еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Не сломленные силой зла

Соловецкие острова. Долгое время это место на карте России связывалось с существовавшим здесь печально известным концентрационным лагерем, сломавшим десятки тысяч человеческих судеб. Мрачный, но сравнительно недолгий период истории совершенно перечеркнул тот факт, что на протяжении столетий Соловки являлись одним из культурных и духовных центров Православной России, её северным форпостом в военно-стратегическом плане. И только усилиями советского партийного руководства вчерашняя монастырская обитель получила своё новое назначение, став Соловецким лагерем особого назначения (сокращённо – СЛОН).

«Соловки: Голгофа и воскресение». Выставка с таким названием открылась на минувшей неделе в стенах Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Организована она совместно с Соловецким историко-архитектурным и природным музеем-заповедником при поддержке Ставропольской и Невинномысской епархии.

В торжественной церемонии открытия принимали участие деятели науки, представители духовенства и депутатского корпуса. Экскурсию для столь представительной делегации провела ведущий методист Соловецкого музея Мария Орёл.

 

В борьбе за русский Север

Духовная история расположенного в Белом море Соловецкого архипелага начинается в средние века. Известно, что в 1429 г. здесь появились первые русские монахи-поселенцы – преподобные Савватий и Герман. Во второй половине XV века на Соловках уже существовал полноценный монастырский комплекс, архитектурными жемчужинами которого стали храмы Преображения Спаса, Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Вываривание соли, ловля рыбы, охота на тюленей наряду с огородничеством образовали хозяйственную сторону жизни обители.

 

С XVI в. острова играли важную роль не только в духовной и хозяйственной жизни Поморья. Уже в то время стратегическое значение приобретает каменная крепость Соловецкого монастыря, служившая препятствием для распространения на русском Севере шведского влияния и установления шведского контроля над проходящими здесь морскими торговыми путями. Имея войско и ведя собственную внешнюю политику, монастырскому руководству удалось сохранить северные территории в составе русского государства в лихие годы Смутного времени.

Несмотря на непростые взаимоотношения со светской властью в последующие столетия Соловки по-прежнему остаются форпостом России на Белом море: так происходит не только в годы петровских войн со Швецией (1700-1721 гг.), но и в период Крымской войны (1854-1855 гг.), когда монастырь подвергался обстрелу со стороны подошедшей к нему английской эскадры.

В конце XIX в. Соловецкий архипелаг представлял собой уже не только важный духовный центр, но и базу для проведения научных исследований: при монастыре функционируют биологическая станция Санкт-Петербургского университета, метеопост, спасательная станция, издательство. Императорское правительство всемерно способствует культурной и научной деятельности, ведущейся в стенах древней обители.

Семь кругов ада

ХХ в. принёс Соловкам мрачную славу. Революционные потрясения не обошли монастырь стороной. В апреле 1920 г. сюда прибыла специальная комиссия, а уже в мае имущество было передано на баланс советских учреждений, братия лишена всех прав, начался процесс изъятия церковных ценностей. 18 мая 1920 г. можно считать датой официального закрытия Соловецкого монастыря.

Вскоре на Соловках создают лагерь, где содержатся военнопленные Гражданской войны и лица, осуждённые на принудительные работы. Показательно, что часть послушников отказалась покинуть монастырь, предпочитая трудиться в лагере в качестве вольнонаёмных рабочих.

В июне 1923 г. острова переходят в ведение Управления северными лагерями ОГПУ. Начинается ликвидация концлагерей в Архангельске, Холмогорах, Пертоминске и перевод содержавшихся в них заключённых на Соловки.

Так создаётся печально известный СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, предназначенный для содержания тех, кого Советская власть считала особо опасными. Из материалов выставки следует, что состав заключённых концлагеря был весьма разнородным: представители дворянства, духовенства, царской интеллигенции, участники Белого движения, но присутствовали и откровенно уголовные элементы.

