еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Не везёт Кавминводам с кураторами

Очередной образец несолидного отношения федерального центра к решению копившихся десятилетиями проблем имеющего федеральное значение курортного региона Кавказских Минеральных Вод в начале февраля текущего года продемонстрировало Минэкономразвития Российской Федерации. Письмом от 5 февраля 2021 года, под которым стоит подпись замглавы МЭР Сергея Назарова, в шестнадцать адресов был направлен проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня мероприятий по комплексному развитию городов-курортов Кавказских Минеральных Вод до 2030 года».

А МЧС и приставы как будут развивать города КМВ?

Получателям этого «письма счастья», среди которых странным образом оказались такие федеральные структуры, как МЧС, МВД, Федеральная служба судебных приставов и даже Правительства КБР и КЧР, которые, как известно, к городам-курортам КМВ не имеют ровным счётом никакого отношения, предписывалось в недельный срок изучить изложенный на 55 страницах документ и «направить позицию в адрес Минэкономразвития России не позднее 12 февраля 2021 года».

Вполне вероятно, что для МЧС, блестяще справляющегося с решениями задач любой сложности, не составило большого труда уложиться в отведённый срок. Но как быть остальным адресатам, например, тем же Минздраву и ФМБА, которые такой оперативностью никогда не отличались? Они что, по привычке должны были просто поставить свои подписи под судьбоносным для курортного региона документом, даже не вникнув в его суть?

Раз уж вспомнили всуе о Министерстве здравоохранения России, то не лишним будет напомнить, что в соответствии со статьёй 4.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» именно оно является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и проведение государственной экспертизы программ развития курортов и курортных регионов, имеющих федеральное значение. Чувствуете, какая разница? Не абстрактный «Перечень мероприятий», а полноценная «Программа развития», не «городов-курортов» (т.е. муниципальных образований), а «курортов (курортного региона), имеющих федеральное значение». И разработчиком должен быть не Минэкономразвития, а куратор федеральных курортов - Минздрав России.

Поэтому сразу же можно сказать, что нам вместо солидного документа пытаются подсунуть некий суррогат, от реализации которого курортам в лучшем случае будет ни холодно, ни жарко. Это всё равно, если бы вместо качественной ГОСТовской продукции предложить отведать её аналог, изготовленный по сомнительным ТУ. На первый взгляд, внешне всё выглядит привлекательно, да только послевкусие от её употребления остаётся слишком уж отвратительным.

 

«Я его слепила из того, что было»

Сам Перечень мероприятий выглядит довольно сырым, составленным на скорую руку. Такое впечатление, что его разработчики действовали по принципу: «Лишь бы отстали!». А какая польза будет от их творения и будет ли вообще – это уже не их забота.

В Перечне мероприятий есть много любопытных моментов. В частности, уже в этом году мы должны будем узнать от главного экономического ведомства страны о том, как повысить качество мест размещения в объектах санаторно-курортного комплекса. А ещё целых пять лет Минэкономразвития намеревается потратить на «подготовку предложений по формированию особых экономических зон туристско-рекреационного типа в пределах региона КМВ».

Не останется без работы и Фонд ДОМ.РФ, которому в ближайшие два года предстоит разработать «комплексный мастер-план развития городов-курортов региона КМВ», уделив при этом особое внимание не экологической проблематике, не защите от непомерной антропогенной нагрузки подземных минеральных вод, а исключительно поиску новых инвестиционных площадок, освоение которых без учёта вопросов экологии и гидрогеологии может поставить курортный регион на грань выживания.

С 2021 по 2025 годы под чутким руководством Минэкономразвития намереваются добиться «принятия необходимых корпоративных решений, направленных на реализацию проектов по модернизации и капитальному ремонту сети минералопроводов, снабжающих санаторно-курортные организации и питьевые бюветы минеральными водами».

 Отчасти этот пункт уже начал воплощаться в жизнь. Не так давно АО «Кавминкурортресурсы» завершило на Кисловодском месторождении модернизацию некоторых своих бальнеотехнических объектов. Результатом проделанной работы стало повышение отпускных цен на минеральную воду, поставляемую в санатории (причём не только в кисловодские), более чем на 10%. После чего мэр Пятигорска Дмитрий Ворошилов поспешил предупредить горожан и гостей курорта о возможном прекращении отпуска минералки в питьевых бюветах. Так что если и в дальнейшем «необходимые корпоративные решения»  намереваются принимать именно таким образом, о популяризации курортов и о повышении заполняемости здравниц можно будет забыть.

 

«Руки прочь от курортных зон!»

Очень пугающей выглядит формулировка пункта 13 Перечня мероприятий. До конца 2023 года Минэкономразвития рассчитывает завершить работу по актуализации  границ зон горно-санитарной охраны курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. Если учесть, что идеологами «актуализации» границ охранных зон курортов являются те же персонажи, которые в бытность их работы в ликвидированном (вследствие бесполезности) Минкавказе предлагали по максимуму их сократить, то можно себе представить, какую угрозу существованию курортного региона может нести  реализация данного мероприятия.

