еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Напугали тариф мусорной реформой

Если верить чиновникам из Минприроды России и шустрым ребятам, имитирующим кипучую деятельность в недрах Российского экологического оператора, то наша страна уже третий год как живёт в условиях проводимой мусорной реформы. Приступая в январе 2019 года к масштабным преобразованиям в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, власти всех уровней твёрдо пообещали в течение ближайших десяти лет решить триединую задачу – полностью избавиться от не соответствующих нормам безопасности свалок, попутно решив проблему накопленного экологического вреда; добиться значительного сокращения количества отходов, которые производят россияне, и, самое главное, внедрить систему раздельного сбора отходов и их переработки.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда»

По прошествии двух лет можно с уверенностью утверждать, что ни одна из поставленных целей не была достигнута. Свалки как росли, так и продолжают расти. Система раздельного сбора отходов на государственном уровне  не создана. Её отсутствие решили компенсировать строительством по всей стране десятков экологически не безопасных мусоросжигательных заводов, на что намереваются израсходовать сотни миллиардов бюджетных рублей.

О полноценной расширенной ответственности производителей, призванной стимулировать бизнес, производить более экологичную продукцию и упаковку или оплачивать утилизацию отходов от её использования речи вообще не идёт. Точно так же, как и о внедрении культуры обращения с отходами.

В сентябре 2020 года объективную оценку проводимой в стране мусорной реформе дала Счётная палата РФ. Свои аргументы аудиторы изложили в объёмном документе, получившем название «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность РФ в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с ТКО». Главный вывод, к которому они пришли, был неутешителен – мусорная реформа оказалась безуспешной. При этом, по мнению Счётной палаты, ситуация с размещением отходов достигла критического уровня.

Ежегодно в России образуется 65 млн тонн твёрдых коммунальных отходов, 90% которых по-прежнему направляются на свалки и полигоны. Если ситуация и дальше будет развиваться таким образом, то в ближайшие несколько лет вывозить отходы будет некуда.

Одной из причин неблагополучного положения дел на мусорном фронте, по мнению аудиторов Счётной палаты, явились непрофессиональные действия руководства Минприроды, которое не смогло даже обеспечить своевременного принятия необходимых для старта реформы нормативных правовых актов.

Не лучшим образом проявила себя компания «Российский экологический оператор», созданная специально для реализации федерального проекта по обращению с отходами. Самое печальное, что из выделенных государством 11,4 млрд рублей в 2019 году ППК «РЭО» умудрилась освоить всего лишь 624,5 млн рублей, или 5,5% от предусмотренного финансирования. Но и это ещё не всё. За год работы Российский экологический оператор не смог утвердить ни стратегию развития компании до 2024 года, ни её инвестиционную политику, ни порядок финансирования инвестиционных проектов.

Стоит ли тогда удивляться плачевным результатам первого этапа мусорной реформы, к которым, как выяснила Счётная палата, целенаправленно продвигались её ответственные (или, вернее сказать, безответственные) исполнители?

 

«Никогда такого не было, и вот опять!»

Проведя два года в полузаторможенном состоянии, Минприроды неожиданно активизировалось и решило наверстать упущенное время. Правда, первая же озвученная представителями главного экологического ведомства страны инициатива повергла в шок наших сограждан.

Оказывается, специалисты Минприроды, перебирая всевозможные варианты решения поставленной перед ними задачи, не нашли ничего лучшего, как предложить поднять тариф на вывоз отходов на 32 рубля в год с человека. Эти средства предложено было аккумулировать, а затем направлять на рекультивацию мусорных полигонов по мере того, как они будут выводиться из эксплуатации.

«Мы провели анализ стоимости рекультивации разных видов полигонов на территории страны, она зависит от его расположения и объёма. Исходя из средних значений, размер тарифной надбавки должен составить порядка 32 руб. в год на человека», — заявил директор департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды Роман Земцов, выступая 25 февраля на заседании Общественного совета министерства. По словам господина Земцова, такое увеличение тарифа не является критичным для населения, а само предложение не нашло возражений у Федеральной антимонопольной службы.

Не стану спорить по поводу отсутствия возражений у антимонопольщиков. Как показывает практика, они и не по таким поводам не возражали. Но вот что касается оценки критичности или некритичности для населения, неплохо было бы для начала поинтересоваться мнением этого самого населения. Да и на некоторые неудобные вопросы не грех было бы ответить, прежде чем выступать с подобными инициативами.

 

«Мы ещё так будем жить, что нам внуки и правнуки завидовать будут!»

