среды. При таких обстоятельствах Региональная общественная организация «Комитет экологического контроля Ставропольского края» имеет право на подачу в суд общей юрисдикции в интересах неопределённого круга лиц административного иска об оспаривании нормативного правового акта по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду».

         Претензий у общественников-экологов к краевой Терсхеме обращения с отходами накопилось огромное количество. В частности, в ней отсутствуют точные координаты нахождения источников образования и накопления отходов.  В документе не удалось также отыскать сведения об адресах и географических координатах мест нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр. Составители Терсхемы по непонятным причинам позабыли включить в неё информацию о планируемом строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Нет достоверной информации об источниках финансирования намечаемых к реализации проектов и объёмах необходимых капитальных вложений.

         И таких неточностей и недостоверных сведений в Терсхеме можно отыскать значительное количество.  Проблема только в том, что каждая из перечисленных «недосказанностей» создаёт предпосылки для злоупотреблений в сфере обращения с отходами, позволяет устанавливать завышенные тарифы на вывоз и утилизацию отходов и не исключает появление новых стихийных свалок.

 

Регоператор не справляется со своей задачей

 

         В том, что всё это не является выдумками и страшилками общественников, можно убедиться, в частности, на примере событий, происходящих в последнее время на территории курортного региона Кавказских Минеральных Вод. В соответствии с нормой закона и утверждённой краевым правительством Терсхемой обращения с отходами за всё, что происходит на Кавминводах в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, отвечает региональный оператор – ООО «ЖКХ». По логике вещей, за это время регоператор должен был выстроить чёткую схему обращения с ТКО, установить, сколько и каких по составу отходов образуется в том или ином месте, по каким маршрутам и с помощью каких транспортных средств происходит их перемещение, на каких объектах осуществляется их сортировка и где размещаются отходы, не подлежащие вторичной переработке.

         В идеале всё должно было происходить именно таким образом. На деле же обстоит иначе. Со своей основной задачей – организовать работу по обращению с коммунальными отходами таким образом, чтобы не было неучтённых отходов, из которых в дальнейшем образуются несанкционированные свалки – ООО «ЖКХ» за два года так и не сумело справиться.

            Стихийные помойки с пугающей частотой продолжают появляться на территории особо охраняемого эколого-курортного региона. Есть претензии у населения и коммерческих структур к величине тарифа на вывоз и утилизацию ТКО, которую многие считают необоснованно завышенной. Но регионального оператора это нисколько не смущает. Он буквально завалил суды исковыми заявлениями, в которых требует платить ему в полном объёме по непонятным нормативам.

            Только вот сам регоператор своевременно платить по счетам отказывается, вынуждая своих подрядчиков бегать по судам и в буквальном смысле выбивать из него заработанные ими денежные средства. Так, в октябре 2021 года поступило пятигорское ООО «Спецтранс», которому ООО «ЖКХ» не заплатило в общей сложности 9,7 млн рублей.

            Похожая история приключилась и с АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», которому регоператор задолжал 19,8 млн рублей. Для мусоросжигательного завода это может обернуться даже приостановкой работы, т.к. поставлять ему в долг газ и электроэнергию никто не собирается. Но если в работе ПТЭКа, являющегося в соответствии с Терсхемой ключевым звеном по утилизации коммунальных отходов на КМВ, произойдёт сбой, это неизбежно приведёт к расползанию несанкционированных свалок по всему курортному региону. Однако, судя по всему, такая перспектива мало волнует регионального оператора, играющего в свою непонятную игру.

 

Чудеса в мусорном решете

 

         Если говорить о ПТЭКе, то отношение к нему в разных версиях Терсхемы было неоднозначное. Изначально его включили в документ условно, предполагая, что в ближайшее время на предприятии произойдёт глубокая модернизация технологической линии. Но ничего подобного, к сожалению, не произошло.

            Претензии надзорных органов относительно неэкологичности мусоросжигательного завода оказались настолько серьёзными, что в ноябре прошлого года Росприроднадзор отказался переоформлять ПТЭКу лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IY классов опасности. Законность решения, принятого сотрудниками Росприроднадзора, подтвердили суды, в т.ч. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, 28 сентября 2021 года поставивший в этом деле жирную точку. Правда, на деятельности АО «ПТЭК» это мало как отразилось. Завод как сжигал бытовые отходы, так и продолжает это делать, нисколько не заморачиваясь по поводу отсутствия необходимой лицензии.

         С некоторых пор территория АО «ПТЭК» превратилась в своеобразную аномальную зону, где периодически происходят странные вещи. Так, в августе текущего года в тестовом режиме заработала мусоросортировочная линия, смонтированная во дворе мусоросжигательного завода. Выяснилось, что её собственником является некое ООО «АгентМВ», в штате которого числится один человек и которое по итогам прошлого года продемонстрировало хроническую убыточность.