Ещё большую опасность таит в себе реализация пункта 14, в соответствии с которым МЭР великодушно предлагает правительствам Ставрополья, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии подготовить «проект постановления Правительства РФ «Об установлении границ округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск».

Всё дело в том, что на сегодняшний день такие границы существуют и установлены они были в 1985 году правительственным постановлением № 300. В 2006 году другим правительственным постановлением № 14 курорты Кавминвод были признаны курортами федерального значения в границах, утверждённых ранее постановлением № 300.

Так что если у кого-то из экономического блока сильно чешутся руки и возникло желание немного поупражняться с курортными зонами, то для начала неплохо было бы добиться выделения из федерального бюджета (курорты-то федеральные!) денежных средств, необходимых для проведения масштабных гидрогеологических, экологических и др. работ.

Сразу же следует уточнить, что подобного рода работы могут продолжаться не менее пяти лет (те, что предшествовали принятию постановления №300, длились около 10 лет). И только после этого специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (но никак не субъекты Федерации!) должен будет выполнить основной объём работы по подготовке соответствующего проекта правительственного постановления. Очевидно, что таких тонкостей курортной проблематики в Минэкономразвития никогда не знали и знать не желают. Поэтому они и сморозили очевидную глупость, обозначив её пунктом 14 Перечня мероприятий.

 

«У этих ребят прекрасное чувство юмора!»

Поразительно, но повышать экологическую безопасность Кавказских Минеральных Вод специалисты Минэкономразвития намереваются исключительно ликвидацией стихийных свалок и оптимизацией схемы обращения с отходами. Такое впечатление, что они только вчера прибыли на территорию курортного региона и ни о каких других экологических проблемах, угрожающих Кавминводам, не слышали.

Слёзы умиления наворачиваются на глаза при прочтении пункта 23 Перечня мероприятий, из которого следует, что одним из основных разработчиков «маркетинговой стратегии продвижения туристско-рекреационного продукта городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды на российском и международном уровнях» будет скандально известный Благотворительный фонд «ПосетиКавказ».

Помнится, в июне прошлого года во время своего визита на Кавминводы зампред правительства полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев очень даже нелестно отозвался об этом фонде, на финансирование которого и подобных других не менее забавных структур («КРСК - Управление активами», «МВЦ 2012», АНО «Центр природы Кавказа», «Национальные канатные дороги») ежегодно из бюджета уходит порядка 3 млрд рублей, а вот «эффект их деятельности оценить экономически крайне сложно».

Тогда же вновь назначенный «куратор» Северного Кавказа предложил упразднить структуры, проедающие госбюджет. К слову сказать, это относилось и к АО «Корпорация развития Северного Кавказа». 3 октября 2020 года премьер Михаил Мишустин даже подписал распоряжение, в соответствии с которым в феврале 2021 года КРСК должна была прекратить своё существование  путём присоединения к АО «Курорты Северного Кавказа». Правда, через пару месяцев руководитель федерального правительства передумал и подписал новое распоряжение, отменившее прежнее, в результате чего КРСК отделалась лёгким испугом и осталась в статусе действующего «института развития».

Стоит ли тогда серьёзно относиться к очередному опусу Минэкономразвития, не несущему в себе вразумительной смысловой нагрузки? Тем более что, как показывает практика, набросанный на скорую руку Перечень мероприятий может в любой момент быть изменён до неузнаваемости. Собственно говоря, это можно проследить на примере аналогичного Перечня мероприятий по развитию города-курорта Кисловодска, утверждённого распоряжением Правительства РФ в декабре 2016 года и с тех пор неоднократно подкорректированного.

При разработке проекта распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня мероприятий по комплексному развитию городов-курортов Кавказских Минеральных Вод до 2030 года» не обошлось без явного конфуза.  В пояснительной записке к указанному проекту (равно как и в финансово-экономическом обосновании) речь почему-то уже идёт о «Плане развития региона Кавказские Минеральные Воды».

Проблема только в том, что города-курорты, находящиеся на территории Ставропольского края, занимают площадь менее 40 тыс. га. В то время как регион КМВ располагается на территории, превышающей 550 тыс. га. Да, к тому же, расположен он на территории трёх субъектов Федерации. Не знать таких элементарных вещей и при этом брать на себя смелость по написанию проекта серьёзного правительственного документа – уже чересчур. Для начала неплохо было бы, как говорится, изучить матчасть.

Вероятнее всего, правительственное распоряжение «по городам-курортам КМВ» в скором времени будет подписано. Вряд ли кто-нибудь из высокопоставленных чиновников, принимавших участие в разработке Перечня мероприятий, возьмёт на себя смелость признаться в том, что он не слишком добросовестно отнёсся к решению поставленной перед ним задачи.

В таком случае оно будет иметь все шансы пополнить копилку «документов несбывшихся надежд». А Кавказским Минеральным Водам по-прежнему останется лишь уповать на чудо, способное изменить отношение к курортному региону с нынешнего несерьёзного на более подобающее, по государственному ответственное.

Комментарии ()