еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Нелепые инициативы Минприроды России

Фото: pexels.com

         Многие наши сограждане обратили внимание на довольно странное поведение руководства Министерства природных ресурсов и экологии России, которое оно демонстрирует в последние годы. Без преувеличения можно сказать, что деятельность чиновников главного природоохранного ведомства страны очень часто стала напоминать работу генератора случайных чисел.

Их предложения, например, такие, как сократить количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы охранных зон ООПТ, разрешить сбрасывать недостаточно очищенные сточные воды в озеро Байкал, бороться с лесными пожарами посредством проведения сплошных рубок лесных насаждений и тому подобные, выглядят настолько нелогичными и непрофессиональными, что их даже трудно стало комментировать без использования ненормативной лексики.

 

 

Туристы могут навредить мусорной реформе

 

         Казалось бы, по мере того, как отношение россиян к потенциально опасным инициативам Минприроды России становилось всё более нетерпимым, энтузиазм генераторов нестандартных идей должен был бы постепенно угасать, а их энергия так же неумолимо направляться в правильное русло. Но, как выяснилось, не на тех нарвались. У сотрудников МПР обнаружилась настолько богатая фантазия, что впору уже всерьёз обеспокоиться возможными негативными последствиями, которые могут возникнуть при условии реализации даже части из них.

 

         Одной из таких курьёзных инициатив явилось предложение Минприроды, сформулированное им в письме от 18 мая 2022 года, которое было направленно в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ссылаясь на письмо Росприроднадзора, замминистра МПР Дмитрий Тётенькин проинформировал региональные власти о возможных рисках в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Причём упор был сделан на те субъекты Федерации, которые пользуются особой популярностью для летнего отдыха жителей нашей страны.

 

         Исходя из этого, подопечные Светланы Радионовой пришли к выводу о том, что слишком интенсивные потоки в южные края отдыхающих могут так сильно повлиять на количество образующихся твёрдых коммунальных отходов, что их в скором времени негде будет размещать. Озабоченность Росприроднадзора была с пониманием встречена руководством Министерства природных ресурсов и экологии России, которое незамедлительно выдвинуло идею «превентивного реагирования».

 В качестве главного направления превентивного удара по коммунальным отходам была сформулирована рекомендация МПР «предусмотреть меры поддержки для обеспечения устойчивого предоставления услуг по обращению с ТКО в виде дополнительного финансирования, в том числе из средств, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в счёт уплаты курортного сбора в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском и Ставропольском краях».

 

 

Неуважение к закону не украшает чиновников

 

         Ссылка на федеральный закон выглядит довольно интригующе. Как известно, в упомянутом 214-м законе содержится чёткое определение понятия «курортная инфраструктура» и исчерпывающий перечень мероприятий, на финансирование которых могут быть направлены средства, поступившие в виде курортного сбора.

 К большому сожалению для чиновников из Минприроды России, в данном перечне нет даже упоминания о возможности финансирования за счёт средств курортного сбора вывоза и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Следовательно, озвученное МПР предложение  выглядит не только нелепо, но и противозаконно. Никто же находящийся в здравом уме не станет утверждать, что для изменения нормы закона достаточно всего лишь рекомендации замруководителя одного из министерств. В таком случае не понятно, на что рассчитывал господин Тётенькин, ставя свою подпись под сомнительного содержания посланием?

 

         К слову сказать, творческий подход к использованию денежных средств, поступающих в виде курортного сбора, некоторые креативно мыслящие чиновники демонстрировали и раньше. Но на них, как правило, никто всерьёз не реагировал. Все заканчивалось очередным разъяснением законодательных норм и пожеланиями использовать свою энергию (равно, как и бюджетные средства) по целевому назначению.

 

         Одна из таких историй произошла в феврале 2018 года, когда мусорная реформа и эксперимент по взиманию курортного сбора только-только начинали набирать обороты. Тогда модно было проводить всевозможные деловые встречи, форумы и совещания, на которых пытались понять, с какого бока приступить к реализации новых идей. На одном из таких форумов, который назывался «Первый профессиональный диалог отрасли управления отходами», с зажигательной речью выступил замминистра ЖКХ и ТЭК Краснодарского края Святослав Удинцев.