            Согласно утверждённой Терсхеме обращения с отходами, на данном объекте намереваются сортировать до 260 тыс. тонн ТБО в год, извлекая при этом 48% вторичных материалов. Если учесть, что в среднем по стране при сортировке бытовых отходов извлекают в пределах 7-10% полезных вещей, можно представить себе, о каком недостижимом показателе эффективности поведали сказочники из ООО «АгентМВ».

            Но все дело в том, что им поверили составители Терсхемы и не постеснялись включить эти фантастические расчёты в солидный (каким он должен быть по определению!) документ. Ещё более удивительным оказалось то, что о загадочных событиях, происходящих на муниципальной земле, власти города-курорта Пятигорска узнали, что называется, по факту.

            В своих официальных ответах чиновники городской администрации честно признались, что разрешение на строительство на территории АО «ПТЭК» мусоросортировочной линии, являющейся объектом 1-го класса опасности, не выдавалось, акт ввода в эксплуатацию указанного объекта не подписывался, санитарно-защитная зона для него не разрабатывалась и не устанавливалась, из какого источника осуществлялось финансирование строительства мусоросортировочной линии – никто не знает. Согласитесь, трудно себе представить, что именно таким образом должна реализовываться Территориальная схема обращения с отходами в Ставропольском крае.

           Не менее странным является также решение составителей Терсхемы о предстоящем строительстве нового мусорного полигона вблизи посёлка Чкаловского, расположенного на незначительном удалении от города-курорта Ессентуки. По их мнению, размещение новой помойки в зоне питания знаменитой минеральной воды «Ессентуки» будет способствовать «достижению целевых показателей Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и исполнению требований природоохранного законодательства Российской Федерации». В соответствии с Терсхемой на новом полигоне предполагают размещать строительные, крупногабаритные, древесные и даже пищевые отходы.

         По странному стечению обстоятельств новая мусорная свалка должна разместиться примерно в том же месте, где в 2017 году на свой страх и риск пытался обустроить «площадку для временного складирования бытовых отходов» ИП Дворников. За свои противоправные действия предприниматель был наказан Росприроднадзором и природоохранной прокуратурой.

            Экологи надеялись, что на этом с мусорным освоением новой территории будет покончено. Но, как оказалось, достаточно лёгким движением руки внести незаконное место размещения отходов в Территориальную схему, как оно буквально на глазах обретает признаки законности.

            Честно говоря, это больше напоминает фокусы напёрсточников, чем взвешенное и ответственное решение наделённых властными полномочиями людей. Однако это именно та реальность, с которой нам приходится иметь дело.

         Интересен вот ещё какой факт. Никакой потребности в строительстве нового мусорного полигона в указанном районе не существует, т.к. на удалении всего 5 км расположен действующий полигон ТБО, принадлежащий ООО «Арго». Этот полигон способен ежегодно размещать до 200 тыс. тонн ТКО. Причём предварительно из всей массы отходов на мусоросортировочной линии (первой из построенных на территории Ставропольского края!) извлекут порядка 7% вторичных материалов.

         Но такие убедительные аргументы нисколько не повлияли на стремление разработчиков Терсхемы создать на территории курортного региона как можно большее количество мусорных помоек, пусть даже и с приставкой «санкционированных». Они даже пошли на явный подлог, указав в Территориальной схеме, что «увеличение мощностей объектов обработки в Минераловодском городском округе и Предгорном районе (Боргустанское шоссе) приведёт к необоснованному увеличению тарифа на объектах обработки, тарифа регионального оператора и, как следствие, платы граждан».

             Такое впечатление, что эти люди никогда в глаза не видели документов Региональной тарифной комиссии, устанавливающей предельные тарифы на захоронение отходов. А если бы они ознакомились с этими документами, то смогли бы увидеть, что тариф для ООО «Арго», составляющий на второе полугодие 2021 года 569,24 руб. за 1 тонну ТКО, является самым низким.

            У ООО «КБ» он составляет 900,82 руб., у ООО «Сфера-М» - 945,95 руб. Поэтому плановая работа ООО «Арго» никак не может повлиять на повышение тарифа. Скорее, наоборот. Но этого никак не хотят признавать энтузиасты, стремящиеся даже таким некрасивым способом узаконить строительство ещё одного мусорного полигона.

         Теперь же, после того как иск общественников к минЖКХ и правительству края принят судом к рассмотрению, вполне можно ожидать появления новых сенсаций, источником которых послужит Территориальная схема обращения с отходами в Ставропольском крае. В любом случае это может оказаться весьма полезной процедурой, позволяющей объективно посмотреть на волнующую всех проблему.

Комментарии ()