 

Нравственный университет академика Лихачёва

Пожалуй, самыми известными узниками Соловецкого лагеря стали известный философ священник Павел Флоренский и выдающийся учёный-филолог Дмитрий Лихачёв. Будущего академика, выпускника Ленинградского университета, Д.С. Лихачёва арестовали в феврале 1928 г. Его обвиняли в том, что он являлся членом нелегального студенческого кружка, на одном из собраний которого сделал доклад «О старой русской орфографии», «попранной и искажённой врагом церкви Христовой и народа российского».

Итогом этого выступления стал приговор: пять лет заключения за контрреволюционную деятельность. Вернулся в Ленинград Д.С. Лихачёв лишь через четыре с половиной года: с ноября 1928 по ноябрь 1931 г. он отбывал наказание в Соловецком лагере, затем его перевели на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда досрочно освободили как ударника лагерного труда. Впоследствии учёный называл Соловки своим главным нравственным университетом.

Так сколько же жизней и судеб сломал концлагерь, созданный большевиками на месте бывшего монастырского комплекса? По словам Марии Орёл, за весь период его существования (1920-1939 гг.) здесь содержались порядка 80 тыс. человек. Из них, по меньшей мере, 12-15 тыс. обрели на Соловках вечный покой. Значительный процент заключённых составляли религиозные деятели: известны имена 80 митрополитов, архиепископов и епископов, а также более 400 имён священнослужителей Русской Православной церкви, бывших узниками Соловецкого лагеря.

 

 

Возвращение к истокам

Восстановление комплекса Соловецкого монастыря и создание здесь музея связано с именем всё того же академика Д.С. Лихачёва, в 60-х гг. поднявшего вопрос о необходимости сохранения исторического наследия.

 Вскоре, в 1967 г., открывается Соловецкий историко-культурный музей-заповедник, сначала работавший в качестве филиала Архангельского областного краеведческого музея. В 1974 г. он становится самостоятельным учреждением, а с 1998 г. получает статус федерального государственного культурного учреждения. 1990 г. был ознаменован возрождением знаменитого Соловецкого монастыря в качестве духовного центра.

На сегодняшний день Соловецкий комплекс представляет собой не только восстановленный памятник архитектуры. Это уникальное место, где хранится собрание рукописных и старопечатных книг, средневековых грамот, икон, предметов церковного и декоративно-прикладного искусства.

Действительно, через призму истории Соловецкого архипелага можно проследить все этапы становления Российского государства: расширение границ, противостояние внешнему агрессору, духовная деятельность подвижников-миссионеров, наконец, самый страшный период, когда большевистское правительство объявило открытую войну многовековой русской истории и культуре, более того – самому русскому народу.

                     

Памятник непокорённому духу

И всё-таки Соловки сегодня – нечто большее, чем восстановленный памятник прошлого.

«История Соловецкого монастыря демонстрирует величайшую силу духа, – с такими словами обратился к присутствовавшим на выставке митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – Сила духа проявлялась здесь ещё до появления лагеря и представляла собой многовековой подвиг монахов, ушедших в эти суровые места от мирской суеты. Но особенно она проявилась в период существования СЛОН, узники которого в большинстве своём так и не были сломлены. Их дух не смогли сломить ни злоба, ни ненависть к Христу, церкви, нашему народу».

 

                                          

«В те страшные революционные времена на острие агрессии новой большевистской власти оказалась церковь, причём во всех отношениях, вплоть до физического уничтожения. Тем не менее она духовно выстояла, и сегодня мы должны оказать всемерное содействие возрождению, может быть, не столько церковного института, сколько христианских православных ценностей. И выставка призвана всемерно этому помогать», – рассуждает директор Ставропольского государственного музея-заповедника Николай Охонько.

Пожалуй, лучшим подтверждением сказанного служат фотографии, представленные среди экспонатов. На них запечатлены подвижники духа и мученики Соловецких островов, в том числе нашедшие в себе силы рассказать правду о тех страшных временах и сохранившие память о своих лагерных товарищах, канувших в омуте большевистского террора.

      

Комментарии ()