еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Никаких + 19

Недавно Федеральный экспертный центр «Движение без опасности» провёл социологическое исследование на тему «Насколько развито правосознание наших водителей в плане соблюдения скоростного режима». И выяснилось, что развито оно очень слабо – в борьбе закона и вечного русского «авось» побеждает последний.

 

Так, 55 процентов респондентов ответили, что часто встречали автомобилистов, движущихся быстрее установленного ограничения скорости в населённом пункте, а 65 процентов опрошенных встречали таких автомобилистов вне населённого пункта. 46 процентов участников опроса не считают превышение скорости на 20 км/ч серьёзным нарушением Правил дорожного движения, связанным с риском для жизни, а воспринимают как досадную возможность нарваться на штраф.

Парадоксально, но 80 процентов опрошенных водителей согласны с тем, что риск попасть в ДТП возрастает при увеличении скорости движения автомобиля. Но при этом 73 процента считают, что тормозные системы современного автомобиля позволят им избежать фатального ДТП, а ещё 62 процента считают себя настолько опытными рулевыми, что исключают вероятность аварии при любом превышении скорости.

Исправить такую кашу в голове призван широкомасштабный общероссийский социальный проект «Однозначно», направленный на снижение дорожно-транспортного травматизма, который проходит в нашем крае, ставшем одним из 15 регионов – участников кампании. Он охватит все слои населения – от детсадовцев до пенсионеров, от пешеходов до водителей и велосипедистов. Цель акции – «вдолбить» в головы автолюбителей необходимость неукоснительного соблюдения скоростного режима, нарушение которого является одной из основных причин ДТП с тяжкими последствиями.

Об этом шла речь на пресс-конференции, давшей старт проекту. Её спикерами были руководитель кампании «Однозначно» Валентина Кульбицкая, зампред краевого правительства Юрий Скворцов, главный госинспектор БДД Ставрополья Алексей Сафонов, замминистра дорожного хозяйства и транспорта СК Дмитрий Ворошилов, замминистра образования СК Элона Толгурова.

     

Роковые «ненаказуемые»

Почему упор кампании делается именно на нарушение скоростного режима? Да потому что оно, равно как и выезд на полосу встречного движения, является наиболее частой причиной ДТП с тяжкими последствиями. Статистика говорит сама за себя: в прошлом году на дорогах страны из-за нарушения скоростного режима произошли 10035 ДТП, в которых погибли 1368 человек и пострадали 13833.

Невесёлая картина и у нас в крае: с начала года на Ставрополье произошли 168 скоростных автоаварий, в которых погибли 54 и были ранены 235 человек. Симптоматично, что львиная доля этих ДТП зарегистрирована на автодорогах, оснащённых указателями допустимо разрешённой скорости движения.

Причём зачастую в аварию попадали не безголовые лихачи, носящиеся на скорости под 200 км/ч, а вполне адекватные автолюбители, которые и превысили скорость «всего лишь» на 10-15 км, чем совершили роковую ошибку. Ведь, как известно, сейчас попасть под штрафные санкции водителю грозит лишь в том случае, если он превысил скорость на 20 и более км/ч. А вот если «только» на 19, то он чист перед законом.

 Так что каждый третий автолюбитель, как показал вышеупомянутый опрос, пребывает в святой уверенности, что может смело прибавлять к указанным на знаке цифрам плюс 19 километров (тех самых пресловутых «ненаказуемых» км/ч) и не опасаться никаких последствий. Да, в плане штрафов ездоку, передвигающемуся со скоростью 79 км/ч вместо диктуемых 60, не грозит ничего. Но вот вероятность жестоко поплатиться здоровьем или жизнью, стать автоубийцей весьма реальна

– Решению проблем толкования дорожных знаков и посвящена наша социальная кампания «Однозначно». Она призвана повысить культуру поведения всех участников дорожного движения, и в частности, водителей, которые не считают нарушение скоростного режима на 5-19 км/ч опасным. До сознания водителей мы постараемся донести мысль, что знаки ограничения скорости следует понимать однозначно: если указано не больше 60 км/ч, то не стоит превышать скорость. Поскольку превышение скорости даже на «ненаказуемые» 19 км/ч создаёт массу опасных ситуаций на дорогах, – сказала Валентина Кульбицкая. – Каждый представляет эту ситуацию примерно так: трасса, можно ехать 90 км/ч. Что произойдёт, если мы поедем 91 км/ч? Да ничего. А теперь представим другую ситуацию: двор и нарушение скоростного режима на 1 км/ч. И опять в новостях о том, как ребёнок выбежал на дорогу, а водитель не успел затормозить. И для пешехода, и для водителя эти «маленькие километры», даже всего плюс 1 км/ч, могут оказаться фатальными.

