еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Неподъёмные подъёмники

Есть такое расхожее словосочетание «долговая яма». Но, похоже, наши чиновники намерены ввести в жизнь новый оборот речи – «долговая высота». То есть подъём. На лифте. Да-да, за удовольствие добраться до нужного этажа не на своих двоих региональное МинЖКХ предлагает жителям многоэтажек влезть в долги. Точнее – в банковские кредиты.

На тебе, боже, что нам не гоже

С тех пор, как рухнул Советский Союз, а в стране воцарилась поголовная демократия, помноженная на частную собственность, тема ЖКХ год из года становится всё болезненнее и острее, как нарыв. Начать с того, что под видом облагодетельствования жильцов многоэтажек, при СССР и не помышлявших о частнособственнических квадратных метрах, государство разрешило им приватизировать квартиры. Но при этом в лучших традициях дикого капитализма банально спихнула на их плечи проблемный, требовавший ремонта жилфонд.

Те, кто застал эти времена лихорадочной приватизации, прекрасно помнят, как первые лица государства били себя пяткой в грудь, обещая, что все многоэтажки, отданные в собственность людям, будут капитально отремонтированы. Мол, негоже населению передавать дома с текущими крышами и лопнувшими трубами. Даже соответствующий закон был издан. И что? Поздравляю, как говорится, гражданин, соврамши.

Как только квартиры были приватизированы, жильцов МКД государевы люди банально кинули, не заменив в домах ни одного гвоздя. И оставив население один на один с проблемами. Которые за эти десятилетия только множатся, как снежный ком. При этом издевательски напоминая каждый раз, когда люди просят помощи: мол, вы теперь собственники, вот и решайте свои вопросы самостоятельно.

В частности, возьмём лифтовое хозяйство, которое изношенное и требующее принятия срочных мер по замене и модернизации подъёмников. На Ставрополье эта коммунальная проблема – одна из самых животрепещущих. В многоквартирном жилом фонде края числится чуть больше четырёх тысяч лифтов. Из них 669 «бегают» уже более 30 лет и, сами понимаете, изношены донельзя. Некоторые из них уже отбегались и теперь находятся на вечном приколе. Например, в одной из многоэтажек на улице Космонавтов в Ставрополе подъёмник не работает с прошлого лета. В минувшем году такая же ситуация с остановленным из-за неисправности на несколько месяцев лифтом была в МКД по улице Шпаковской. Это первые случаи, что пришли на память, а их – пруд пруди.

Денег нет, как всегда

Так что же делать, чтобы лифтовое хозяйство края работало, как часы? Ответ на этот злободневный вопрос на прошлой неделе искали чиновники МинЖКХ СК и члены Общественного Совета ведомства. По большому счёту, замена лифтового оборудования относится к области капитального ремонта. Которым в крае занимается целое специальное ведомство – региональный оператор Фонд капремонта, куда люди, которым «посчастливилось» жить в многоэтажках, исправно перечисляют взносы. Но выясняется любопытная вещь – на лифты у Фонда денег нет.

По словам первого замминистра ЖКХ СК Ольги Силюковой, чтобы заменить 669 лифтов, срок службы которых составляет 30 и более лет, потребуется порядка миллиарда рублей. Эта цифра сопоставима с ежегодным сбором взносов на капремонт в общий котёл регионального оператора. И только за счёт программы капремонта проблему не решить. Мол, модернизация и замена лифтового хозяйства – самая дорогая статья капитального ремонта МКД. Замена одного лифта – от подготовки проекта до его установки – обойдётся примерно в 1,7 млн рублей. По подсчётам – с существующим размером взноса на капремонт и без учёта инфляции – обычная четырехподъездная 9-этажка накопит необходимую сумму только за пять-шесть лет. И это с условием, что все будут исправно платить взносы.

В общем, заседающие дружно резюмировали: работающие лифты – забота исключительно жителей МКД. Вот пусть и заботятся о своём имуществе сами. Хотите кататься на подъёмнике – извольте заплатить за его замену или ремонт из своего кармана. Правда, когда начали считать, сколько же придётся заплатить каждому собственнику квартиры, сами обалдели – по самым скромным меркам около 50 тысяч. Учитывая реальные, а не озвучиваемые для статотчётов пенсии и зарплаты, ясно, что таких лишних денег у народа просто нет.

Народ, бегом за кредитом!

Но заседающие не стали унывать и тут же предложили населению выход – взять для лифтовых нужд кредиты в банке. Замминистра О. Силюкова очень красочно стала расписывать, какая это замечательная возможность, особо акцентируя внимание на том, что потом часть процентной ставки можно вернуть с помощью финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Мол, этим механизмом уже воспользовались 22 владельца спецсчетов в соседней Ростовской области: с помощью кредитных средств в 2017 году отремонтировали 14 лифтов в пяти МКД. А в этом году заявки на участие в программе субсидирования процентной ставки подали жители уже 91 МКД Ростовской области.

