еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Обещалкины» Года Земляной Собаки

Мы снова решили оглянуться назад и попытаться проанализировать, что из обещанного в начале 2018 года было выполнено, а что так и осталось ритуальными заклинаниями, произнесёнными не знающими цены сказанным словам персонажами.

Залётные энтузиасты не смогли подмять под себя Кавминводы

Приятно осознавать, что несмотря на неоднократно предпринимаемые усилия и столь же многочисленные заверения произвести «перезагрузку Кавминвод» инициаторам этого губительного для курортного региона процесса, по существу, так ничего и не удалось сделать.

И прежде всего им не удалось протащить через Госдуму свой вариант законопроекта о Кавминводах, который, по мнению экспертов, в случае принятия мог бы поставить жирный крест на двухсотлетней истории уникальных бальнеологических курортов. Ещё свежи воспоминания о том, как 16 января 2018 года в кулуарах Гайдаровского форума тогдашний глава Минкавказа Лев Кузнецов заверил всех, что до конца текущего года этот документ получит статус закона. «Работаем, это для нас сейчас самый принципиальный закон. Мы всё делаем для того, чтобы в 2018 году он был принят», – сказал, как отрезал, министр Кузнецов.

Тем не менее случилось так, что вскоре после такого громкого обещания Лев Кузнецов лишился поста министра и исчез в неизвестном направлении. В каком качестве он трудится теперь, никто не знает. Для жителей курортного региона подобная информация не представляет ровным счётом никакого интереса. Куда важнее, что этот не в меру инициативный выходец из Красноярского края больше не сможет экспериментировать в такой чувствительной сфере, в которой его познания и профессиональные качества оказались не на высоте.

Теперь вот 18 июня 2019 года можно будет отметить первый пятилетний юбилей несостоявшейся кластеризации Кавминвод, которую с помощью нового закона так настойчиво пытались совершить чиновники Минкавказа.

Чуть раньше этой даты, 24 апреля 2019 года, можно будет помянуть недобрым словом пятилетие несостоявшегося открытия международного выставочного центра «Минводы Экспо» и также, не чокаясь, поднять бокалы за те 5,5 млрд бюджетных рублей, которые оказались надёжно погребёнными под недостроенным памятником разгильдяйства и бесхозяйственности.

А в довершение ко всему следует вспомнить ещё об одном обещании, данном руководством Минкавказа вместе со своей Корпорацией развития Северного Кавказа 24 января 2018 года. Если верить его словам, то в декабре текущего года на всеобщее обозрение должен был быть представлен проект строительства Кавминводского инновационного медицинского кластера. Как нетрудно догадаться, никакого проекта и в помине нет. Следовательно, не все красивые слова стоит воспринимать за чистую монету.

«Со щитом или на щите…»

Прошло два года с момента вступления в силу федерального закона, согласно которому, вокруг крупных городов и промышленных центров должны были появиться так называемые зелёные пояса, надёжно защищённые от самоуправства местных чиновников и вседозволенности всякого рода дельцов. Народ назвал этот закон «Зелёным щитом», возлагая на него большие надежды. За это время во многих регионах России появились собственные зелёные пояса.

Год назад парламентарии Ставрополья смогли законодательно защитить 4 тыс. га лесных насаждений краевой столицы. Только вот до курортного региона Кавказских Минеральных Вод пока что у них руки не дошли. Обещаний по этому поводу прозвучало много. В последний раз они исходили от активистов Народного фронта, предложивших в октябре текущего года включить в «зелёный щит» Кавминвод 11 тыс. га лесных угодий. А ещё они выразили уверенность в том, что в 2019 году закон о Кавминводском зелёном поясе будет наконец-то принят краевыми депутатами.

Хотелось бы верить, что всё именно так и будет. Только вот что настораживает. Местные чиновники, как могут, сопротивляются приданию защитного статуса городским лесам, рассматривая их как площадки перспективной застройки торгово-развлекательными центрами и жилыми домами. Чтобы образумить нерадивых чиновников, природоохранной прокуратуре пришлось проделать огромную работу и выиграть не один судебный процесс.

С трудом, но всё-таки дело сдвинулось с мёртвой точки. В буквальном смысле этого слова, наступая на горло собственной песне, администрации Кисловодска, Ессентуков, Железноводска и даже Пятигорска практически завершили процесс межевания и постановки на кадастровый учёт городских лесов. Можно считать, что полдела уже сделано. Правда, и здесь не обошлось без сюрпризов. Так, например, Минераловодская администрация до сих пор обжалует судебное решение, обязывающее её позаботиться о своих лесах. Но не так давно в отставку был отправлен скандально известный глава Минераловодского городского округа Сергей Перцев, прославившийся своей нелюбовью к зелёным насаждениям. Теперь появилась надежда на скорейшее завершение ненужных судебных споров.