 Он рассказал, что в период летних отпусков количество бытовых отходов на курортах Кубани в полтора раза превышает аналогичный показатель, фиксируемый в межсезонье. Но стоимость их вывоза не учтена в тарифе для регоператоров, что грозит возникновением мусорного коллапса. А чтобы этого не произошло, замминистра ЖКХ и ТЭК Кубани предложил Минприроды России и «Российскому экологическому оператору» разработать систему оплаты вывоза сверхнормативного мусора в курортных регионах в летний период.

«Можно рассмотреть вопрос оплаты этих расходов за счёт части курортного сбора, рассчитав стоимость услуги после оценки количества сверхнормативных отходов в рамках местной территориальной схемы», — добавил Святослав Удинцев.

 

 

Минприроды поменяло тактику

 

         Реакция участников форума оказалась вполне предсказуемой. «Объём средств курортного сбора настолько мизерный, что эта сумма не спасёт региональных операторов», — заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. И тут же привела свои расчёты. В 2018 году курортный сбор обеспечил поступление в бюджеты курортных территорий Кубани порядка 108 млн рублей. Это составляет около 1% от той суммы, которая была перечислена региональному оператору за вывоз мусора. Поэтому даже если всю сумму курортного сбора автоматически перечислять регоператору, это не сможет сильно повлиять на очистку территории от бытовых отходов.

 

         Не торопиться с принятием непродуманных решений посоветовал также генеральный директор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. Его аргументы заключались в следующем: «В первую очередь нужно понять объёмы миграции, чтобы определить наиболее эффективные варианты решения проблемы вывоза мусора. Речь не только о притоке туристов на курорты, но и о сезонной миграции в других регионах. С учётом полученных показателей мы сможем детально проработать проблему вывоза дополнительных отходов и их оплаты».

 

         Не осталось в стороне от обсуждаемой темы и Минприроды России. Представитель министерства заверил, что необходимо изменить порядок оплаты за вывоз ТКО и платить не по каким-то там нормативам образования отходов, а по их фактически вывезенным объёмам. Это предложение было похоже на желание оценивать состояние больных не по средней температуре по палате, а по индивидуальным показателям. Поэтому вполне очевидно, что предложение Минприроды понравилось всем. Прежде всего тем, кто платил за вывоз мусора. Не пришлась по вкусу эта идея только региональным операторам, которые честно признались, что не умеют считать фактический объём мусора.

 

         К идее внести коррективы в методику расчёта платежей за вывоз твёрдых бытовых отходов Минприроды России решило вернуться весной 2020 года. Был даже подготовлен проект правительственного постановления, разрешающий гражданам оплачивать вывоз мусора исходя из его фактического объёма, если об этом жители и управляющие компании договорились с региональным оператором. Как утверждала тогда вице-премьер правительства Виктория Абрамченко, курирующая мусорную реформу, она направила в регионы проект постановления для сбора отзывов и предложений. А ещё пообещала, что новый документ вступит в силу не позднее 1 июля 2020 года.

 

         Как нетрудно догадаться, никакого логического продолжения та затея Минприроды не получила. По всей видимости, не те отзывы и предложения были получены с мест. А ведь идея была правильная. Каждый должен платить за свой мусор. И не важно, нормативный он или сверхнормативный. Сколько образовал отходов – за столько и заплатил. При этом не нужно ни в карман государства лезть, ни средства курортного сбора использовать не по целевому назначению.

 

         В этой истории важен вот ещё какой момент. Все объекты стационарного размещения туристов (санатории, пансионаты, гостиницы и т.д.) работают в открытую и не лукавят. Приедет к ним больше гостей, которые образуют больше мусора – значит, гостиница или санаторий заплатят больше региональному оператору. Из своих доходов, а не из каких-то дополнительных источников. И курортный сбор по отдельной ведомости перечислят в полном объёме.

 

         Совсем по-иному ведут себя компании, которые предпочитают работать с туристами по так называемой серой схеме. Они и курортный сбор могут «позабыть» перечислить в бюджет, и накопившийся у них мусор подбросить в чужие контейнеры или вывезти на несанкционированные свалки.

 

         Получается, что если согласиться с предложениями Минприроды, то это запросто можно будет расценить как наказание для тех, кто работает и платит честно, и поощрение для тех, кто хитрит и не желает платить по своим счетам.

 

         Согласитесь, такая схема совсем не выглядит справедливой. Точно так же, как трудно назвать её законной.

 

Комментарии ()