Торопыги, зомби и экстремалы

Кстати, эти пресловутые «ненаказуемые 19 км/ч, введённые в 2013 году из-за технического несовершенства систем видеонаблюдения и планируемой балльной системы, вполне вероятно, вскоре канут в Лету. Уже совсем скоро планка допустимого ненаказуемого превышения скорости может быть снижена с 20 до 10 км/час. Но так как балльная система так и не была принята, а техника стала качественнее, необходимость в смягчении наказания за незначительное превышение скорости отпала.

Впрочем, винить только автолюбителей в том, что в России ежегодно на дорогах гибнет население целого маленького города – 18-20 тысяч человек, -было бы неправильно. Среди пешеходов не меньшая доля нарушителей. Тех торопыг, которые мчатся через проезжую часть на красный свет – мол, а что такого? Машины же далеко. И при этом ещё и тянут за собой ребёнка, а то и двух.

Тех экстремалов, кому лень пройти пару десятков метров до ближайшей зебры и поэтому очертя голову маневрирующих прямо черед транспортный поток. Тех «зомби», которые, уткнувшись в мобильники, закупорив уши наушниками и отгородившись от внешнего мира капюшонами, даже не утруждают себя задачей осмотреться по сторонам, перед тем как перейти дорогу. И таких «двуногих нарушителей» только на Ставрополье – вагон и маленькая тележка. За девять месяцев этого года к административной ответственности привлечены 47 тысяч нерадивых пешеходов. А сколько ещё просто не попались на глаза инспекторам? Думаю, в десятки, если не в сотни раз больше.

Превентивные меры

И что с ними со всеми делать? И с горе-водителями, и с горе-пешеходами? Наказывать строже и строже? Это – полумера. Важность пропаганды неукоснительного соблюдения ПДД объяснил Алексей Сафонов.

     

– Эта акция – та часть целенаправленной работы, которая проводится в РФ в плане снижения ДТП на дорогах, – сказал он. – И первые результаты уже есть: в стране, как и в крае, шестой год подряд снижается уровень аварийности на дорогах. Но проблем ещё более чем достаточно. Только в 2019 году на дорогах Ставрополья нашими сотрудниками выявлены 350 тысяч случаев превышения скорости. Люди гибнут, страдают. И мы прекрасно понимаем, что только методом кнута, то есть, наказанием, эту проблему не решить. Здесь нужно работать на предупреждение. Сейчас в крае все 750 экипажей ДПС оснащены электронными планшетами. Водителям-нарушителям и пешеходам показывают тематические ролики, демонстрирующие последствия ДТП и призывающие граждан соблюдать Правила дорожного движения. Да, ролики с мест ДТП страшные, жуткие, но они должны пробрать человека до глубины души, заставить его задуматься о том, во что может вылиться его вольное или невольное нарушение.

Дорожно-воспитательный процесс

Важность и первоочередность проблемы сокращения дорожно-транспортного травматизма понимают и в правительстве края. Равно как и то, что профилактика в деле сокращения смертности на дорогах играет не последнюю роль.

– К примеру, если в 2017 году количество погибших в автоавариях в крае исчислялось в соотношении 16 на 100 тысяч населения, то к 2024 году мы поставили себе задачу сократить этот показатель до 4,5 на 100 тысяч, – заявил Юрий Скворцов. – Да, задача амбициозная, но не невыполнимая. Например, в следующем году выделяется 185 млн рублей на внедрение ещё 50 комплексов видеофиксации нарушений ПДД на наших дорогах, в девяти населённых пунктах будут созданы специализированные центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Но успеха можно ждать, если будут работать все блоки мер – от пропаганды и профилактики до принципа неотвратимости наказания.

Коснулись на пресс-конференции и такой важной составляющей дорожной безопасности, как состояние проезжих частей. Ведь вряд ли кто будет спорить, что неудовлетворительное состояние дорожного полотна – один из главных сопутствующих факторов при совершении автоаварий. Но Ставрополью в этом плане в отличие от многих других краев и областей страны есть чем гордиться.

По качеству улично-дорожной сети мы входим в ТОП-10 регионов. Однако, как сказал Дмитрий Ворошилов, это не повод не думать об улучшении действующей транспортной инфраструктуры. Если этого не делать, все предыдущие достижения пойдут насмарку. В частности, уже в следующем году будут приведены в порядок 45 муниципальных и 5 региональных дорог. На эти цели планируется потратить 1,6 млрд рублей.

Образовательные учреждения Ставрополья также будут задействованы в социальной акции «Однозначно», чтобы сформировать у учащихся нетерпимое отношение к правонарушениям, заявила Элона Толгурова. Особая роль отводится педагогам – они будут не просто участвовать в акциях, но и сами проходить обучение. Замминистра напомнила, что краевой минобр проводит десятки акций, в которых детям рассказывают о безопасности на дорогах.

Комментарии ()