В любом случае жители курортного региона продолжают верить в то, что в новом году им не подложат символ 2019 года вместо долгожданного «зелёного щита».

Кисловодск не дорос до звания «эталонного курорта»

Второй год кряду ничем особенным не порадовала реализация Плана по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года, утверждённого правительственным распоряжением в декабре 2016 года. И всё потому, что реальных денег из федерального бюджета федеральный курорт пока что не увидел. Если и выделялось какое-то финансирование, то направлялось на реконструкцию цирка, строительство спортивных объектов, ремонт музея, т. е. на те объекты, которые к развитию общекурортной инфраструктуры не имеют прямого отношения. А в это же самое время бюджетные миллиарды без зазрения совести шли на строительство новых турбаз, с подачи творческих личностей из Минкавказа называемых «эталонными курортами».

Вместе с тем есть и приятные моменты, связанные с исполнением упомянутого Распоряжения Правительства РФ. В соответствии с утверждённым планом в 2018 году Минкавказ должен был подготовить проект постановления Правительства РФ «Об утверждении границ округов горно-санитарной охраны города-курорта Кисловодска». Но раз этого не произошло, то, безусловно, для федерального курорта Кисловодск это большое и радостное событие, равносильное отказу от вынесения смертного приговора.

А всё потому, что в соответствии с действующим законодательством утверждаются не «округа», а «округ», и не для «города-курорта Кисловодск», а для «курорта федерального значения Кисловодск». И если об этом ничего не знают чиновники Минкавказа, то не было никакой необходимости им своё бестолковое восприятие окружающей действительности прописывать в серьёзных документах. Не нужно было обещать того, чего в принципе невозможно исполнить.

Курортная стратегия не оправдала надежд

Но, пожалуй, более всего разочарований в уходящем году вызвала Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утверждённая распоряжения Правительства РФ в конце ноября 2018 года. Для жителей курортного региона КМВ данное событие может смело претендовать на звание победителя в номинации «Главное разочарование года». Те, кто уже успел ознакомиться со Стратегией, не скрывают своих эмоций и возмущения. И на это у них имеются довольно веские основания.

То, что федеральный Минздрав провалил исполнение президентского поручения и почти на два года затянул срок разработки курортной Стратегии, можно было бы понять и простить, если бы в итоге появился документ, позволяющий работникам курортной отрасли вздохнуть с облегчением. Вопреки ожиданиям и звучавшим ранее обещаниям Стратегия развития российских курортов получилась аморфная, без какой-либо конкретики с малопонятными целями и забавными критериями оценки её эффективности.

В тексте Стратегии не удалось отыскать даже упоминания о господдержке развития курортной инфраструктуры. Вместо этого акцент делается на некоем повышении инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса страны. Результатом такого подхода должна стать приватизация находящихся в госсобственности санаториев, у многих из которых в результате своеобразной заботы федерального центра степень износа зданий превысила 80%.

Следовательно, государство, которое в настоящее время является собственником 44% санаторно-курортных организаций, действующих на территории страны, наметило для себя стратегический курс постепенного отдаления от такой важной отрасли.

В то же время одним из направлений решения задач, определённых Стратегией, указано распространение эксперимента по взиманию курортного сбора на территорию других субъектов Российской Федерации. Трудно сказать, насколько помогут модернизации запущенной курортной инфраструктуры те несколько сотен миллионов рублей, собираемых с курортников, учитывая, что затраты на её проведение оцениваются в десятки миллиардов рублей. Тем не менее курсбор определён как один из значимых составляющих утверждённой Стратегии.

Ещё одним, не менее интересным приоритетным направлением Стратегии является актуализация границ округов горно-санитарной охраны. Правда, разработчики Стратегии не уточнили, границы каких округов необходимо актуализировать – курортов, месторождений минеральных вод или скважин. К тому же, они не определились с источником финансирования указанных работ.

Однако самое забавное в рассматриваемой Стратегии даже не это. Наибольший интерес представляют критерии оценки итогов её реализации.

С лёгкой руки Минздрава России об успешности её реализации можно будет говорить, если в 2024 году 65% медперсонала санаториев не повысят свою квалификацию, а сведения о примерно 200 санаториях не будут включены в госреестр и они не смогут функционировать на законных основаниях. Вдобавок ко всему, количество пролечившихся в санаториях должно будет сократиться с 7 136 тыс. человек (2016 год) до 6 965 тыс. человек (2024 год).

Приведённые цифры лучше всего показывают истинную цену данным ранее обещаниям.

Комментарии ()