Возможно, что само по себе удорожание мусорного тарифа на 3% и не является серьёзным раздражающим фактором. Но это только в том случае, если стоимость остальных товаров и услуг остаётся неизменной.

На самом деле всё обстоит не так радостно, как хотелось бы некоторым чиновникам из Минприроды.

Вот, например, в первую неделю февраля Росстат «обрадовал» россиян информацией об ускорении роста цен на картофель, помидоры, яблоки, маргарин и сыр. Тут же последовала реакция Минсельхоза, объяснившего подорожание картофеля неурожаем 2020 года.

17 февраля ритейлеры предупредили покупателей о предстоящем 10% повышении цен на яйца и мясо птицы, виной чему, по их мнению,  является сокращение продукции на рынке из-за сезонного фактора и массового распространения птичьего гриппа.

А 24 февраля замминистра энергетики Анатолий Яновский пригрозил предстоящим подорожанием тепловой и электроэнергии «в связи с увеличением утилизационного сбора на технику для добычи угля в 2021 году». И это далеко неполный перечень заявлений о предстоящем росте цен, пугающих наших сограждан.

Так что когда 25 февраля директор департамента финансово-экономического обеспечения Минприроды Роман Земцов озвучил своё предложение обложить 32-рублёвой данью каждого россиянина в пользу владельцев мусорных полигонов, его слова упали на хорошо подготовленную почву и вызвали вполне ожидаемую реакцию.

Есть ещё ряд моментов, позволяющих поставить под сомнение обоснованность и объективность произведённых специалистами Минприроды расчётов.

При определении величины надбавки (на рекультивацию полигонов) к тарифу за вывоз твёрдых коммунальных отходов они исходили из средних нормативов накопления ТКО, равных  2,53 куб. м на человека в год. В то же время, как известно, одним из целевых показателей успешности мусорной реформы является доведение объёма извлекаемых и направляемых на вторичное использование отходов с нынешних 3% до 60%.

Следовательно, на полигонах должны захоранивать не все 100% образующихся отходов, а только 40%. Поэтому величина 32 рубля при умножении на поправочный коэффициент 0,4 превращается в 13 рублей. Но это примерно столько же, сколько уже заложено в действующем тарифе на вывоз и утилизацию бытовых отходов.

 Получается, что никто никому ничего не должен. Просто мусорные бароны, исправно получающие деньги за размещение мусора на своих полигонах, должны будут не минимизировать свои затраты, превращая их в сверхприбыль, а честно выполнить работу, за которую они авансом получили деньги, т.е. произвести рекультивацию свалки.

Вероятнее всего, у Минприроды на этот счёт имеются свои собственные соображения.

 

Главная цель мусорной реформы?

Если бы в департаменте финансово-экономического обеспечения Минприроды России работали настоящие профессионалы, они наверняка знали бы, что одним повышением тарифа мусорную проблему решить невозможно. На старте мусорной реформы решили идти именно по этому пути. К чему это привело – хорошо известно. Собираемость платежей резко снизилась.

Весной 2020 года общая сумма задолженности перед региональными операторами составила порядка 50 млрд рублей. А тех денег, которые доходили до операторов, хватало лишь на оплату их текущей деятельности. Разумеется, что в таких условиях ни о каких инвестициях в строительство мусоросортировочных комплексов и внедрении системы раздельного сбора не могло быть речи.

Вопреки ожиданиям и обещаниям пока ещё не заработала в полную силу система расширенной ответственности производителей. Когда её внедряли, рассчитывали получать ежегодно примерно 30 млрд рублей. В действительности же в 2019 году сумели собрать в десять раз меньше, т.е. 3 млрд рублей.

Получается, что экологический сбор, заложенный в цену товара, покупатели честно оплатили, но бизнесмены по обыкновению  «забыли» своевременно перечислить их на счёт Российского экологического оператора. При этом многочисленные контролёры, в том числе и Минприроды, не нашли(а может быть, даже не пытались искать) способа заставить предпринимателей выполнить то, что им надлежало сделать по закону. Куда проще оказалось переложить ответственность на плечи простых граждан.

Вот и получается, что пока что «мусорным реформаторам» нечем похвастаться. Ну разве что непреодолимым желанием приступить к массовому строительству «платиновых» мусоросжигательных заводов, созданием неэффективного Российского экологического оператора и непрекращающимся повышением тарифа на вывоз и утилизацию бытовых отходов.

Неужели в этом и заключалась главная цель проводимой мусорной реформы?

Комментарии ()