О как! Как говорится, этими бы устами да мёд пить – всё красиво и гладко расписано. Но как-то собравшиеся подзабыли, что такой вариант – с кредитами – они уже попытались пролоббировать пару месяцев назад на аналогичном заседании. И даже постановили, что надо написать губернатору Владимиру Владимирову письмо, в котором предложить ему такой вариант: пусть собственники жилья в многоэтажках сами возьмут льготные кредиты на лифты. Правда, не понятно, зачем писать губернатору. Он, что ли, кредиты выдавать будет? Вроде банка в собственности у него нет. В декларации о доходах такое имущество ни у него, ни у его семьи не значится. Или мы чего-то не знаем? А выдавать ссуды из собственного кармана вряд ли потянет даже губернатор.

Не известно, было ли отправлено это послание главе края или нет. Но, похоже, что если и было, то понимания не нашло. Поскольку говорильня говорильней, а реалии реалиями. Если обратиться к истории вопроса, то мы видим, что идея с кредитами, которые должны брать жильцы для своих лифтовых нужд, усиленно рекламировалась ещё 10 лет назад на федеральном уровне. Тогда тоже звучали красивые рассказы о том, какой это замечательный выход для жильцов – взять «длинный» кредит и на него отремонтировать дряхлый подъёмник.

«По сути, лифты – особый вид транспорта, который перевозит миллионы пассажиров в день. Необходимо создать правильный прозрачный механизм, регламентирующий эксплуатацию и замену этого опасного транспорта», – разглагольствовал тогдашний гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин. Странно, как ещё не предложил обложить каждого собственника квартиры в МКД транспортным налогом – лифт же «транспорт».

Прокукарекали, а там хоть не рассветай

Но идея тогда заглохла. Федеральные чиновники так и не смогли разработать мало-мальски внятные механизмы реализации своих прожектов. Во-первых, не понятно, кто в этом случае будет заёмщиком. Каждый собственник квартиры должен сам взять кредит в каком-то банке или это должны сделать ТСЖ, ЖСК или УК, а потом «разбросать» сумму поквартирно? Так если предлагается каждому конкретному лицу брать займ самостоятельно, это лицо может и не согласиться. Многие и так в потребкредитах да ипотеках по уши. Многим просто откажут в предоставлении банковской ссуды – из-за испорченной кредитной истории, маленького дохода и ещё кучи обстоятельств.

Во-вторых, ни в первом, ни во втором случае непонятен механизм погашения кредита. Сам собственник будет ходить в банк оплачивать долги или платёж по кредиту будет включён отдельной строкой в квитанцию за ЖКУ? В-третьих, а как быть в случае форс-мажора, коих в многоквартирных домах бывает много? Разорилось УК, распались ТСЖ или кооператив. Кто и как будет отдавать деньги? Умер или сменился владелец квартиры – долговые обязательства по кредиту остаются на нём или переходят на следующего собственника? Как будет рассчитываться платёж по кредиту – по квадратным метрам или по количеству проживающих в квартире? И, если кредит будет целевым на нужды капремонта, будут ли распространяться льготы по оплате на определённые категории населения, на которые распространяются остальные льготы по ЖКУ?

И главное – какой банк согласится на такую авантюру? Дать взаймы не понятно кому с риском не получить своих денег назад. Ну и совсем уж непонятно обещание госпожи Силюковой о возможности возвращения части процентной ставки с помощью финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Кому и как будут возвращаться переплаченные деньги? Непосредственно жильцам? Юрлицу в виде УК, ТСЖ или ЖСК? На федеральном уровне так и не смогли разрешить этот клубок вопросов, усугублённый нашим крайне противоречивым стремительно меняющимся законодательством, и, похоже, похоронили задумку.

А теперь этого «мертворождённого ребёнка» нам региональные чиновники пытаются преподнести как ноу-хау. Правда, без разъяснения всех нюансов и трудностей. Меж тем в стране давно существует практика, когда лифтостроительные и ремонтные компании по договору с региональными властями меняют и модернизируют лифтовое оборудование в МКД в рассрочку. И на нужды капремонтов даже готовы отпускать лифты без традиционной 30-процентной предоплаты. Но это не на Ставрополье, у нас возможность реализации этих механизмов только прорабатывается министерством ЖКХ Ставропольского края. И судя по «расторопности» министерских чиновников такой простой и прозрачный выход из лифтового коллапса нам ещё долго не светит.

Комментарии ()